Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (827)
11.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Скандалы
Тема номера
Архив
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (827), 11.08.2006

"ФАБРИКА КУПЛЕТИСТОВ"

Одесская эстрада времен нэпа

Окончание гражданской войны и переход к политике нэпа для многих артистов эстрады означали всего лишь возврат к прежним временам. "Эстрада, – вспоминает А. Громов, – снова возвращается в кабаре и пивные. Эстрадные программы служат как бы приправой к гастрономии... Капеллистки и хористки вновь присаживались к столикам..."

Вновь возвращается такая форма привлечения публики, как конкурсы юмористов. Они пользовались большим успехом, поскольку, как пишет в своем исследовании "Куплет на эстраде" Г. Териков, Одессу называли "фабрикой куплетистов", так как она была главным поставщиком гастролеров для всех городов Российской империи, а затем и СССР. В этих состязаниях принимают участие Г. Амурский, Л. Зингерталь, З. Задорин, Н. Креминский, В. Коралли, Я. Воинов, Д. Восторгов, П. Фредин, Н. Рязанский, Ф. Бояров, Л. Леонов, Г. Красавин, Ц. Коррадо и др. Никаких призов победители не получали, но за счет полных сборов участники получали неплохие гонорары.

Каждый из куплетистов старался найти свою маску.

Александр Франк, Григорий Красавин, Цезарь Коррадо считались салонными куплетистами и выступали обычно во фраке. А. Франк исполнял куплеты нарочито серьезно, "со значением". Г. Красавин вел себя более раскованно, аккомпанируя себе на скрипке. Ц. Коррадо предпочитал импровизировать, поражая слушателей экспромтами. В цилиндре выходил на сцену и П. Самарин, рекомендовавшийся как "комик- аристократ".

Большим успехом пользовались исполнители так называемых "национальных" куплетов. М. Хуторской рекламировал себя как "бесконкурентного пародиста тифлисских кинто и восточных типов". "Турецкие" куплеты исполнял Федор Бояров. Он выходил в феске и, нарочито коверкая речь, невозмутимо представлялся:

"Я – Ахмет.
И мне дела нет.
Пью вино я кахетинский,
Чебурек давай..."

Особенно же славится Одесса "еврейскими" куплетами. На этом поприще подвизаются даже целые династии, например семейство Броунталь. Глава семьи, "старик" Броунталь, выступает сперва в дуэте с женой, затем со старшим сыном. Тот, женившись, создает дуэт "Таген" (Таня и Гена). Тогда отец привлекает двух других сыновей и возникает юмористическое трио "Папаша и сыночки Броунталь".

Активен в годы нэпа и Лев Зингерталь, некогда прославившийся своими антистолыпинскими куплетами, за что был удостоен редкостной чести попасть в одну из повестей своего земляка В. Катаева. Маленького роста, тщедушный, рано полысевший, Л. Зингерталь придумал создать дуэт с другим одесским куплетистом – Марком Добрыниным, высоким толстяком (150 кг веса). Они представляли борцов, выходили на сцену в трико и пели куплеты с рефреном: "Зачем я толстый? Зачем я тонкий?"

Популярность обрел и другой дуэт – А. Громов и В. Милич. Артисты в своих номерах часто использовали прием анкетирования, при этом на серьезные вопросы А. Громова В. Милич отвечал комически, невпопад. Аналогично строились "Куплеты с газетой": А. Громов в первых строках заявлял о событии, а В. Милич продолжал, используя рекламное объявление, что придавало куплету сатирическую окраску. Так, на приход к власти в Италии фашистской партии сатирики откликнулись такими куплетами:

А. Громов: "Муссолини заявил открыто, что теперь главней он, чем король..."

В. Милич: "Если завелись вдруг паразиты, покупайте мазь "Паразитоль"!"

Как ни удивительно, но антинэповский заряд несла и песня "Бублички" – одно из самых знаменитых произведений не только советской, но, пожалуй, и мировой эстрады (об истории ее возникновения наша газета недавно рассказывала).

Широкое развитие эстрады в Одессе 1920-х гг. давало возможность проявить себя многим молодым артистам.

Стремясь подработать, ставил и исполнял свои первые номера юный солист театра оперы и балета Павел Вирский. Особой известностью пользовался его "Танец французского матроса", в котором артист блистал непривычно высокой для эстрады техникой и балетмейстерской фантазией. В 1925 г. П. Вирский создал эстрадный коллектив, исполняя в нём функции художественного и финансового руководителя, а также ведущего солиста. Гастролируя с этим коллективом по югу Украины, он попутно знакомился с местным танцевальным фольклором, что впоследствии помогло ему при создании знаменитого украинского ансамбля танца, который сейчас носит его имя.

На крохотной сцене подвальчика на углу Екатерининской и Театрального переулка рождался театр миниатюр "Крот" ("Конгрегация рыцарей острого театра"). Его создал выпускник физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета Виктор Типот. Он был мастером на все руки – руководителем, автором миниатюр и куплетов, постановщиком, актером и конферансье. Этот маленький театрик "дал прописку" в искусстве многим талантам: знаменитому филологу Лидии Гинзбург, поэтессе Вере Инбер, прославленной актрисе Рине Зеленой, лауреату Первого конкурса артистов эстрады певцу Аркадию Погодину, а сам В. Типот вошел в историю как создатель Московского Театра сатиры и соавтор либретто оперетт "Свадьба в Малиновке", "На берегу Амура", "Вольный ветер", "Девичий переполох" и др.

Характерной чертой одесской эстрады 1920-х гг. является постоянный экспорт талантов. В Москву, Ленинград, Харьков, Киев постепенно перебирается большинство самых одаренных артистов, как тех, кто начинал еще в дореволюционные годы (Л. Утесов, П. Муравский, А. Громов и В. Милич и др.), так и тех, чья звезда взошла уже в советские времена (П. Вирский, В. Типот, А. Погодин и др.). Однако, несмотря на это, в Одессе сосредоточено около 100 эстрадных номеров: 25 куплетистов, танцоры, чтецы, певцы и др. Между тем работы для них становится все меньше: кинотеатры отказываются от дивертисментов, рабочие клубы строже относятся к репертуару и качеству исполнения, в связи с чем обостряется конкуренция и падают гонорары. Если в 1925 г. программу из 5-6 номеров можно было "продать" за 60-70 руб., то буквально через год за 8-10 номеров дают уже не более 40-45 руб. Это побуждает Рабис (профсоюз работников искусств) провести "переквалификацию" артистов эстрады. В результате чего, как шутливо говорил впоследствии В. Коралли, в Одессе появилось много неплохих портных и парикмахеров.

Впрочем, в еще большей степени "переквалификация" была вызвана стремлением власти направить эстраду в идеологически "правильное" русло. Ликвидация нэпа фактически унифицирует направленность репертуара. И вряд ли случаен тот факт, что в 1930-х гг. одесская эстрада почти не рождает ярких исполнителей.

Александр ГАЛЯС.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.