Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (863)
04.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Пережитое
Юбилей
Образование
Мужской клуб
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (863), 04.05.2007

ОБИЛИЕ ИНФОРМАЦИИ – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Это письмо пришло в редакцию от психолога Надежды Павловой в ответ на публикации о проблемах, связанных с воспитанием школьников.

"Интенсивное слушание", "теория понимания", "ТРИЗ-педагогика" (теория решения изобретательских задач), "фильтры и конфигураторы" при усвоении знаний – все это несколько лет назад казалось абракадаброй. Но к жизни эти понятия вызвала необходимость найти себя, то есть правильно разместиться каждому человеку в современном информационном обществе. "Мы обладаем огромным запасом знаний, но очень мало понимаем", – считает один ученый. "Опасно обнищание души при пресыщении информацией", – вторит ему другой. Понимать мир сегодня – не просто объяснять и описывать отдельные его части, факты, явления, этой методики достаточно было старшему поколению для того, чтобы успешно разместить себя в обществе. Том обществе.

Перед юным поколением – задача сложней: детям приходится выбирать свое будущее из гораздо большего количества вариантов, чем их родителям. Это явление уже получило название в философии – сверхвыбор. Руководствоваться при нем можно только системой своих, но никак не чужих – родителей, учителей – ценностей. Чтобы сформировать ее, надо быть личностью, чтобы воспитать личность, надо, тем более, ею быть, то есть сегодня учитель должен быть Личностью с большой буквы. Возможно ли это в реальности? Ответ очевиден...

Школьные программы, как считает автор письма, предлагают по-прежнему лишь арсенал знаний, который во многом уже не работает. Это необходимо, но недостаточно. Одной только силой (то есть плохими оценками – увы, для некоторых учителей единственным методическим приемом) можно только испортить дело. Объем информации на Земле увеличивается в геометрической прогрессии, а мы все продолжаем его бездумно впихивать в формирующуюся детскую душу, как в какой-то безразмерный мешок. Отсюда и неприятие, отторжение у нынешних школьников, требование-предложение "изменить тактику преподавания".

Сократить программу?.. Да куда! – впору только увеличивать. Физкультура – необходима, а вот нормативы – сомнительно. Упразднить оценки?.. Рано. Но учителям и родителям не помешают основы гендерных знаний (в области раздельного воспитания): девочек, например, отрицательная отметка лишь стимулирует на новые "подвиги" и победы. Мальчишек, наоборот, надо только хвалить, поощрять и лишь в крайних случаях оценивать словом "плохо": у них в природе заложено стремление к победе, в отличие от девчонок. И просто смешно указывать внуку на одноклассницу-отличницу: это не стимул, это просто объекты, не поддающиеся сравнению.

Да, обилие выбора и информации опустошает душу. Теряется ее цельность. Тем чутче необходимо быть любому взрослому человеку при общении с детской душой, так подверженной в наши дни распаду. Давить на нее одним только словом "надо" бессмысленно: здесь нужны более тонкие механизмы – из сферы любви и мудрости...

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.