Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 10 (857)
23.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Проблема
Море
Дела и люди
История
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 10 (857), 23.03.2007

SOS!

Я БЫ В СЛЕСАРИ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

Рабочие специальности нынче востребованы, как никогда. На рынке труда нужны строители, токари, слесари, электрики. Однако проблема так и остается неразрешенной, потому что, как всегда, упирается в деньги. Платить за подготовку специалистов коммерческие структуры не желают. В городском бюджете денег на нужды профтехучилищ нет.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ

- Это проблема всей страны, - сказал директор профессионально-технического училища машиностроения Василий Савченко. - Сегодня практически не работают крупные предприятия, функционируют мелкие частные структуры, которым невыгодно готовить рабочих специалистов. В свою очередь выпускники школ не хотят осваивать рабочие профессии, потому что они низко оплачиваются. Как ни старайся работать со вторым или третьим разрядом, большие деньги не заработаешь. С таким низким разрядом брать на предприятия не хотят. Там нужны рабочие пятого-шестого разряда.

Но чтобы готовить классных специалистов, нужна хорошая производственная база. Поэтому вторая проблема профтехобразования - оборудование, на котором учатся обучение. У нас оборудование хоть и старое, но рабочее. Своими силами мы латаем его, чиним, ремонтируем. Государство ничего нового нам не дает. А повсеместно внедряются новые технологии. Отставать от них нельзя. Поэтому мы решили зарабатывать самостоятельно. Учащиеся 2-3 курса перечисляют 50 % заработанных денег на расчетный счет училища. За эти деньги мы можем позволить постепенно купить новое оборудование, сделать ремонт, приобрести стенды. Проблема финансирования поднималась не раз, не только на региональном, но и на уровне министерства. Нам обещали выделить деньги на нужды профтехобразования. Но воз и ныне там.

В свое время были идеи передать училища Министерству труда и соцзащиты. Но передача так и не состоялась. Ведь это же все-таки учебные заведения.

А третья проблема, с которой мы сталкиваемся, это контингент учащихся. В основном это ребята, которые почти не учились в школе, запущенные в воспитании. У многих в школьных аттестатах по 7-8 двоек. А мы должны научить их профессии. Вот и начинаем с азов, возвращаемся в пятый класс и пытаемся восстановить их пробелы.

ВЫЖИЛИ ЗА СЧЕТ ЭНТУЗИАЗМА

Самый трудный период для училища был в 1993-97 годах, когда рушились все производственные и экономические связи. В 1996 году в училище было 24 учащихся. Его хотели закрыть. Но благодаря энтузиазму коллектива и правильной политике директора училище возродилось.

- Нам пришлось открыть несколько дополнительных специальностей, - объяснил Василий Федосеевич, - столяра, слесаря по ремонту автомобиля, оператора компьютерного набора, чтобы поднять престиж училища и, так сказать, приспособиться к окружающему миру. Ребята стали получать зарплату на практике. И могли уже зарабатывать на втором курсе обучения.

Сейчас в Одесском профессионально-техническом училище машиностроения учатся 311 человек. На бюджете. Студенты получают стипендии. Все выпускники трудоустраиваются. Училище сотрудничает со многими предприятиями города, которые берут учеников на практику.

- Однако, - сказал директор, - немало таких предприятий, где не хотят платить студентам, игнорируют закон о профтехобразовании, пытаются вычеркнуть в договоре пункт об оплате работы учащихся. Не говоря уже о том, что предприятия должны обеспечивать практикантов спецодеждой. Получается парадокс: специалисты предприятию нужны, а учить их они отказываются.

Большая проблема у нас всегда с мастерами производственного обучения. Хорошие специалисты не идут на зарплату в 470 гривен. А предприятия своих мастеров не дают. Получается, работают у нас в основном на энтузиазме. А была бы зарплата в две тысячи гривен, и отдача была бы другая.

Благодаря коллективу в училище сохранилась упорядоченная система образования. Конечно, вводятся новые программы, изучаются новейшие технологии и разработки. Но организация обучения, оправданная в старые добрые времена, остается неизменной. И дает свои положительные результаты. Ребята участвуют в открытых уроках, конкурсах по профессиям. Лучших отмечают и отправляют на всеукраинские конкурсы.

Но главное, конечно, в учебе - практика. А для этого нужны хорошие станки, оборудование. Только для столярных работ подрезная циркулярка стоит 50 тысяч гривен. А чтобы обеспечить практикантов сварочными аппаратами, нужно не менее 60 тысяч. А еще заплати за свет, воду, выдели средства на ремонт.

И все это как-то решается, пока государственные умы ломают головы, как же улучшить профтехобразование, не потратив на него ни копейки.

Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.