Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 33 (829)
25.08.2006
НОВОСТИ
Актуально
Культура
Скандал
Тема номера
Проблема
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ
Фестиваль поэзии
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 33 (829), 25.08.2006

"СВЯТАЯ НАУКА – УСЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА"

"Как только кто-либо говорит о государстве: "Что мне до него? – следует считать, что государство погибло" (Вольтер, Франция, ХYIII век)...

"В союзе с общественным мнением можно сделать все, без него – ничего" (Линкольн, США, ХIХ век)...

"Правительство не может бежать впереди общественного мнения" (Ллойд Джордж, Великобритания, ХХ век)...

Если бы политики почаще заглядывали в цитатники, не говоря уже о книгах своих великих предшественников, многое в нашей жизни сложилось бы иначе. Впрочем, не следует и драматизировать ситуацию: инстинкт самосохранения рано или поздно побуждает даже самый терпеливый народ обрести и возвысить свой голос, настоять на своем мнении. "Оранжевая революция" – очевидное тому доказательство. Тут не место обсуждать тонкости политических интриг и последствия; для нашей темы важно, что именно общественное мнение, "глас народа", сформировали "социальный заказ" на президента Ющенко, а не на другого претендента. Эти события показали и силу общественного движения, т.н. "третьего сектора", к которому, что греха таить, власть относилась с пренебрежением, смешанным с подозрительностью. (Чтобы было понятно неискушенному в терминологии читателю, к "первому сектору" относятся структуры власти, ко "второму" – бизнес, а вот в "третий сектор" включаются неправительственные некоммерческие, иными словами, общественные организации). И надо сказать, что "третий сектор" в массе своей платил власти той же монетой. Однако, как показывает многолетний опыт, от противостояния "первого" и "третьего" секторов для народа мало толку. Реальных результатов проще всего добиться тогда, когда оба этих "сектора" начинают взаимодействовать, находят точки соприкосновения и совместными усилиями решают определенную задачу.

Волею судьбы, автор этих строк 11 лет назад оказался вовлеченным в "третий сектор" не только как журналист, специализирующийся на данной тематике, но и как волонтер, а впоследствии и консультант общественных организаций. Потому, надеюсь, мне простится, что из многих конкретных примеров взаимоотношений власти и "третьего сектора", я выбрал собственный. Не то, чтобы "своя рубашка ближе к телу", просто "изнутри" легче показать процесс...

"ИДЕЯ СТУЧИТСЯ СЮДА"

"Быть знаменитым – некрасиво".

Много лет эти известные строки Бориса Пастернака считались в нашем обществе чем-то вроде эталона отношения к популярности. Но в эпоху ТV и РR приходиться считаться с иными реальностями. Не доказав, что ты "знаменит" или хотя бы известен некоторой части общественности, трудно рассчитывать на что-либо большее, чем унылое прозябание на задворках общественного внимания. Если речь идет о конкретной личности, то, как говорится, Бог с ним. Но хуже, когда группы людей, объединенные социально значимой идеей, не в состоянии ее реализовать из-за неумения "подать себя", основанном на старом советском предубеждении, своеобразную формулу которого и сочинил Б.Пастернак.

Для общественной организации формирование собственного имиджа – это едва ли не в прямом смысле "вопрос жизни и смерти". Уже хотя бы потому, что грантодатели (начиная от зарубежных фондов и заканчивая отечественными меценатами) предпочитают иметь дело с "раскрученными" структурами, которые, как говорится, на слуху. Да и власть считается лишь с теми, кого знает "в лицо". В этих условиях первостепенно важно, чтобы в общественной организации были люди, владеющие основами PR, умеющие подать свою структуру в самом выгодном свете при помощи СМИ и других методов воздействия.

На словах это осознают все. А на деле... Добро, если сам лидер общественной организации достаточно энергичен и коммуникабелен, чтобы привлечь к себе внимание. Но ведь у лидеров – масса других задач. И больно наблюдать, "как погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех" по причине того, что авторы идеи не смогли грамотно преподнести ее, убедить власть имущих или бизнесменов в пользе своего проекта.

И СЛАВА ТЕБЯ НАЙДЕТ

Эти наблюдения шесть лет назад подвигли автора этих строк создать "Школу социальной журналистики", в которой бы молодые люди постигали основы журналистской профессии, взаимодействуя с общественными структурами. Схема работы была построена просто. После небольшого теоретического курса журналистики и PR ребята стажировались в общественных организациях: помогали проводить акции, писали пресс-релизы, собирали пресс-конференции, проводили мониторинг СМИ и т.п. Польза обоюдная: общественные организации получали хороших помощников, а будущие мастера СМИ – гигантское поле деятельности. Наиболее же способные пошли еще дальше.

Катя Жерносекова пришла к нам еще школьницей. Она очень добросовестно отнеслась к занятиям, во время стажировки обеспечила успешное пресс-сопровождение нескольких акций. Поступив в национальный морской университет, Катя тут же решила создать пресс-центр. Конечно, были скептики (что может 17-летняя девчонка?!), но уже первый учебный год посрамил недоверчивых. Только в местных газетах о морском университете появилось столько статей, сколько за предыдущую пятилетку. Дальше – больше. Ребята, ведомые Катей, при полной поддержке ректора Ю.Л.Воробьева, возобновили выпуск вузовской газеты "Вымпел", создали одноименный сайт, организовали вузовское радио... Катя, к тому же, была избрана членом городского Молодежного совета, возглавляла там комиссию по связям с общественностью, успешно сотрудничала с комьюнити-фондом "Одесса", консультировала молодежные организации...

Пример Кати Жерносековой наиболее яркий, но и другие наши учащиеся также помогали общественным структурам, нередко становились их активистами. Но это, как говорится, присказка. Теперь – об основном.

Несколько лет "Школа социальной журналистики" действовала при пресс-клубе "Третий сектор", выпуская ежегодно по 5-6 человек – тех, кто "доходил до финала". Отсев был в несколько раз больший: "души прекрасные порывы" у нашей молодежи, увы, редки (впрочем, я не хотел бы выступать обвинителем – проблема сложная и требует отдельного детального разговора). Можно было, конечно, попытаться вывести проект на массовый уровень, однако активная журналистика почти не оставляет свободного времени и, если быть честным, то последние два года я "Школой" занимался, скорее, по инерции – очень уж хороший и дружный сложился у нас коллектив. Новую жизнь в идею вдохнула "власть" – в лице человека, которому я с удовольствием и благодарностью предоставляю слово.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Рассказывает заместитель начальника Управления информации Одесского городского совета Елена ВАРИЧЕВА:

— В наше Управление часто обращаются руководители общественных организаций, прося помочь привлечь журналистов к освещению проводимых ими акций. Мы стараемся идти навстречу, поскольку хорошо понимаем, насколько для них необходимо сотрудничество с журналистами. Но, к сожалению, практика показывает, что навыками общения со СМИ обладают очень немногие из руководителей и активистов "третьего сектора". Мы не раз советовали руководителям общественных организаций искать людей, которые могли бы помочь им в "раскрутке", однако всякий раз возникал вопрос: "Откуда их взять?", – на который и у нас, увы, не было ответа.

Но не зря говорят: "Кто ищет – тот всегда найдет". Однажды мы разговорились с Александром Галясом, и оказалось, что он не просто хорошо знаком с проблемой, но и определенным образом пытается ее решить. И вот, объединив наши усилия, мы решили организовать "Школу пресс-секретарей для общественных организаций". Функции распределили так: Александр Васильевич готовит программу, раздаточные материалы и проводит тренинг, а наше Управление обеспечивает слушателей и берет на себя все организационные функции.

В ноябре прошлого года провели первый тренинг, в котором приняли участие 25 студентов одесских вузов и активистов молодежных организаций. Занятия были максимально приближены к практике. С особым удовольствием ребята участвовали в деловой игре "Пресс-конференция", когда все могли выступить в различных ролях – организаторов, журналистов и наблюдателей-аналитиков. Тренинг включал в себя также участие в брифинге одного из городских руководителей, чтобы ребята своими глазами увидели и оценили, как работают профессиональные журналисты. Затем состоялось торжественное вручение сертификатов, что широко освещалось в местных СМИ. (Стоит сказать, что занятия в "Школе пресс-секретарей" – бесплатные).

Но это была только первая часть проекта. Совместно с коллегами из городского Управления внутренней политики мы провели "Ярмарку пресс- секретарей для общественных организаций". Познакомиться с нашими выпускниками пришли представители около 30 организаций. Наиболее способные и активные ребята получили прекрасную возможность реализовать себя в реальном деле.

Наш проект оказался настолько востребованным, что его было решено продолжить и в 2006-м году. Депутаты горсовета поддержали эту идею, и теперь "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" является составной частью программы поддержки местных СМИ, которая финансируется из городского бюджета. Проведено уже три тренинга с последующим "трудоустройством" выпускников "Школы".

Опыт работы нашего управления, в том числе и "Школа пресс-секретарей для общественных организаций", свидетельствует: между "чиновниками" и "общественниками" нет никакой пропасти, как это порой пытаются представить люди, не разбирающиеся в сути дела. Если есть желание решать задачи, важные для города и его жителей, то не так уж сложно найти форму сотрудничества. Важно, чтобы такое желание было обоюдным.

КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЕ ЕСТЬ

В последней своей фразе Елена Варичева сформулировала едва ли не основное условие успешного взаимодействия "первого" и "третьего" секторов. В нашем конкретном случае обе стороны искали пути решения одной и той же проблемы, одинаково осознавали ее важность. Большое значение имел тот факт, что одна из сторон ("третий сектор") владела технологией решения проблемы, другая ("власть") обладала достаточными средствами. Очень важно и то, что городская власть Одессы уже имеет достаточно длительный и успешный опыт сотрудничества с общественными организациями. Я имею в виду, прежде всего, действующую с 2000-го года программу "социального заказа", когда общественные организации на конкурсной основе получают бюджетные средства для реализации социально значимых проектов. Таким образом, "власть" в состоянии достаточно профессионально оценить компетентность организаций "третьего сектора", эффективность предлагаемых ими решений. Грубо говоря, "общественники" не смогут чиновникам "навешать лапшу на уши". Немалое значение имеет и личная совместимость; трудно рассчитывать на успех проделанной работы, если обе стороны не доверяют друг другу. Мне в этом смысле повезло. После того, как мы с сотрудниками Управления информации детально обговорили все узловые моменты тренинга, я получил "карт-бланш" – полную свободу в выборе форм и методов проведения занятий. После каждого из тренингов мы проводили обсуждения, вносили некоторые изменения в программу, стремясь сделать занятия как можно более живыми и практичными. Хочется, чтобы ребята с увлечением овладевали основами важной, полезной, но пока, к сожалению, малоисследованной профессии пресс-секретаря.

С радостью следим мы за успехами своих воспитанников, которые принимают активное участие в общественной жизни. Ольга Терещенко возглавляет пресс-службу молодежной организации Народной партии. Юлия Николаенко редактирует газету экономического университета. Валерия Петрова – пресс-атташе организации "ЛЕН". Елена Сайковская редактирует информационный бюллетень "Профи" профкома ОНУ им. Мечникова и реализует проект создания пресс-центра филологического факультета. Трудятся на общественной ниве также Варвара Показ, Кристина Крестинова и другие. Некоторые пробуют свои силы в журналистике. На городском конкурсе молодежных СМИ обладателями первой премии стали Ольга Терещенко и Богдана Бондарь, дипломом награждена Дарья Семенченко...

Следующий тренинг намечен на октябрь, но уже в Управление звонят, интересуются как молодые люди, так и руководители общественных организаций, которые проявляют все большую заинтересованность в выпускниках "Школы". А это – лучший стимул в работе.

ПРИГЛАШАЕМ ДРУЖИТЬ

(вместо послесловия)

Насколько мне известно, "Школа пресс-секретарей для общественных организаций" – проект уникальный, особенно если учесть, что он является продуктом сотрудничества "первого" и "третьего" секторов. Между тем, проблема, которую мы пытаемся решить, актуальна для всех без исключения регионов Украины (это убеждение я вынес из контактов с представителями многих десятков общественных организаций). Авторы данного проекта с удовольствием поделятся с коллегами своим опытом. Есть у нас и новые идеи. В частности, один из ближайших тренингов мы хотим посвятить теме создания студенческих пресс-центров в вузах и школах. Этот процесс уже разворачивается в некоторых учебных заведениях, и мы постараемся помочь инициаторам овладеть необходимыми навыками.

Александр ГАЛЯС, руководитель "Школы социальной журналистики", преподаватель "Школы пресс-секретарей для общественных организаций".

На фото: первые выпускники Школы пресс-секретарей.

ДЛЯ СПРАВКИ.

"Школа пресс-секретарей для общественных организаций" – совместный проект Управления информации Одесского городского совета и "Школы социальной журналистики". Действует с ноября 2005 г. в рамках городской программы поддержки местных СМИ, которая финансируется из городского бюджета. За это время сертификаты об окончании "Школы" получили более 60 человек – студенты, школьники, активисты общественных организаций. Более детальную информацию можно получить по адресу: algal@paco.net.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.