Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1406)
20.04.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Репортеры надежды
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1406), 20.04.2018

ВКУС ВРЕМЕНИ ИЗ МОРСКИХ ЛОЦИЙ

Третье заседание морской кают-компании "Морская библиотека" было посвящено теме морских лоций.

На встречу пришли капитаны, штурманы, судомеханики, писатели, члены клубов "Золотая роза" и "Лира", товарищества "Мир Паустовского", представители объединения "Нить Ариадны", психологи и курсанты института ВМС Национальной Морской академии.

- Лоции - это описание морей, океанов и их береговых очертаний, со всеми находящимися на берегах приметными местами и знаками, - сообщила заведующая библиотекой Карина Апаринова. - Лоции - кладовая делового языка моряков. Опираясь на морские лоции, Константин Паустовский написал повесть "Чёрное море", которое дышало широкими пространствами моря и неба. На её страницах играли морские зори, грохотали шторма и дул лёгкий бриз, оживала история и, как само море, заговаривали даже камни, эти молчаливые свидетели былого. Для многих читателей Паустовский был лоцманом жизни и добытчиком необычайного.

Библиотекарь Александр Апаринов, штурман с 30-летним стажем, подготовил тематическое слайд-шоу о лоциях и морских картах и зачитал отрывки из повести "Чёрное море".

Главным событием встречи стало выступление преподавателя Морской академии Александра Беспалова "Поэтика морских лоций".

- К этой теме меня подтолкнули строки из книги "Золотая роза" Константина Паустовского, - отметил А. Беспалов. - А именно то место, где он пишет, что был поражен великолепным языком лоции Черного и Азовского морей. Старинные лоции говорят нам о романтике мореплавания. Хотя если задуматься, всего лишь 100 лет человек ходит морем с помощью паровой и тепловой энергии. А до этого почти 12 тысяч лет - под парусом. Что это была за жизнь на судне? Ориентировались по звездам, островам, описанием мест в лоциях. Ели кашу с солониной, которую вымачивали в морской воде и так готовили. Масло заливали морской водой, и оно хранилось 3-4 месяца. Было такое блюдо потаж - когда собиралось все несъеденное экипажем, добавлялись кусочки кожи и варили. Пили протухшую воду, которую морякам выделяли по полтора литра и столько же портвейна. Они часто страдали такими болезнями, как кариес и фурункулез, и самыми экзотическими видами венерических заболеваний. Работали четыре часа через восемь, а то и меньше. Но в любой момент моряка могли поднять на работу. Сушить одежду могли только офицеры на камбузе. Спали в гамаках, которые хранились на верхней палубе. Их доставали мокрыми, обледенелыми, и моряки сушили их своим телом. Одновременно гамак служил спасательным жилетом, поскольку моряки в массе своей не умели плавать. Вот в таких условиях работали на парусниках. Английское право говорило, что человек, проведший на борту судна семь лет, не мог выступать свидетелем в суде. Тем не менее, несмотря на тяжести морской работы, они оставались романтиками. Прекрасны были мгновения, когда парусник шел в пассатной зоне. Англичане называли пассат - солдатским ветром, поскольку он, как солдат, мог исправно дуть. Судно две недели шло под парусом. При этом у команды не было почти никакой работы, прохладно, хорошо, тепло и виды красивые, которые описывались в лоции. Казалось бы, это был технический документ для навигации, но в Лоции Эгейского моря находим строки описания острова, где встретишь женщин, самых красивых во всем архипелаге, с прекрасными ма нерами и гордой осанкой. А другой остров сравнивался с родильным домом богов, где водопады, как фонтаны. Такое мог писать только поэт.

В 1645 году во Франции была опубликована первая лоция. Каждое поколение моряков вносило поправки, которые часто отличались лиричностью. В 1848 году была написана лоция Черного моря с описанием берегов. В1916 уже лоция посуше, толще, - сравнивает преподаватель. - Но в ней - уникальный язык, который пришел из Голландии и Англии. Например, полундра - означало, что-то падает сверху, попа - корма, капитан - майстро. На Черном море было свое наименование ветров. А когда на берегу моряка спрашивали, как дела, он отвечал - бунаца, то есть хорошо. Бунаца обозначает штиль. Также можно объяснить и фразу "куда выведет Фортуна" (фертина - волна).

В английской лоции Черного моря можно узнать о событиях того времени, когда в январе в порту вмерзло 40 судов в лед. Его толщина была больше метра. Кромка льда в 100 милях от берега. Лоции рассказывают истории, показывают, как выглядели берега в прошлых веках. И мы можем ощущать вкус того времени, - подытожил Александр Беспалов, представив также уникальные лоции Тихого океана 1932 года издания, Черного моря, и передал экземпляры в книжный фонд кают-компании "Морская библиотека".

С подарком библиотеке пришел заместитель главного редактора морской энциклопедии Яков Шпигельман, представив свои авторские и редкие издания. В дар Морской библиотеке передала книги генеральный директор "Инфлот" Ольга Бронецкая.

Еще одним блоком кают-компании, которую вел Анатолий Венгрук, стал вопрос психологической подготовки моряка. Психолог Марина Равчеева, которая работала на судах Черноморского пароходства "Максим Горький" и "Фёдор Шаляпин", рассказала о психологическом настроении моряков в рейсе и на берегу, о методах адаптации в длительных рейсах и восстановлении психологических и физических сил на берегу.

- Самое главное форма поддержки моряка в рейсе - это общение, - вывела формулу психолог. - Чувствуя поддержку, опору, ему гораздо легче переносить тяготы службы.

В то же время Александр Беспалов напомнил о важности кают-компании для общения моряков. Что помогает им сохранить душевное спокойствие.

Жена моряка Виолетта Слюсаренко из личного опыта дала советы курсантам-военным морякам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

- Доверие и взаимопонимание решат все проблемы, - сказала Виолетта. - Мы ждем наших мужей, хотя и нам трудно в разлуке. Но какое счастье, когда они возвращаются домой.

Следующая встреча кают-компании "Морской библиотеки" состоится в мае. На ней желающие могут совершить виртуальный морской круиз и больше узнать о психологии моряка и методах выведения его из кризисных ситуаций.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.