Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 14 (1209)
18.04.2014
НОВОСТИ
События
Культура
Проблемы
Правопорядок
Здоровье
История
Спрашивайте - отвечаем
Память
16-я полоса
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 14 (1209), 18.04.2014

КУНСТКАМЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Практическое обучение - вот что стоит на первом плане в Одесском медицинском университете на протяжении уже 114 лет. Именно так был поставлен вопрос с самого начала - с открытия медицинского факультета Императорского Новороссийского университета, когда были созданы анатомический и патологоанатомический музеи, где сегодня собраны более пяти тысяч уникальных экспонатов для обучения студентов.

В музее - все болезни века

Музеи Одесского медицинского университета по праву считаются уникальными.

- За 114 лет существования нашего вуза сохранены все традиции, заложенные изначально, - рассказывает помощник ректора Галина Хандрикова. - Теория - это хорошо. Но без того, чтобы студент увидел, узнал, пощупал, разобрался, не может быть настоящего обучения. У нас для этого созданы все условия.

Экскурсию мы начинаем с морфологического корпуса. Как только мы заходим в него, как ощущаем запах формалина. Говорю об этом своей провожатой, ассистенту кафедры патологической анатомии.

- А мы уже не замечаем, привыкли! - отвечает Дарья Николаевна.


В классах, аудиториях идут лекции. Мы открываем высокие двери морфологического патологоанатомического музея. И здесь тоже проходит занятие. На столе колба с пораженной циррозом печенью. Студенты изучают внутренние болезни. В огромных шкафах до потолка, на полках собраны уникальные экспонаты. Здесь можно увидеть, что происходит с легкими курильщика. У здорового человека они - светлые. У больного - почерневшие. А вот сердце, пораженное инфарктом, печень при остром лейкозе, которая весит 9 кг. Дар профессора Никитина 1904 года - лимфостаз конечности, когда она приобретает гигантские размеры из-за застоя лимфы. Первыми экспонатами патоанатомического музея были препараты из коллекции профессоров Московского университета. Затем музей пополнялся трудами преподавателей, студентов, препараты дарили на день рождения кафедры. Сейчас музей насчитывает более 2,5 тысячи уникальных экспонатов, которые помогают углубленному изучению курса патологической анатомии.

- Здесь собраны все болезни века, - подводит нас к стенду преподаватель, заведующая кафедрой патологической анатомии профессор Варвара Ситникова, - натуральная оспа, чума, сибирская язва, сифилис, черная оспа. Кстати, эта болезнь получила название из-за коричневой окраски кожи в процессе кровоизлияния. Инфекционные болезни уже не опасны, - уверяет профессор. - Формалин вызывает коагуляцию белка, а вирусы и бактерии погибают.

В то же время благодаря препаратам мы можем видеть, что происходит с органами при заболеваниях. Студенты изучают патологические процессы, их влияние на внутренние органы. Здесь можно наглядно увидеть, как меняются костный мозг, селезенка, печень, образуются камни в желчном пузыре. Как выглядят опухоли в печени, меланома, ангиома, цирроз. Вот экспонат больной печени, который студенты называют "чипсы". Печень уплотняется, замещается соединительной тканью и принимает такие формы. Уникальный препарат - самоапмутация пальца при проказе, первые признаки которой - потеря чувствительности.

Напротив - стенд, посвященный сердечно-сосудистым заболеваниям, демонстрирует, что такое склероз - уплотнение органов, стенок сосудов и тканей. Мы видим, как на внутренней стенке аорты образуются тромбы. Они отрываются и с кровью влетают в мелкий сосуд, вызывая некроз органа. В результате чего происходят инфаркты и инсульты.

В музее собрана большая коллекция уродств развития. Профессор Даниленко, бывший заведующий кафедрой, в процессе работы над докторской диссертацией по теме "Врожденные пороки у двойни" собрал большое количество материала.

- Присылали со всей Одесской области, - отмечает Варвара Александровна, показывая торокопагов - младенцев, сросшихся грудной клеткой. - Российский царь Петр Первый создал кунсткамеру, которая имеет историческое значение. У нас значительно большее разнообразие и количество экспонатов, - отмечает профессор, демонстрируя близнецов, у которых общие грудная клетка и живот. - Это ишиопаги. Есть также экспонат, где отсутствует мозговая часть черепа младенца. И многое другое. Подобной коллекции нет нигде в мире.

Препараты постоянно требуют ухода. На кафедре есть студенческий кружок, где ребята обучаются консервированию, сохранению препаратов, реставрируют. Ведь это бесценный материал для обучения студентов. Сотрудники кафедры ведут научные исследования в сфере диагностики. Из лабораторий присылается биопсийный материал, который здесь исследуется, ставятся диагнозы, а также проводится контроль лечения.

Туркмен с Дерибасовской и другие


А мы переходим в старейший анатомический музей, открытый в 1900 году по инициативе профессора М. О. Батуева, первого заведующего кафедрой анатомии. Сегодня на изучение предмета "Анатомия" в университете приходится самое большое число часов.

- Анатомия - царица медицины, - говорит нам преподаватель Евгения Силецкая. - С нее начинается обучение медика. И мы имеем возможность показать студенту все, чтобы он имел представление о теле человека. Усилиями преподавателей и студентов сегодня уже собрано более трех тысяч экспонатов.

Первыми в анатомическом музее появились экспонаты отдела биологии: животные, их органы, эмбрионы, скелеты. А также уникальная экспозиция мумий из Верхнего Египта. Ценнейшие экспонаты - пироговские срезы органов, которые ученый, как его называли, "отец полевой хирургии", начал делать во время Крымской войны 1853-54 гг.

В музее хранится препарат 1910 года студента Кохиани. Тут можно увидеть макет нервной системы 1914 года, вегетативные сплетения, иннервацию пищевода.

Анатомический музей сейчас располагает всем необходимым для обучения. Собрана богатая коллекция: фрагменты тел людей из египетских пирамид и археологических раскопок, около сотни черепов и несколько дюжин скелетов человека - представителей различных наций и рас. О некоторых даже ходят легенды. Как, например, о туркмене, который сидел на Дерибасовской. С рождения он был инвалидом, слепым. У него были саблевидные голени, зловеще выдвинута нижняя челюсть. В то же время он пользовался авторитетом. В музее представлен его скелет.

А другой экспонат студенты прозвали "человек, у которого нет крыши". Черепная коробка сверху открыта. Выражение лица человека, пребывающего в формалине, с каждым годом становится все угрюмее.

В музее представлен макет кровеносных сосудов человека - чем не дерево. Уникальны препараты профессора Лысенкова, изготовленные по методу сухого бальзамирования.

Свой вклад в науку вносит кафедра анатомии человека Одесского медуниверситета. Сегодня ведутся научные изыскания по исследованию плазмы, обогащенной тромбоцитами, которая оказывает лечебный эффект.

Зал с препаратами "Человека"

А мы спускаемся в святую святых Одесского медицинского университета, где проходят практические занятия. Студенты, окружив профессора, изучают пищеварительную систему на макете человеческого тела. За другим столом исследуют печень. У студентов-стоматологов тема - брюшина.

На стендах - препараты сердца, головного мозга. В барокамере- саркофаге препарат профессора Ильина "Человек", на котором показана его кровеносная система, красные артерии и синие вены. В следующем зале - мышечный препарат, по которому студенты изучают мышцы человека. Кстати, как нам рассказали сотрудники медицинского университета, у профессора Ильина студент не получал зачета, пока не изготовит препарат. И таким образом этот музей рос.

Бюст Гиппократа и итальянский атлас

Увидев, как студенты-медики осваивают свою профессию на практике, мы обратились к истории вуза, которой посвящена экспозиция из более 4 тысяч экспонатов.

О том, что Одессе нужна медицинская наука, в 19-м веке говорил Николай Пирогов, будучи попечителем учебных заведений. Город-порт, куда постоянно привозят грузы, где возникают эпидемии и пандемии, нуждался в своих лечебных заведениях. В то же время Пирогов отмечал ценность лечебных грязей Куяльника, куда приезжало много больных. Им тоже нужно было квалифицированное лечение. В 1865 году в Одессе был открыт Новороссийский университет.

- Но на медфакультет не хватило средств, - рассказывает заведующая музеем истории Одесского национального медицинского университета Тамара Мардарьевна. - Вместо него был открыт юридический. И только через 35 лет, в 1900 году открыли медфакультет.

Экскурсовод нам показывает кафедру общей и клинической физиологии профессора Подвысоцкого - декана медицинского факультета Императорского Новороссийского университета. Это первая именная кафедра в Украине. Впрочем, Одесса во многом была первой. Это первая в мире антирабическая лаборатория, где начали делать прививки против бешенства, спасая людей от укусов животных, кафедра эпидемиологии. Первая в России и вторая в мире бактериологическая станция, открытая с помощью Луи Пастера.

В 1906 году одесский медицинский факультет чествовал своих первых выпускников, которым были вручены медали. Одна из них передана в дар музею от династии Гешелиных. Исаак Соломонович (1853-1926 гг.) был основоположником оториноларингологии на юге Украины и создал первое отделение такого профиля в одесской Еврейской больнице. Александр Исаакович Гешелин заведовал кафедрой и клиникой болезней уха, горла и носа Одесского мединститута. Сергей Александрович Гешелин - член Европейской ассоциации хирургов-онкологов, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик академии истории и философии, естествознания и техники, председатель научного общества хирургов, входит в состав правления Украинского общества онкологов, почетный гражданин Одессы.

Эта медаль уже стала талисманом студентов. Подержишь ее в руке, загадаешь желание - и экзамен хорошо сдашь. А то и диссертацию защитишь. И поставленную цель выполнишь. Об этом говорят награды студентов и преподавателей, книги на стеллажах. Деятельность университета высоко оценили профессора мировых вузов. Почетные доктора университета, лауреаты Нобелевской премии приезжают в Одессу и читают лекции студентам.

А в самом центре зала - бюст Гиппократа - "отца медицины", чью клятву дают студенты-первокурсники. Этот бюст из белого мягкого мрамора, изготовленный скульптором с острова Кос - родины Гиппократа подарил президент международного фонда Гиппократа Спирос Маркетус к столетию вуза.

Среди подарков Одесскому медицинскому университету - огромный итальянский атлас патологической анатомии 1847 года, переданный профессором Соколовым своей любимой и уважаемой альма-матер.

В музее представлены стенды, посвященные различным областям медицины. Среди них - посвященные врачам-фронтовикам Первой и Второй мировых войн. Медики помнят свою историю и чтят. 10 апреля, в день освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, и 9 мая, в День Победы возлагают цветы к памятнику скорбящей матери.

Особое место занимает стенд, посвященный деятельности академика Филатова, 40 лет руководившего кафедрой глазных болезней Одесского мединститута. В журнале прошлого века хранится запись о выпускнике Александре Богомольце - президенте Академии наук Украины.

При музее есть конференц-зал, где хранятся подарки университету, грамоты, поздравления, книги, работы преподавателей вуза. В университете работает издательско- полиграфический комплекс, который издает учебники, труды съездов и конференций.

Чего бы мы ни коснулись, что бы ни увидели в медицинском вузе, все здесь направлено на улучшение процесса обучения студентов. Этому будет способствовать учебно-инновационный центр практической подготовки врача, первый в Украине. В нем расположены тренажеры: плачущие, говорящие, синеющие, краснеющие, реагирующие на лекарства, что позволят отрабатывать навыки как медсестрам, так и врачам. Тренажеры максимально приближены к тем условиям и ситуациям, с которыми сталкиваются медики. Обучение основано на базе компьютерной модели жизнедеятельности организма человека, в основе которой тысячи физиологических и биохимических параметров. Вот беременная женщина, она моргает глазами, тужится, рожает. Ребенка перекладывают на столик. Он начинает кричать. Крик превращается в хрип, он синеет. У ребенка - патология. И врач должен немедленно принять меры.

- В основе образовательного процесса ОНМУ, - еще раз подчеркнула Галина Ивановна в заключение нашей экскурсии, - лежит идея приобретения необходимых не только теоретических, но и практических навыков. Учебный процесс начинается с занятия у постели пациента, в лабораториях и операционных. Одесский медицинский университет имеет сорок клинических кафедр на базах сорока восьми клиник. Также вуз организовал тридцать профильных лечебно-диагностических центров.

А что может быть лучше практики в обучении, чтобы стать профессиональным высококвалифицированным знающим врачом?

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60