Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 08 (855)
02.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Женский клуб
Актуальная проблема
Женщины
Компетентный собеседник
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 08 (855), 02.03.2007

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ УКРАИНЫ ИГОРЬ ПОКРОВСКИЙ:

"Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК"

По первой своей профессии Игорь Николаевич Покровский – музыкант, скрипач. Но попроси его сейчас сыграть что-нибудь на скрипке, скорее всего, улыбнется, отшутится. И хотя музыка его не оставляла никогда, но уже без малого тридцать лет главное занятие – журналистика. Недавно создателю и руководителю известных телеканалов "ТА-Одесса" и "Новая Одесса" было присвоено звание "Заслуженный журналист Украины". Что и стало поводом для нашей встречи.

"МЫ НАЧИНАЛИ С КВН"

— Начало было так далеко – это понятно. А вот был ли робок первый интерес?

— Все началось с КВНа. Это тот жанр, который дает возможность себя во всем попробовать, в том числе и в журналистике. Непосредственно же в эту профессию меня привел мой товарищ по консерватории и КВНу Георгий Голубенко, ныне известный драматург и писатель. Он тогда вместе с другим известным КВН-щиком, Леонидом Сущенко, работал на областной студии телевидения и предложил мне попробовать себя сперва в качестве нештатного автора, а потом и перейти в штат. Так в конце 1970-х я стал редактором музыкальных программ Одесского облтелерадиокомитета.

Робости никогда не ощущал – школа КВНа. Как сейчас помню, первым моим телеопусом была программа "Посторонним вход разрешен". Это был конкурс музыкальных семей, который мы снимали в ресторане "Киев" вместе с режиссером Нелли Ополайко. Для тогдашнего телевидения передача необычная, поскольку творческое соревнование семейных ансамблей сочеталось у нас с зарисовками об интересных людях. Меня за эту передачу очень хвалили, потому что она была идеологически выдержанной (большинство ее участников – сельские жители), но вместе с тем интересной, яркой, нестандартной. Однако снимать ее было сложно, требовалось немало средств, потому и прошла программа всего несколько раз...

— Было "брать пример с кого"?

В ту пору на телестудии работали очень хорошие журналисты – Лариса Шумакова, Анатолий Довгонос... Огромное влияние на мое становление оказал Георгий Черняков: у него был огромный опыт, и он говорил мне правду о моих работах... Так я дорос до старшего редактора.

БЫЛА ОДЕССА "ТА", СТАЛА "НОВАЯ"

Затем началась перестройка, гласность. Я пошел к Петру Алексеевичу Заричанскому, который возглавлял облтелерадиокомитет и предложил создать хозрасчетное творческое объединение. Не хотелось зависеть от бюджетных денег, что влекло за собой цензуру и прочие прелести. Я организовал телеобъединение "ТА Одесса", программы которого выходили на 7-м канале. Появились свои передачи – "Телефончик", "Перекресток", "ОГО" и др. Но потом пришли новые люди, с которыми я не нашел общий язык, и в 1996 году – буквально в одночасье – ушел с телевидения.

— Но ведь известно, что телевидение – "наркотик", уйти из него добровольно практически невозможно, разве что вынесут...

— Нет, я ушел по доброй воле, но, конечно, порывать с ТВ не собирался. Снял одну комнату и начал создавать телекомпанию "Новая Одесса". Кредитов тогда не выдавали, и я пошел к своему товарищу. Он спросил, сколько мне нужно денег. Я назвал сумму. Он ужаснулся, но деньги дал. На эти деньги я купил необходимую аппаратуру и стал работать как компания "продакшн", т.е. производить программы на продажу.

Парадокс, но сам я при этом очень боялся эфира.

— Ну, это уж точно парадокс. Эфир для телевизионщика – что сцена для актера...

— Я к выходу на люди отношусь очень ответственно, Мне кажется, для того, чтобы выходить на телеэкран и делиться с людьми какими-то своими мыслями, нужно иметь очень веские на то основания... Но это – к слову.

Затем моя телебиография продолжилась на канале "Интер": "Новая Одесса" вещала там согласно лицензии с 11 до 13 часов.

— Не прай-тайм, прямо скажем...

— В наш успех мало кто верил. Всегда считалось, что для центрального канала это время нерентабельно. Но мне удалось доказать, что и такое время может быть рентабельным, в результате чего я его ... лишился. Долго судился с "Интером", выиграл пять или шесть судов, но все это было бессмысленно. Я даже на одной из пресс-конференций обратился лично к президенту Кучме, который ответил, что, дескать, да, судебные решения должны исполняться. Но, понятно, никто этого делать не собирался. А четыре года назад я получил лицензию на 38-м канале, где мы теперь выходим с пяти вечера до пяти утра.

— Жалоб на судьбу нет? Все-таки метровый и дециметровый каналы, как говаривал незабвенный товарищ Скалозуб – "дистанции огромного размера"...

— Наоборот, где-то я даже благодарен судьбе за такой поворот Метровые каналы легко принимаются, а вот дециметровые зрителю приходится специально искать, и чтобы он захотел это сделать, нужно проявлять максимум фантазии, изобретательности, гораздо серьезнее относиться к своим программам. В общем, это стимулирует поиск.

— Вот интересно: а кто те люди, которые специально ищут вечерами 38-й канал? Вы имеете об этом представление?

— Обычно считается, что телевидение работает для всех. Когда я работал на госТВ, у нас были специальные папки со сценариями передач, на которых было указано: "для рабочего класса", "для крестьянства", "для всех". Но в разное время один и тот же канал смотрят совершенно разные люди, и это надо учитывать. По тем мониторингам, которые у нас есть, сегодня "Новую Одессу" смотрят, в первую очередь, безработные и руководители бизнес-структур.

— Ничего себе сочетание! А что же у них общего?!

— Как ни странно, но схожи ожидания и запросы. Дело в том, что в фильмах, которые мы показываем, нет насилия, крови, жестокости – это принципиальный наш подход. Такие фильмы людям смотреть приятно. Как я понимаю, бизнесмены хотят просто отдохнуть от того, что видят вокруг себя, а безработные, обиженные на судьбу, хотят хоть где-то увидеть свет в конце тоннеля.

"ОДЕССА ГОТОВИТ ОБЕД" ПО "МИРОВЫМ РЕЦЕПТАМ БУРДЫ"

— Но не фильмами же едиными жив телеканал...

— Мы и программы соответствующие делаем. Появились у нас свои "Новости дня".

— Кстати, кому пришла в голову идея использовать в "Новостях" заставку советских времен?

— История, скажем так, умалчивает. Но телевидение тем и отличается, что тут нужно постоянно пробовать, искать.

— Начиная какой-либо проект, можно ли в принципе просчитать его успешность?

— Честно говоря, я плохой "счетчик". Просто я анализирую телеситуацию, и если понимаю, что есть некая ниша и она пуста, то стремлюсь ее занять. Вот сегодня, к примеру, пуста ниша детских программ, хороших, ясных правовых программ.

— И какие же ниши вам удалось заполнить?

— Если вспомнить самое начало нашей компании, то, прежде всего, надо назвать "ОГО – Одесса готовит обед" – это такое базарное шоу, лубок. Когда-то вместе с Бурдой мы придумали программу "Мировые рецепты Бориса Бурды".

— Кстати, а как это случилось? Ведь, насколько я помню, именно с этой программы началась великая слава Бурды-кулинара...

— Мы много лет с Борисом знакомы, но я долгое время не знал, что он, помимо прочих своих дарований, еще и большой специалист в области кулинарии. Мы с ним как-то разговорились, он начал рассказывать о еде, как он готовит. Борис замечателен тем, что если он чем-то занимается, то занимается этим до фанатизма, изучает вопрос досконально, знает такую массу сведений, каких не знает никто другой. Потому нетрудно было предположить, что наверняка у него в голове хранится масса сведений и о кухне разных народов.

Я начал копать, и выяснилось, что Борис не только многое знает о еде, но и любит готовить. А это очень важно, потому что телевидение такая штука, что если человек, рассказывающий о кулинарии, не сумеет передать вкус пищи, то передача не получится. Вот я предложил Бурде делать такую программу, чем мы и занимались несколько лет, пока Борису не предложили выходить с аналогичной передачей на "Интере".

— И не было обидно: ведь ушел самый популярный из ваших телеперсонажей, да еще к конкурентам?

— Я же понимал, что на "Интере" – совсем другие деньги. А с Борисом мы никаких контрактов не заключали, у нас все держалось на джентльменском соглашении, и я, понятное дело, согласился.

— Если возможно, проясните такую деталь: давно уже ходят слухи, что на самом деле готовит не Бурда, а профессиональные повара...

— Чепуха! Борис готовит сам, а съемочная группа потом не без удовольствия все это съедает.

Еще одна этапная наша программа – "Мастер Гамбс". Это был самый настоящий прорыв на одесском ТВ. Родилась она так. Как-то мы с Витасом Браздейкисом, в то время советником губернатора Гриневецкого, встретились на банкете. Как раз в то время в Одессе в очередной раз собирались проводить кинофестиваль. Меня такие попытки всегда удивляли: какой кинофестиваль может быть в стране, где кинопроизводство – "на нуле"?! А вот юмор Одессе как-то ближе. Вот мы с Витасом завели беседу, что в нашем городе не хватает хорошего литературного юмора. И возникла идея сделать такой фестиваль. Эта программа имела огромный успех: она сразу вышла на НТВ, на других российских каналах...

— И где же она сейчас?

— Тогда идею поддержал Сергей Рафаилович Гриневецкий. Если бы не он, фестиваля не было бы. Как нет его сейчас.. Четыре фестиваля прошло, а пятого нет. Потому что нет губернатора Гриневецкого.

— А "Новые одесские рассказы" как возникли?

— Появились они странно. Георгий Андреевич Голубенко любит в застолье рассказывать смешные истории. И блестяще это делает. Вот я ему однажды предложил: "Начни писать рассказы". Он написал, мы их записали на видеокамеру, получилось интересно. Передача пошла в эфир, Георгий Андреевич вошел во вкус, начал писать дальше. Потом уже Левинзон стал записывать эти рассказы, они выходили на "Интере". Однако поменялось время юмора. В атаку пошел "Комеди клаб", а это серьезно. Эта программа будет доминировать, как минимум, года полтора-два. Потом, она, правда, исчезнет с телеэкранов. Останется, конечно, на корпоративных вечеринках, в ночных клубах. Но с телевидения уйдет.

— На чем основаны ваши прогнозы? Ведь сейчас у "Комеди клаба" такая бешеная популярность: говорят, что в мире уже сотня таких клубов.

— Юмор больно примитивный. Одни и те же образы, одни и те же посылы, все – ниже пояса, Такой юмор долго не может существовать, он должен быстро приесться публике.

— А не говорит ли, простите, в вас возраст?

— Возраст как раз говорит мне, что "Комеди клаб"— это хорошо! Потому что я все-таки должен быть в первую очередь профессионалом в своем деле, и если какие-либо программы вызывают у публики восторг, если эти программы имеют самые высокие рейтинги, то как я могу быть против?! Нравится или не нравится это лично мне – дело десятое. Это никого не волнует, и меня как телевизионщика в первую очередь. Если людям на завтрак или на ужин надо подавать такое блюдо – нет проблем, мы его приготовим и подадим.

"АМБИЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СТОЛИЧНЫМИ"

— Сегодня только ленивый не охаивает телевидение, а местное – и подавно. В чем же состоят проблемы одесского ТВ?

— Скажу откровенно, ТВ сегодня очень четко распределено по людям, которые стоят за тем или другим каналом. И это многое решает. Потому что хозяина канала в первую очередь интересует решение политических задач. К сожалению, наши бизнесмены еще не дошли до понимания того, что лучшая реклама себя любимого – это ее отсутствие. Потому сегодня на наших каналах множество программ, где реклама просто бьет в нос. Катастрофически не хватает креатива. Я с гордостью могу сказать, что все программы, идущие на "Новой Одессе", придумали или я, или мой заместитель Виктор Явник, или Наталья Хохлова, или молодые ребята, которые сейчас приходят к нам.

— Итак, кто виноват, мы выяснили. Остается не менее вечная тема: что делать?

— Выход из ситуации – время и то, что называется взращиванием талантов. Молодым ребятам надо создавать условия. Я для себя так определил "Новую Одессу": местный канал со столичными амбициями. Уровень во всем должен быть столичный, но каналы должны быть одесскими по форме и по сути. Смешно ведь, когда в местном эфире рассказывают о событиях в Украине, не прибавляя к этому ничего своего.

В принципе, на одесском ТВ есть все, чтобы выйти на качественно новый уровень. Есть телевизионный комплекс на 3-й станции Фонтана. Есть несколько небольших студий у других каналов....

— А есть ли у нас телесообщество?

— Нет, и это очень плохо, потому что телевизионщики разобщены. Было бы неплохо создать некий телесоюз. Но когда проявляешь такую инициативу, начинают подозревать тебя в том, что у тебя какие-то особые интересы. А фамилия Покровский сегодня вызывает особое отношение...

— Почему?

— Просто мне удалось избежать откровенной заангажированности. Помню, когда вышла передача "Мужской разговор" с Гурвицем (тогда еще шло судебное разбирательство, и Гурвиц не был мэром), то буквально через полминуты после ее окончания посыпались звонки.

Одни выражали соболезнование, другие восхищались моим героизмом. А когда решение судом было принято, то говорили: "Ну вот, теперь ты на коне". А на самом деле "Мужской разговор" – это моя авторская программа, мне очень важен ее рейтинг, и, конечно, появление в то время Гурвица сразу подняло рейтинг передачи на небывалую высоту. Кстати, горжусь тем, что я практически единственный директор телекомпании, который постоянно находится в прямом эфире, имеет свою авторскую программу.

— Игорь Николаевич, скажите честно, получение звания прибавило вам недоброжелателей?

— Честно говоря, у меня просто нет времени об этом думать. Мне уже 60, а так хочется еще многое сделать на ТВ. Мне так интересно работать! Я счастливый человек: я люблю свою специальность, мне до сих пор снятся телевизионные сны. Я могу ночью встать и записать то, что мне пришло в голову...

Но люди разные есть. Когда стало известно, что я получил звание, позвонил один коллега: "Поздравляю лучшего журналиста Украины". Я ответил: "Спасибо большое. Верю, что это искренне". Человек положил трубку...

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.