Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Михаила РЫБАКА

Номер 12 (808)
31.03.2006
НОВОСТИ
Культура
С 1 апреля!
Пережитое
Компетентный собеседник
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (808), 31.03.2006

НЕУКРОТИМЫЙ КУСТУРИЦА

Свои первые фильмы режиссер, актер и музыкант Эмир Кустурица снял в неполные 18 лет. Это "Часть правды" (1971) и "Осень" (1972) – обе ленты были сняты в коротком метре. За следующий короткометражный фильм "Герника" (1978) Кустурица был уже удостоин премии (Первый приз студенческого фестиваля в Карловых-Варах). Еще через один фильм – "Буфет "Титаник" и еще одна премия (Первый приз на фестивале югославского TV в г. Порторож). А дальше, что ни фильм, то престижный приз на престижных фестивалях: Каннском, Венецианском, Берлинском... Золотая пальмовая ветвь, Золотой глобус, Серебряный медведь, Золотой лев... >Эмир Кустурица окончил знаменитую пражскую киношколу FAMU, которую заканчивали Милош Форман и Горан Паскалевич. Однако кинопочерк Кустурицы, его киноязык абсолютно непохожи ни на чей иной. Его ни с кем не спутать. То неистовство, которое присуще Эмиру Кустурице, не найти больше ни у одного режиссера. Для тех, кому не повезло, кто не видел ни одного фильма боснийца Кустурицы, чтобы получить представление о темпераменте Мастера, достаточно было бы услышать Кустурицу-музыканта.

Впрочем, у нас на экран (в основном – на телеэкран) вышли лишь 3 ленты Эмира Кустурицы. Это "Время цыган" (в оригинале "Дом для повешанья"), драматическая картина о контрабанде детей югославских цыган в Италию. Полной противоположностью этому фильму стала кинолента "Белая кошка, черный кот", в которой Кустурица снова вернулся к цыганской теме, но уже в другом, мажорном ключе, создав радостный и гротескный фильм, наполненный весельем и очаровательной музыкой (приз за режиссуру на Каннском фестивале). Третий фильм, который смогли посмотреть наши зрители, – это "Жизнь как чудо" (2002 г.) – призы "Сезар" и Золотой глобус.

Но вот в рамках фестиваля, посвященного Эмиру Кустурице, организованном "Док-Майданом" (Киев) в кинотеатре "Маски", одесситы смогли увидеть еще три картины самого Эмира Кустурицы: "8 суперисторий" (2001) – приз за лучший документальный фильм на фестивале в Чикаго, "Андерграунд" (1995) – Золотая пальмовая ветвь на Каннском фестивале, "Помнишь ли ты Долли Белл?" (1981) – дебютный полнометражный фильм молодого режиссера, получивший приз критики на МКФ в Сан-Пауло и Золотого льва на Венецианском МКФ в номинации "Лучший дебют".

Кроме того, на фестивале были показаны два документальных фильма о самом режиссере. Один из них – "Нежный варвар" – был снят французским режиссером Мари-Кристин Мальбер, которая на протяжении трех лет сопровождала Кустурицу во время его киносъемок и гастрольных поездок. Ее фильм охватывает период съемок картин "Жизнь как чудо" и "8 суперисторий", последний посвящен жизни и работе музыкантов группы "Некурящий оркестр" ("No Smoking Orehestra"), которые прошли по всей многострадальной югославской земле, испытав на себе все трагедии междуусобиц. Музыка этого оркестра – неповторимая, порой бешеная музыка, известная как балканский панк, звучит в лентах Кустурицы. Второй документальный фильм связан с картиной "Андерграунд" ("Подполье"). Сам фильм "Андерграунд" – это сатирическая притча, рассказывающая, как Вторая мировая война затянула целую страну в подполье, из которого уже нет выхода. Югославия превратилась в одну огромную подпольную артель, изготовляющую и торгующую оружием. Фильм сопровождается музыкой Горана Бреговича, вошедшего в музыкальную киноклассику. Чех Александр Манич в своем документальном фильме "Shooting dags" раскрывает сложную структуру картины, анализирует темы символы фильма. Картина – это творческий портрет Кустурицы, анализ его режиссерской работы.

И наконец, "Помнишь ли ты Долли Белл?", как писалось выше – это ранний фильм режиссера. Он более лиричный, более камерный нежели более позднее картины боснийского неистовца. В нем драматическая история первой любви сараевского мальчишки, который пытается с помощью гипноза решить множество проблем – от покорения актрисы Долли Белл до быстрейшего приближения коммунизма в стране. Как минимум, мальчишка пытается воздействовать своим биополем на кролика. И все это на фоне проблем боснийской молодежи 50-х годов и зарождающейся в те годы поп-культуры.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.