Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (924)
1.08.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Образование
Юбилей
История
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (924), 1.08.2008

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Кадровый голод на предприятиях уже настолько привычен, что даже не вызывает эмоций. Сегодня трудно найти не то что толкового инженера-технолога, а дельного рабочего. Одна из причин - кризисные явления в системе профессионального образования. Притчей во языцех стало перепроизводство гуманитариев - юристов, экономистов, "международников", журналистов и т. п. (качество подготовки таких "специалистов" - тема отдельная), и нежелание значительной части молодежи получать техническое образование ввиду его непрестижности. О ситуации в системе специального образования размышляет директор технического колледжа Анатолий Коваленко, который возглавляет региональный Совет директоров вузов 1-2 уровня аккредитации (техникумы, колледжи).

- Сейчас уже мало кто помнит, что после обретения Украиной независимости было решено ликвидировать систему среднего специального образования и перевести ее в общую систему высшего образования. Так что теперь выпускники колледжей, техникумов получают либо неполное высшее образование (младший специалист) или базовое высшее образование (бакалавр).

Однако демографическая ситуация и охватившая страну тяга ко "всеобщему" высшему образованию привели к тому, что пришлось сокращать количество техникумов и училищ. Например, в Одессе из трех медицинских училищ осталось одно и т. п. Благодаря этому удалось сконцентрировать кадры, техническую базу, финансовые ресурсы и фактически спасти систему специального образования.

Правда, не так давно были сильны настроения перевести наши учебные заведения - колледжи, техникумы, училища - в систему профтехобразования. Но и наш Совет директоров, и Украинская Ассоциация высших учебных заведений, членом которой я являюсь, сумели убедить, что данные учебные заведения должны быть интегрированы именно в систему высшего образования. Если проанализировать состав среднего звена на наших предприятиях, то легко увидеть, что мастера, техники - это все выпускники техникумов, и они сейчас фактически обеспечивают работу производств. Ну а наши учебные заведения, которые расположены в малых городах и селах, это вообще центры не только образования, но и культуры.

Будем смотреть правде в глаза. Сегодня немало семей, особенно в сельской местности, где родители попросту не в силах потянуть обучение детей в вузах. Да и не все сельские школы могут дать ребенку среднее образование ввиду некомплекта. А наши учебные заведения принимают ребят и после девятого класса, и дают им как общее среднее образование, так и профессиональное. При этом принципиально важно, что наш выпускник, в отличие от вузовского, уже умеет что-то делать руками, он готов с первого же дня на производстве заняться конкретным делом - печь хлеб, шить одежду, ремонтировать оборудование, стоять у станка и т. п.

Обратите внимание на работодателей. Они хотят, чтобы специалист был молодой, но вместе с тем с опытом работы. Наши выпускники до известной степени этому требованию удовлетворяют, поскольку довольно много времени у нас отводится на производственную практику, и азы профессии они постигают непосредственно на рабочем месте. С другой стороны, мы пытаемся убедить работодателей, что, если они хотят получить по-настоящему классного специалиста, то им тоже следует участвовать в его подготовке, воспитании: брать к себе на практику, на стажировку, адаптировать его навыки под свое производство и т. п. Готовя учебные программы, мы непременно советуемся с производственниками, стараемся учесть их пожелания и т. п. Но вместе с тем объясняем работодателям, что готовить современного специалиста по старым стендам невозможно. Значит, они тоже должны помогать нам - оборудованием, технологиями, брать наших студентов на практику, стажировку. И надо сказать, что работодатели это уже начали понимать. Например, охотно берет к себе наших выпускников швейная фабрика: мы заключаем с нею договоры, студенты проходят там практику, стажировку. Стали "охотиться" за нашими выпускниками частные пекарни, предприятия, производящие обувь, супермаркетам очень нужны "холодильщики" и т. п.

Конечно, наши учебные заведения тоже не стоят на месте - оснащаем их по мере возможностей новой техникой, компьютерами. Мы прекрасно понимаем, что сегодня компьютеры нужны везде, даже там, где, казалось бы, им пока еще нет применения. В нашем колледже мы даем возможность студентам получить дополнительно к основной специальности квалификацию оператора компьютерного набора. Но, безусловно, помощь предприятий в этом крайне необходима.

Радует нас то, что в самое последнее время начала меняться и психология выпускников. Еще года два-три назад практически все выпускники техникумов пытались поступить в университеты, академии. Нас даже укоряли, что, дескать, мы готовим не специалистов среднего звена, а контингент для вузов третьего-четвертого уровня. Но сегодня те, кто хотят учиться дальше, чаще выбирают заочную форму обучения. Они понимают, что такой специалист - теоретически подкованный и владеющий практическими навыками и для работодателя представляет намного большую ценность, чем просто человек с дипломом о высшем образовании.

Сейчас в образовательной системе происходят серьезные изменения. В новом законе о высшем образовании нет привычных для нас понятий "техникум", "училище". Взамен появились профессиональные колледжи, которые готовят младших специалистов, и просто колледжи, которые могут готовить как младших специалистов, так и бакалавров. Очень важный момент - полная интеграция с производством. Теперь учебные заведения могут до половины предметов интегрировать в производство, т. е. обучать не тому, что нам бы хотелось, а тому, что нужно данному производству.

Конечно, никакие изменения на даются легко и просто. У наших вузов тоже немало проблем. И наиострейшая - совершенствование материально-технической базы. Ведь уже невозможно учить "мелом" - даже при наличии компьютеров и мультимедийных средств; нужно, чтобы студент мог технику руками потрогать. А значит, необходимы по-современному оснащенные лаборатории, учебные классы.

Тут встает проблема финансового обеспечения. Государство, к сожалению, в полном объеме не обеспечивает финансирование даже госзаказ, а нам нужно содержать здания, оплачивать коммунальные услуг, приобретать технику, оборудование... На это денег практически не выделяется, так что основной источник дохода - контрактники. Но ведь есть какой-то предел, выше которого большинство людей просто не в состоянии платить. Да и демографическая ситуация не внушает оптимизма. Так что, возможно, вскоре придется пойти по пути, который предлагает Министерство образования - укрупнять учебные заведения, особенно однопрофильные.

И, конечно, острейший вопрос - кадры преподавателей. Да, у нас работают люди опытные, но многие из них достигли "критического возраста", а молодежь приходит к нам не так активно, как того хотелось бы. Мы, разумеется, ведем активный поиск, особенно среди своих выпускников, которые уже получили высшее образование, имеют опыт работы, и правдами-неправдами убеждаем их идти к нам работать.

Это лишь часть проблем. Стараемся их решать, но очень рассчитываем на благоразумие государства. Не могут же в конце концов наши руководители не понимать, что именно система образования - краеугольный камень будущего развития страны.

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.