Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 45 (1438), 14.12.2018
ДЛЯ ИСКУССТВА СЕЙЧАС - САМОЕ ВРЕМЯ
В Музее современного искусства Одессы состоялась лекция Галины Скляренко, представившей свой взгляд на художественную сцену города.
Лекция была организована при поддержке Украинского культурного фонда и прошла в рамках исследовательской резиденции проекта "Архив современного искусства Одессы".
Галина Скляренко - кандидат искусствоведения, автор более 500 публикаций и нескольких монографий об украинском искусстве ХХ века и современности.
- Одну из особенностей украинского искусства составляет его выразительная региональность, существование в его пространстве отдельных, порой почти не взаимодействовавших между собой художественных центров - Киева, Львова, Харькова, Ужгорода и, конечно, Одессы, - рассказала Галина Яковлевна. - История формирования украинского государства, впервые объединившего свои земли только в середине ХХ века, длительное существование отечественной культуры в разных национальных контекстах, так или иначе повлиявших на ее художественное развитие, нашла свое отражение в искусстве, обозначила важные тенденции и устремления, которые, прочертив ХХ век, продолжают отзываться в современных художественных практиках. Место Одессы в украинском культурном контексте, особенности ее искусства, проявившие себя в формах художественной жизни, творческих интенциях и поисках нового, "другого" художественного опыта тема - предлагаемой беседы. Мне удалось в 1990 году сделать в Одессе выставку "Украинская живопись 60-70-х годов", которая была посвящена художникам, не относящимся к соцреализму. Тогда же я познакомилась с кругом одесских нонконформистов. Выставка затем была показана в Киеве и Донецке, был издан каталог. Сейчас именно в вашем городе существует уникальный музей, на базе которого можно делать исследования в области современного искусства...
Сегодня тема региональности чрезвычайно актуальна, хотя глобализм имеет место быть, его никто не отменял. Украина объединилась в современных границах лишь во второй половине двадцатого века, и неудивительно, что Ужгород живет совершенно иными реалиями, чем Одесса. Соцреализм опирался на исполнителя, а не на творца, а одесские концептуалисты в восьмидесятые совершили прорыв в искусстве. Знаковая акция "Родня", когда художники проводили экскурсию, показывая фотографии своих родственников, позволяла за судьбами людей увидеть время...
Многие молодые люди уезжают за границу, сворачивается галерейная деятельность, но есть музей современного искусства Одессы, есть Одесская международная биеннале, которая может стать площадкой для украинских художников. Разговор об искусстве в наши дни - это люди с их опытом, а художнику дано угадать, предвосхитить многое. Германия, столкнувшись с проблемой беженцев, стала проявлять интерес к культуре и искусству африканских и арабских стран, и при всей драматичности ситуации, расширять границы собственного современного искусства. Жизнь тяжела, но, как ни парадоксально, для искусства сейчас - самое время.