Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 50 (795)
23.12.2005
НОВОСТИ
Культура
День календаря
Выборы-2006
Бульвар
Зазеркалье
Криминал
Спорт
Фотовернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 50 (795), 23.12.2005

К 100-летию со дня рождения Петра Петровича Ширшова

"ПРЕЗРЕВ УГРЮМЫЙ РОК..."

"И академик, и герой, и мореплаватель..." И... полярник. Это уже о Ширшове.

Путеводитель-справочник "Улицы Одессы" 1987 года в информации о площади Полярников сообщает: "названа так в честь первых советских исследователей Северного Ледовитого океана, среди которых были и одесситы". Ныне площади и улице Челюскинцев вернули изначальные названия, но неизменными остались переулок Кренкеля, улица Ширшова.

25 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Петра Петровича Ширшова (1905-1953), советского океанографа и гидролога, полярного исследователя , академика Академии наук СССР.

Родился П.П. Ширшов в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). В 1929 году окончил Одесский институт народного образования. В 1932-1936 годах был научным сотрудником Всесоюзного арктического института, участвовал в ряде исследовательских экспедиций в Арктику, в том числе на ледокольном пароходе "Сибиряков", на "Челюскине", на первой советской дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1".

Возглавил экспедиции на "Сибирякове" и "Челюскине" советский ученый и исследователь, директор Арктического и Антарктического института в Ленинграде, затем начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт.

Свой знаменитый ледовый поход по Северному морскому пути ледокольный пароход "Сибиряков" совершил в 1932 году. В июне он вышел из Архангельска и, обогнув с севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где попал в сложную ледовую обстановку. Из-за поломки гребного винта судно осталась без хода и стало дрейфовать. С помощью самодельных брезентовых парусов 1 октября "Сибирякову" удалось достичь чистой воды в северной части Берингова пролива, откуда он был отбуксирован в Петропавловск-Камчатский. Впервые в истории "Сибиряков" совершил сквозное плавание по Севморпути, доказав возможность его практического использования.

В 1933 году перед командой парохода "Челюскин" была поставлена задача – проверить возможность прохода по Северному морскому пути за одну навигацию обычного неледокольного грузового судна. В экспедиции участвовали 111 человек. 10 августа судно вышло из Мурманска. В штормовую погоду пароход прошел море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Когда "Челюскин" вышел в Чукотское море, оказалось, что оно покрыто непроходимыми льдами. Пароход дрейфовал вместе со льдом и в начале ноября был в полумиле от чистой воды. Он фактически выполнил свою задачу – добрался за одну навигацию до Берингова пролива. Но внезапно налетевший шторм стремительно погнал огромное ледовое поле, в которое был впаян "Челюскин", на север. Начался дрейф в обратном направлении. Прошли ноябрь, декабрь, январь. Кончилась полярная ночь, стало проглядывать солнце. Круглые сутки слышались глухие удары, раздавался скрежет: это сталкивались и громоздились друг на друга гигантские ледяные поля. 13 февраля в Чукотском море полярные льды прорвали подводную часть корабля, вода хлынула в машинное отделение. Носовая часть парохода стала быстро погружаться, а корма поднималась все выше. Жизнь судна измерялась минутами. Быстро и четко люди стали переправлять на лед аварийный запас. Последним сошел с корабля капитан. И в ту же минуту высоко поднялась корма, показались руль и винт. Все заволокло завесой водяных брызг, снега, пара. Судно поглотила морская пучина.

Кончилась короткая жизнь парохода. Началась героическая челюскинская эпопея, поразившая весь мир. При аварии погиб один человек, остальные 110 участников экспедиции успели высадиться на лед. В своем дрейфующем лагере они проведи два месяца. Со льдины челюскинцев снимали с помощью самолетов. Первыми вывезли на материк женщин и двух детей, последними 13 апреля покинули лагерь капитан В.И. Воронин и радист Э.Т. Кренкель.

По пути "Сибирякова" и "Челюскина" и в дрейфующем лагере Ширшовым и другими членами экспедиции велись научные наблюдения.

Первая советская станция СП-1 была организована в мае 1937 года высокоширотной воздушной экспедицией "Север-1" во главе с академиком О. Ю. Шмидтом. Руководил станцией Иван Дмитриевич Папанин, в ее состав входили геофизик Евгений Константинович Федоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидролог и гидробиолог Петр Петрович Ширшов. Созданная в районе Северного полюса станция СП-1 через 9 месяцев дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море, где ее сотрудников сняли ледокольные пароходы "Мурман" и "Таймыр".

В книге И.Д. Папанина "Жизнь на льдине" подробно рассказано о том, как готовилась экспедиция, и день за днем описано пребывание на Северном полюсе. Нужные и сложные народнохозяйственные задачи решали тогда полярники. И первая дрейфующая станция была частью огромной научно- исследовательской работы. Эта знаменитая эпопея стала как бы кульминационным пунктом всей жизни папанинцев.

Да, это действительно было трудно: постоянная смертельная опасность, холод и сырость, недосып и отсутствие элементарных бытовых условий, изнуряющая физическая работа. Но первооткрыватели знали, что им доверено дело огромной важности, что за ними следит весь мир, были уверены, что Родина придет к ним на выручку. За героический дрейф исследователи удостоены званий Героев Советского Союза.

В 1942-1948 годах П.П. Ширшов был наркомом, а затем министром Морского флота СССР. Петр Петрович тогда приезжал в Одессу – город, где он жил и учился, занимаясь проблемами тогдашнего Черноморско-Азовского пароходства. Ширшов организовывает Институт океанологии Академии наук СССР и с 1946 года становится его директорам. В 1946-1950 годах он председатель Тихоокеанского научного комитета.

Основные труды Ширшова посвящены исследованию планктона и гидрологического режима полярных мерей. Он доказал ошибочность гипотезы о безжизненности Северного Ледовитого океана в высоких широтах, обнаружил ряд закономерностей распространения теплых вод из Северной Атлантики (течение Гольфстрим) вглубь Арктического бассейна. П.П. Ширшов в период с 1937 по 1950 годы избирался депутатом Верховного Совета СССР. Был награжден 3 орденами Ленина, другими орденами и медалями.

Прожил П.П. Ширшов до обидного мало, ему не исполнилось и сорока восьми. Именем Ширшова названы бухты на Земле Франца-Иосифа и подводный хребет в Беринговом море. Имя Ширшова носит Институт океанологии АН СССР (России), улица в Одессе...

Исследования на Северном полюсе были продолжены лишь после Великой Отечественной войны. И сейчас работа проходит в суровых условиях: долгая полярная ночь, сильные морозы (до -50 oС), частые метели (скорость ветра до 15-20 м/с), нередки случаи разлома льда. В результате последующей работы советскими исследователями открыты 2 основные системы дрейфа льдов (выносная и круговая), факт активного проникновения циклонов в Центральную Арктику, глубоководный хребет Ломоносова, пересекающий Северный Ледовитый океан. И как тут не вспомнить знаменитого северянина. Михаил Васильевич Ломоносов с детства наблюдал грозные явления природы – северные сияния, буйные штормы, видел бескрайние ледяные поля, слышал молитвы и сетования поморов и их семей, объяснявших гибель близких в море провидением, неумолимым роком. Но уже тогда он прозорливо сказал:

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами путь проложат на Восток...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото: П. Ширшов (1934 г.); Гибель "Челюскина" (кадры кинохроники); Ширшов (слева) и И. Д. Папанин на СП-1 (1937 г).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.