+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 16 (863), 04.05.2007 ОБИЛИЕ ИНФОРМАЦИИ ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?Это письмо пришло в редакцию от психолога Надежды Павловой в ответ на публикации о проблемах, связанных с воспитанием школьников. "Интенсивное слушание", "теория понимания", "ТРИЗ-педагогика" (теория решения изобретательских задач), "фильтры и конфигураторы" при усвоении знаний все это несколько лет назад казалось абракадаброй. Но к жизни эти понятия вызвала необходимость найти себя, то есть правильно разместиться каждому человеку в современном информационном обществе. "Мы обладаем огромным запасом знаний, но очень мало понимаем", считает один ученый. "Опасно обнищание души при пресыщении информацией", вторит ему другой. Понимать мир сегодня не просто объяснять и описывать отдельные его части, факты, явления, этой методики достаточно было старшему поколению для того, чтобы успешно разместить себя в обществе. Том обществе. Перед юным поколением задача сложней: детям приходится выбирать свое будущее из гораздо большего количества вариантов, чем их родителям. Это явление уже получило название в философии сверхвыбор. Руководствоваться при нем можно только системой своих, но никак не чужих родителей, учителей ценностей. Чтобы сформировать ее, надо быть личностью, чтобы воспитать личность, надо, тем более, ею быть, то есть сегодня учитель должен быть Личностью с большой буквы. Возможно ли это в реальности? Ответ очевиден... Школьные программы, как считает автор письма, предлагают по-прежнему лишь арсенал знаний, который во многом уже не работает. Это необходимо, но недостаточно. Одной только силой (то есть плохими оценками увы, для некоторых учителей единственным методическим приемом) можно только испортить дело. Объем информации на Земле увеличивается в геометрической прогрессии, а мы все продолжаем его бездумно впихивать в формирующуюся детскую душу, как в какой-то безразмерный мешок. Отсюда и неприятие, отторжение у нынешних школьников, требование-предложение "изменить тактику преподавания". Сократить программу?.. Да куда! впору только увеличивать. Физкультура необходима, а вот нормативы сомнительно. Упразднить оценки?.. Рано. Но учителям и родителям не помешают основы гендерных знаний (в области раздельного воспитания): девочек, например, отрицательная отметка лишь стимулирует на новые "подвиги" и победы. Мальчишек, наоборот, надо только хвалить, поощрять и лишь в крайних случаях оценивать словом "плохо": у них в природе заложено стремление к победе, в отличие от девчонок. И просто смешно указывать внуку на одноклассницу-отличницу: это не стимул, это просто объекты, не поддающиеся сравнению. Да, обилие выбора и информации опустошает душу. Теряется ее цельность. Тем чутче необходимо быть любому взрослому человеку при общении с детской душой, так подверженной в наши дни распаду. Давить на нее одним только словом "надо" бессмысленно: здесь нужны более тонкие механизмы из сферы любви и мудрости...
|
|
|||||||||||||||
|