Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 42 (889)
09.11.2007
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Острая тема
Новые имена
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 42 (889), 09.11.2007

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО?

Денис Кузьмин, научный сотрудник Центра международных исследований ОНУ им. Мечникова:

- С момента своего создания 4 апреля 1949 года на основе Вашингтонского договора Североатлантический Альянс является международной межправительственной организацией военно- политического характера. Главной целью была провозглашена коллективная защита стран-членов от важнейших угроз международной безопасности.

Международно-правовая база, основная структура, цели, задачи, функции остались практически неизменными с тех времен. Однако это вовсе не означает что НАТО не изменился со времен "холодной войны".

Сегодня в Европе нет государств, чья официальная доктрина национальной безопасности определяла бы НАТО, как угрозу, военного противника или тем более врага. Между разными государствами остаются проблемы и споры, между США и Россией по ПРО, США и Францией и Германией по Ираку, Великобританией и Испанией по Гибралтару и многим другим острым вопросам. Но в подавляющем большинстве случаев НАТО как таковое не становится яблоком раздора, а сохраняется площадкой для сотрудничества. С нашей точки зрения, это не только тактичный дипломатический прием для поддержания диалога, но и трезвое экспертное понимание актуальных проблем безопасности, которые существенно отличаются от ситуации времен противостояния "холодной войны", и что НАТО меняется вместе с появлением новых вызовов.

Современные угрозы международной безопасности гораздо сложнее, изощреннее, чем были во времена "холодной войны". Это международный терроризм, гражданские конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, которые влекут за собой волны нелегальной эмиграции и рост преступности, наркоторговля, расовая и религиозная нетерпимость (почва для экстремизма), социальная несправедливость. Даже отсутствие устойчивых демократических институтов и гражданского общества часто воспринимается как угроза безопасности, потому что чем менее прозрачно общество, тем менее предсказуемо такое государство на международной арене. Не вызывает сомнения, что только поиск коллективной системы безопасности, объединение усилий многих государств может помочь в преодолении новых вызовов. Структура НАТО, где ключевые решения принимаются только единогласно, и каждая страна, даже проголосовав "за", решает самостоятельно, направлять или нет свои вооруженные силы в зону конфликта, оказалось не идеальной, но наиболее эффективной и способной к действию из всех существующих. Поэтому усиление эффективности международных структур занимающимися проблемами международной безопасности, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС будет не только формировать систему сдерживания угроз, но и осаждать стремление отдельных государств самостоятельно решать проблемы войны и мира".

Игорь Коваль, директор Института социальных наук ОНУ им. Мечникова:

- Я считаю что в период между 1993 и 1996 годами Украина могла безболезненно вступить в НАТО, и это было бы спокойно воспринято большинством стран Европы, в том числе и Россией. л между 1993 и 1996 годами. Однако за последние десять лет ситуация изменилась достаточно радикально. Сегодня основными проблемами становятся контроль над основными полями энергоносителей и маршрутами их транспортировки, изменение климата и борьба за другие минеральные ресурсы, помимо энергоносителей, конечно, борьба с террористическими проявлениями. А это будет порождать (как минимум, в кратко- и среднесрочной перспективе) усиление конфронтационных тенденций по линии Восток-Запад, Север-Юг, в различного рода геометрических фигурах (США-Европа-Китай, США-Европа-Россия и др.) плюс проблемы Африки. Латинской Америки и т.д. В этой ситуации, я считаю, мы должны прекратить жевать эту жвачку - вступать или не вступать в НАТО, а прежде всего сосредоточить усилия политической элиты и экспертного сообщества на том, чтобы определить на 10-15 лет вперед национальные интересы Украины, в том числе, и в сфере внешней политики, понять, какое место занимает наша страны в нынешней геополитической ситуации, и уже исходя из этого, выстраивать внешнеполитическую стратегию, и решать: кто для нас друг, кто союзник, а кто соперник или даже, может быть, и враг.

Но в практическом плане это вовсе не отменяет необходимости расширять сотрудничество с НАТО, поскольку на сегодняшний день это самая влиятельная военно-политическая организация в мире, и игнорировать ее позицию, игнорировать взаимоотношения с ней неправильно, да и невозможно. Однако нельзя сегодня ставить вопрос о конкретной дате вступления Украины в НАТО. Это может вызвать только дополнительные сложности как в странах, окружающих Украину, так и внутри ее. Мо можем по-разному относиться к уровню политической культуры и компетентности нашего народа, но делать вид, что этот народ неправ или глуп, неразумно и неверно.

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.