+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 33 (829), 25.08.2006 "СВЯТАЯ НАУКА УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА""Как только кто-либо говорит о государстве: "Что мне до него? следует считать, что государство погибло" (Вольтер, Франция, ХYIII век)... "В союзе с общественным мнением можно сделать все, без него ничего" (Линкольн, США, ХIХ век)... "Правительство не может бежать впереди общественного мнения" (Ллойд Джордж, Великобритания, ХХ век)... Если бы политики почаще заглядывали в цитатники, не говоря уже о книгах своих великих предшественников, многое в нашей жизни сложилось бы иначе. Впрочем, не следует и драматизировать ситуацию: инстинкт самосохранения рано или поздно побуждает даже самый терпеливый народ обрести и возвысить свой голос, настоять на своем мнении. "Оранжевая революция" очевидное тому доказательство. Тут не место обсуждать тонкости политических интриг и последствия; для нашей темы важно, что именно общественное мнение, "глас народа", сформировали "социальный заказ" на президента Ющенко, а не на другого претендента. Эти события показали и силу общественного движения, т.н. "третьего сектора", к которому, что греха таить, власть относилась с пренебрежением, смешанным с подозрительностью. (Чтобы было понятно неискушенному в терминологии читателю, к "первому сектору" относятся структуры власти, ко "второму" бизнес, а вот в "третий сектор" включаются неправительственные некоммерческие, иными словами, общественные организации). И надо сказать, что "третий сектор" в массе своей платил власти той же монетой. Однако, как показывает многолетний опыт, от противостояния "первого" и "третьего" секторов для народа мало толку. Реальных результатов проще всего добиться тогда, когда оба этих "сектора" начинают взаимодействовать, находят точки соприкосновения и совместными усилиями решают определенную задачу. Волею судьбы, автор этих строк 11 лет назад оказался вовлеченным в "третий сектор" не только как журналист, специализирующийся на данной тематике, но и как волонтер, а впоследствии и консультант общественных организаций. Потому, надеюсь, мне простится, что из многих конкретных примеров взаимоотношений власти и "третьего сектора", я выбрал собственный. Не то, чтобы "своя рубашка ближе к телу", просто "изнутри" легче показать процесс... "ИДЕЯ СТУЧИТСЯ СЮДА" "Быть знаменитым некрасиво". Много лет эти известные строки Бориса Пастернака считались в нашем обществе чем-то вроде эталона отношения к популярности. Но в эпоху ТV и РR приходиться считаться с иными реальностями. Не доказав, что ты "знаменит" или хотя бы известен некоторой части общественности, трудно рассчитывать на что-либо большее, чем унылое прозябание на задворках общественного внимания. Если речь идет о конкретной личности, то, как говорится, Бог с ним. Но хуже, когда группы людей, объединенные социально значимой идеей, не в состоянии ее реализовать из-за неумения "подать себя", основанном на старом советском предубеждении, своеобразную формулу которого и сочинил Б.Пастернак. Для общественной организации формирование собственного имиджа это едва ли не в прямом смысле "вопрос жизни и смерти". Уже хотя бы потому, что грантодатели (начиная от зарубежных фондов и заканчивая отечественными меценатами) предпочитают иметь дело с "раскрученными" структурами, которые, как говорится, на слуху. Да и власть считается лишь с теми, кого знает "в лицо". В этих условиях первостепенно важно, чтобы в общественной организации были люди, владеющие основами PR, умеющие подать свою структуру в самом выгодном свете при помощи СМИ и других методов воздействия. На словах это осознают все. А на деле... Добро, если сам лидер общественной организации достаточно энергичен и коммуникабелен, чтобы привлечь к себе внимание. Но ведь у лидеров масса других задач. И больно наблюдать, "как погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех" по причине того, что авторы идеи не смогли грамотно преподнести ее, убедить власть имущих или бизнесменов в пользе своего проекта. И СЛАВА ТЕБЯ НАЙДЕТ Эти наблюдения шесть лет назад подвигли автора этих строк создать "Школу социальной журналистики", в которой бы молодые люди постигали основы журналистской профессии, взаимодействуя с общественными структурами. Схема работы была построена просто. После небольшого теоретического курса журналистики и PR ребята стажировались в общественных организациях: помогали проводить акции, писали пресс-релизы, собирали пресс-конференции, проводили мониторинг СМИ и т.п. Польза обоюдная: общественные организации получали хороших помощников, а будущие мастера СМИ гигантское поле деятельности. Наиболее же способные пошли еще дальше. Катя Жерносекова пришла к нам еще школьницей. Она очень добросовестно отнеслась к занятиям, во время стажировки обеспечила успешное пресс-сопровождение нескольких акций. Поступив в национальный морской университет, Катя тут же решила создать пресс-центр. Конечно, были скептики (что может 17-летняя девчонка?!), но уже первый учебный год посрамил недоверчивых. Только в местных газетах о морском университете появилось столько статей, сколько за предыдущую пятилетку. Дальше больше. Ребята, ведомые Катей, при полной поддержке ректора Ю.Л.Воробьева, возобновили выпуск вузовской газеты "Вымпел", создали одноименный сайт, организовали вузовское радио... Катя, к тому же, была избрана членом городского Молодежного совета, возглавляла там комиссию по связям с общественностью, успешно сотрудничала с комьюнити-фондом "Одесса", консультировала молодежные организации... Пример Кати Жерносековой наиболее яркий, но и другие наши учащиеся также помогали общественным структурам, нередко становились их активистами. Но это, как говорится, присказка. Теперь об основном. Несколько лет "Школа социальной журналистики" действовала при пресс-клубе "Третий сектор", выпуская ежегодно по 5-6 человек тех, кто "доходил до финала". Отсев был в несколько раз больший: "души прекрасные порывы" у нашей молодежи, увы, редки (впрочем, я не хотел бы выступать обвинителем проблема сложная и требует отдельного детального разговора). Можно было, конечно, попытаться вывести проект на массовый уровень, однако активная журналистика почти не оставляет свободного времени и, если быть честным, то последние два года я "Школой" занимался, скорее, по инерции очень уж хороший и дружный сложился у нас коллектив. Новую жизнь в идею вдохнула "власть" в лице человека, которому я с удовольствием и благодарностью предоставляю слово. ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ Рассказывает заместитель начальника Управления информации Одесского городского совета Елена ВАРИЧЕВА: В наше Управление часто обращаются руководители общественных организаций, прося помочь привлечь журналистов к освещению проводимых ими акций. Мы стараемся идти навстречу, поскольку хорошо понимаем, насколько для них необходимо сотрудничество с журналистами. Но, к сожалению, практика показывает, что навыками общения со СМИ обладают очень немногие из руководителей и активистов "третьего сектора". Мы не раз советовали руководителям общественных организаций искать людей, которые могли бы помочь им в "раскрутке", однако всякий раз возникал вопрос: "Откуда их взять?", на который и у нас, увы, не было ответа. Но не зря говорят: "Кто ищет тот всегда найдет". Однажды мы разговорились с Александром Галясом, и оказалось, что он не просто хорошо знаком с проблемой, но и определенным образом пытается ее решить. И вот, объединив наши усилия, мы решили организовать "Школу пресс-секретарей для общественных организаций". Функции распределили так: Александр Васильевич готовит программу, раздаточные материалы и проводит тренинг, а наше Управление обеспечивает слушателей и берет на себя все организационные функции. В ноябре прошлого года провели первый тренинг, в котором приняли участие 25 студентов одесских вузов и активистов молодежных организаций. Занятия были максимально приближены к практике. С особым удовольствием ребята участвовали в деловой игре "Пресс-конференция", когда все могли выступить в различных ролях организаторов, журналистов и наблюдателей-аналитиков. Тренинг включал в себя также участие в брифинге одного из городских руководителей, чтобы ребята своими глазами увидели и оценили, как работают профессиональные журналисты. Затем состоялось торжественное вручение сертификатов, что широко освещалось в местных СМИ. (Стоит сказать, что занятия в "Школе пресс-секретарей" бесплатные). Но это была только первая часть проекта. Совместно с коллегами из городского Управления внутренней политики мы провели "Ярмарку пресс- секретарей для общественных организаций". Познакомиться с нашими выпускниками пришли представители около 30 организаций. Наиболее способные и активные ребята получили прекрасную возможность реализовать себя в реальном деле. Наш проект оказался настолько востребованным, что его было решено продолжить и в 2006-м году. Депутаты горсовета поддержали эту идею, и теперь "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" является составной частью программы поддержки местных СМИ, которая финансируется из городского бюджета. Проведено уже три тренинга с последующим "трудоустройством" выпускников "Школы". Опыт работы нашего управления, в том числе и "Школа пресс-секретарей для общественных организаций", свидетельствует: между "чиновниками" и "общественниками" нет никакой пропасти, как это порой пытаются представить люди, не разбирающиеся в сути дела. Если есть желание решать задачи, важные для города и его жителей, то не так уж сложно найти форму сотрудничества. Важно, чтобы такое желание было обоюдным. КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЕ ЕСТЬ В последней своей фразе Елена Варичева сформулировала едва ли не основное условие успешного взаимодействия "первого" и "третьего" секторов. В нашем конкретном случае обе стороны искали пути решения одной и той же проблемы, одинаково осознавали ее важность. Большое значение имел тот факт, что одна из сторон ("третий сектор") владела технологией решения проблемы, другая ("власть") обладала достаточными средствами. Очень важно и то, что городская власть Одессы уже имеет достаточно длительный и успешный опыт сотрудничества с общественными организациями. Я имею в виду, прежде всего, действующую с 2000-го года программу "социального заказа", когда общественные организации на конкурсной основе получают бюджетные средства для реализации социально значимых проектов. Таким образом, "власть" в состоянии достаточно профессионально оценить компетентность организаций "третьего сектора", эффективность предлагаемых ими решений. Грубо говоря, "общественники" не смогут чиновникам "навешать лапшу на уши". Немалое значение имеет и личная совместимость; трудно рассчитывать на успех проделанной работы, если обе стороны не доверяют друг другу. Мне в этом смысле повезло. После того, как мы с сотрудниками Управления информации детально обговорили все узловые моменты тренинга, я получил "карт-бланш" полную свободу в выборе форм и методов проведения занятий. После каждого из тренингов мы проводили обсуждения, вносили некоторые изменения в программу, стремясь сделать занятия как можно более живыми и практичными. Хочется, чтобы ребята с увлечением овладевали основами важной, полезной, но пока, к сожалению, малоисследованной профессии пресс-секретаря. С радостью следим мы за успехами своих воспитанников, которые принимают активное участие в общественной жизни. Ольга Терещенко возглавляет пресс-службу молодежной организации Народной партии. Юлия Николаенко редактирует газету экономического университета. Валерия Петрова пресс-атташе организации "ЛЕН". Елена Сайковская редактирует информационный бюллетень "Профи" профкома ОНУ им. Мечникова и реализует проект создания пресс-центра филологического факультета. Трудятся на общественной ниве также Варвара Показ, Кристина Крестинова и другие. Некоторые пробуют свои силы в журналистике. На городском конкурсе молодежных СМИ обладателями первой премии стали Ольга Терещенко и Богдана Бондарь, дипломом награждена Дарья Семенченко... Следующий тренинг намечен на октябрь, но уже в Управление звонят, интересуются как молодые люди, так и руководители общественных организаций, которые проявляют все большую заинтересованность в выпускниках "Школы". А это лучший стимул в работе. ПРИГЛАШАЕМ ДРУЖИТЬ (вместо послесловия) Насколько мне известно, "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" проект уникальный, особенно если учесть, что он является продуктом сотрудничества "первого" и "третьего" секторов. Между тем, проблема, которую мы пытаемся решить, актуальна для всех без исключения регионов Украины (это убеждение я вынес из контактов с представителями многих десятков общественных организаций). Авторы данного проекта с удовольствием поделятся с коллегами своим опытом. Есть у нас и новые идеи. В частности, один из ближайших тренингов мы хотим посвятить теме создания студенческих пресс-центров в вузах и школах. Этот процесс уже разворачивается в некоторых учебных заведениях, и мы постараемся помочь инициаторам овладеть необходимыми навыками. Александр ГАЛЯС, руководитель "Школы социальной журналистики", преподаватель "Школы пресс-секретарей для общественных организаций". На фото: первые выпускники Школы пресс-секретарей. ДЛЯ СПРАВКИ. "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" совместный проект Управления информации Одесского городского совета и "Школы социальной журналистики". Действует с ноября 2005 г. в рамках городской программы поддержки местных СМИ, которая финансируется из городского бюджета. За это время сертификаты об окончании "Школы" получили более 60 человек студенты, школьники, активисты общественных организаций. Более детальную информацию можно получить по адресу: algal@paco.net.
|
|
||||||||||||||||
|