Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

С Днем Победы!

Номер 17 (762)
06.05.2005
НОВОСТИ
Культура
День календаря
Земляки
Пережитое
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (762), 06.05.2005

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЁРА

МИХАИЛ РЫБАК

РАБОТА ДЕЛАЕТ СВОБОДНЫМ

Огромные железные буквы венчают железные же ворота. Надпись, конечно же, на немецком, на языке "сверхчеловеков".

Главные ворота возвели в Освенциме в 1940 году, когда по приказу Гиммлера юго-восточнее древней польской столицы Кракова оборудовали концлагерь на площади более 500 гектаров. С немецкой педантичностью в образцовом порядке расположили на этой территории 520 длинных деревянных бараков. Даже в середине 60-х оставшиеся бараки и двухрядный забор из колючей проволоки, через которую пропускали ток до 6 тысяч вольт, наводили ужас.

В те жестокие военные годы сразу за воротами ранним утром оркестр узников исполнял бравурные марши для тех, кого гнали на работу, а вечером тот же оркестр встречал изможденных узников весёлыми мелодиями. У главного входа сохранилось кирпичное здание солдатской казармы, перед которой выстраивали заключенных в любую погоду, и по команде "аппель" они должны были стоять навытяжку без головных у6оров. 0днажды "аппель" длился 20 часов без перерыва.

В блоке № 12 (блоке смерти) доктор Клаузер успешно испытывал газ "циклон В", а рядом с этим блоком у каменной стены дни и ночи звучали выстрелы – там расстреливали узников, таким образом навсегда освобождая их от работы и мученического существования. 0днако большинство попадало в газовые камеры, куда людей буквально заталкивали и трамбовали так, что стояли они, прижавшись друг к другу по 40 человек в маленькой клетушке. После того, конечно, как согласно "немецкому порядку" у каждого было изъято всё, что может пригодиться Германии и её народу.

В послевоенные годы несколько бараков были превращены в своеобразный музей с весьма уникальными экспонатами. В одном бараке сохранились многоэтажные нары, в других – оформлены витрины с самыми разными предметами быта и не только... Так, в длинном, стоящем вдоль стены ящике навалом набросаны женские волосы – длинные пряди и заплетенные косы, чёрные и рыжие, каштановые и цвета соломы, белокурые и совсем седые. В общем, 4 тонны волос (это те, что не успели отправить в "фатерланд"), срезанных у 140 тысяч женщин разных возрастов, стран, национальностей. Лагерное начальство продавало женские волосы предприятиям для набивки матрасов по цене всего-то 50 пфеннигов за один килограмм.

В следующих витринах под стёклами – всевозможные очки, пенсне и даже монокли (у кого что было – брали всё, и всё годилось), далее – золотые коронки и целые челюсти (их не успели из-за стремительного наступления советских войск отправить на переплавку), следущая витрина – детские туфельки, босоножки, ботиночки разных цветов, размеров, в том числе и самых маленьких. Далее витрина, где собраны всевозможные щётки – платяные и сапожные, даже кисточки для бритья.

Но это ещё не всё. В отдельном отсеке барака – оригинальные (а точнее, страшные) изделия (поделки) палачей. Вот настольная лампа с абажуром из человеческой кожи – даже татуировка сохранена для конкретизации (а впрочем, возможно, благодаря татуировке кто-нибудь из посетителей музея может узнать жертву – кого-нибудь из близких, знакомых). А вот ещё одна "настольная лампа" – голова совсем малого ребёнка с выколотыми глазами, раскрытым ртом, с вмонтированной внутри лампочкой, от патрона которой через горлышко протянут электрошнур с вилкой. На этом же столе – пепельница из человеческого (судя по размерам, детского) черепа. А вот и плётка, сплетённая из полос человеческой кожи.

Ещё одна группа экспонатов – медные трубы духового оркестра, местами тронутые зеленью, несколько барабанов, на одном из которых натянута дублёная женская кожа, которая, как считали палачи-умельцы, придавала ударному инструменту особое звучание.

Особое место в этом страшном музее занимает крематорий, труба которого в те трагические годы постоянно дымила. Чёрной пастью зияет открытое жерло печи, перед которой застыла навеки тележка, отвозившая трупы в печь. По мере приближения к Освенциму советских войск всё интенсивнее заметали следы своего варварства палачи. Тем не менее остались вдоль забора из колючей проволоки холмы над братскими могилами, и палачам оставалось лишь досадовать на недостаточную производительность печи крематория.

Мы видели помещение псарни, где собаки, которых натравливали на людей, жили в лучших условиях, чем их жертвы. В кирпичном здании, в котором размещалось лагерное начальство, развернули экспозицию рисунков узников-варшавян Шивека и Брандкубера, которые в реалистичных рисунках, сделанных карандашом и углём, сумели передать те страшные эпизоды из жизни узников, которые здравомыслящему человеку трудно себе представить. Правда, со временем обнаружили и немало документальных фотографий, авторами которых были сами палачи, и фотосъёмку они вели исключительно ради удовольствия.

Познакомился я тогда с одним из сотрудников страшного музея, бывшим узником Освенцима Брониславом Бернадским, который показал оставшийся навсегда "сувенир" – выжженный лагерный номер на руке, ибо имён узников лишали в первый же день.

Почти одновременно с нами посетила необычный музей большая группа молодых немцев из ФРГ (в то время было две Германии). Так вот, эти юноши и девушки приехали из Германии Западной. Кто-то из наших, владевший немецким, спросил у этих ребят, каково их впечатление.

— Это коммунистическая пропаганда, – услышали мы в ответ. – Наши отцы и деды такого делать не могли, – и все дружно, не стесняясь даже стоявших рядом двух бывших узников, расхохотались.

Четверть века спустя, будучи в Иерусалиме, я посетил всемирно известный музей Катастрофы. Там среди экспонатов особое место занимает Освенцим, где было уничтожено 4 миллиона человек. Экспонируются там и фотографии, сделанные фашистскими палачами в своё удовольствие. Пожалуй, самая "безобидная" – фотография, на которой изображён немецкий офицер, прижавший дуло пистолета к виску пожилой женщины. На втором плане – трое хохочущих его приятелей: все в форме, с боевыми крестами-наградами. Рядом – увеличенная почти до метра в ширину фотография, от которой всех бросает в дрожь. Главное действующее лицо (герой, если хотите), конечно же, молодой немецкий офицер при погонах и всех регалиях. Ухватив за ножку грудного младенца, он намеревается ударить его головкой о кирпичную стену. Композицию палача дополняет застывшее в ужасе женское лицо (очевидно, матери ребёнка), а на втором плане – опять-таки группа "поддержки" героя. Ещё страшнее подумать, что подобные "фотосувениры" с оккупированных территорий солдаты и офицеры фюрера отправляли домой, видимо и жёнам своим, и матерям.

На чёрной, мраморной плите золотятся буквы на иврите. Наш сопровождающий прочитал, а я затем под диктовку записал в блокнот: "Веникойен, домом лой никойен", что в переводе означает: "Всё прощается, пролившим невинную кровь не простится никогда". А позднее прочитал изречение Адольфа Гитлера: "Совесть – это еврейская выдумка".

На снимке автора: бывший узник Бронислав Бернадский.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.