Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1158)
29.03.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Юморина
Вперед - в прошлое!
Политика
Личность
16-я полоса
Криминал
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1158), 29.03.2013

СОПЕРНИЦА РАЙКИНА

Аркадий Райкин по праву считается артистом номером один советской эстрады. Однако далеко не всегда он был абсолютным лидером своего жанра. Были у Райкина и соперники, из числа которых выделялась Лидия Атманаки.


Вместо моря - на эстраду

Она родилась в 1912 году в Керчи, в семье Георгия Атманаки - моряка с греческими корнями. После гражданской войны семья переехала в Николаев, где после окончания школы Лидия поступила в судостроительный техникум. Училась серьезно, собираясь стать инженером, по тем временам весьма статусная профессия. Но пришла в самодеятельную агитбригаду "Синяя блуза" и постепенно поняла, что именно сцена - ее истинное призвание. Поступила в театр малых форм при Доме Красной Армии.

Уже с самого начала поражала многогранность ее дарования - актриса пела песенки, читала рассказы и стихи, исполняла пародии, играла с партнерами сценки и интермедии, но излюбленным ее жанром стал музыкальный фельетон. Тут ей мало было равных, тем более что Л. Атманаки блестяще перевоплощалась не только в гротескные маски тунеядок, мещанок, стяжательниц (такими были в сталинские времена основные мишени эстрадной сатиры), но мастерски создавала и героические образы, что вообще удавалось единицам. Любимым номером в репертуаре Л. Атманаки на долгие годы стал рассказ одессита Виктора Типота "Четыре встречи".

"Беспризорная девчонка продает на улицах Одессы букетики фиалок, - описывал этот номер историк эстрады Евгений Гершуни. - Для привлечения покупателей она даже сочинила песенку "Купите фиалки, купите фиалки". Песенка становится лейтмотивом номера. Это новелла о том, как советские люди помогли беспризорнице стать настоящим человеком".

Но этот номер Л. Атманаки подготовила уже после того, как николаевский театр расформировали. Несколько артистов, в том числе и ее муж Борис Львович, создали эстрадную группу и ездили с концертами по городам и селам Украины. А весной 1935 года их пригласили в Одессу.

Довоенная пора - время расцвета одесской эстрады. В праздничные дни в городе проводилось до 150 концертов - их заказывали предприятия, учреждения, учебные заведения. Местные звезды выступали по 10-12 раз в день, причем ездили на концерты на остававшихся еще в городе извозчиках. У них даже было негласное соревнование: кто первый выполнит норму и доложит об этом заведующему оперативным отделом Госэстрады Исидору Курильскому (отец будущего тренера женской сборной СССР по волейболу Юрия Курильского). Но и артистов было немало - одних "разговорников" (рассказчиков, куплетистов, юмористов) насчитывалось 14. Нередко устраивались конкурсы юмористов, где победителя определяли сами зрители. Бригада Л. Атманаки быстро вписалась в этот отряд, став одной из самых популярных в городе, где в эстраде всегда знали толк.

Упущеннный шанс

Слухи о незаурядном даровании Л. Атманаки дошли и до столицы. В 1936 году ее пригласили в Москву - на просмотр для участия в программе сада "Эрмитаж". Однако узнать о решении просмотровой комиссии актрисе так и не пришлось: муж уговорил ее вернуться обратно в Одессу. По его убеждению, в столице Л. Атманаки не дал бы развернуться всесильный тогда Николай Смирнов-Сокольский. Сейчас можно с полным правом утверждать, что это была страшная ошибка, надолго перекрывшая доступ актрисе на центральные концертные площадки. А ведь, как известно, слава делается в столицах...

Самым печальным последствием этой истории стало то, что, когда в 1939 г. с невиданной помпой проходил Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, Л. Атманаки не пригласили даже на первый тур. Между тем она вполне могла бы не просто составить конкуренцию Аркадию Райкину, который в итоге стал лауреатом второй премии (первую не присудили никому), но и имела все шансы опередить его.

На чем основано столь смелое предположение?

На сравнении репертуара двух артистов.

Райкин на конкурсе исполнял несколько вещей: пародию, в которой представлял зрителю, как бы исполнили пушкинское стихотворение "Узник" актеры различных жанров; комическую сценку "Чарли Чаплин", юмористический рассказ "Мишка", взятый из пионерского журнала "Костер". Между тем, как отмечали члены жюри и критики, в конкурсе "разговорников" практически не звучала героическая тема, не было политических фельетонистов и куплетистов. Но ведь именно в этих жанрах и блистала Л. Атманаки, а героика вообще была ее коньком. Но даже если брать в расчет сугубый профессионализм, то и тут Л. Атманаки ни в чем не уступала А. Райкину.

- Так же, как Аркадий Исаакович, - вспоминает народный артист России Владимир Рецептер, - Лидия Георгиевна любила резкую смену костюмов, мгновенные перевоплощения и легко скользила от женских к мужским ролям, щеголяя разными очками, паричками, накладными носами и т. п.

Потому я и берусь утверждать, что тот же монолог "Четыре встречи", как минимум, принес бы ей звание лауреата и открыл бы доступ к главным концертным площадкам.

Увы, но больше подобной возможности судьба ей не предоставила.

"И откуда ты такая взялась?!"

Однако все эти проблемы отодвинула в сторону война...

Уже 26 июня 1941 года из артистов Одесской Госэстрады была создана фронтовая бригада, которая выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Но уже 23 июля артисты были эвакуированы. Кружными путями они добрались до Ростова, затем оказались в Душанбе, но, в конечном счете, в декабре 1941-го бригада Л. Атманаки обосновалась в Алма-Ате, влившись в состав местной филармонии.


Казахская столица приняла одесситов с восторгом. Писатель Владимир Кунин (автор прогремевшей в перестройку повести "Интердевочка"), эвакуированный подростком в Алма-Ату, вспоминал, что "мелодекламации Лидии Атманаки сводили с ума санитарок и поварих, нянечек и раненых, врачей и местную казахскую знать... А после концерта в кабинете начальника - маленький банкетик. И само собой, гонорар со склада ПФС, что значит "продовольственно- фуражирное снабжение"... по килограмму ячневой или пшенной крупы, по бутылке хлопкового масла".

Эти впечатления подтверждаются и официальными документами. Когда в конце 1942 года на уровне ЦК Компартии Казахстана было принято решение отправить на фронт концертную бригаду, то наряду с местными звездами - народными артистами КазССР Елюбаем Умирзаковым, Жусипбеком Елебековым, писателем Габиденом Мустафиным и другими, в ее состав включили также Л. Атманаки и артистов ее коллектива - Аркадия Астахова, Бориса Львовича, Юзефа Басова и Николая Ткаченко. Бригада выступала на Калининском фронте с 8 ноября 1942 года по 18 января 1943 года - в общей сложности около 300 раз.

Концерты проходили на лесных опушках, на танках, в блиндажах, госпиталях, эшелонах, порою даже в 300 метрах от линии фронта. Репертуар был по преимуществу героический, но "на ура" шли и лирические, сатирические рассказы и куплеты, которые, что называется, на ходу сочиняли встреченные в поездке драматурги Михаил Червинский и Арнольд Арнольд. А на "бис" шла песня "Одессит Мишка", которую Л. Атманаки и ее группа исполняли с особым чувством. После возвращения в Алма-Ату актриса получила звание "Заслуженная артистка Казахской ССР". А знаменитые кинорежиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг пригласили ее сняться в сатирической комедии "Юный Фриц" вместе с такими мастерами, как Михаил Жаров, Максим Штраух, Михаил Астангов, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин. И надо сказать, что кинодебютантка ничуть не уступала своим намного более опытным партнерам.

Летом 1944 года бригада Л. Атманаки приехала с гастролями в Новосибирск, где в то время базировался Ленинградский театр имени Пушкина (Александринский). Мастера этого легендарного коллектива традиционно скептически относились к эстрадникам, считая их как бы артистами второго сорта. Но талант Л. Атманаки признали даже они.

Великая актриса Екатерина Корчагина-Александровская, вспоминал А. Астахов, как-то после концерта зашла за кулисы, долго вглядывалась в Л. Атманаки, а потом произнесла с удивлением: "И откуда ты такая взялась?!"

А художественный руководитель "Александринки" Леонид Вивьен предложил ей на выбор три роли - комедийную, драматическую и трагическую; пожалуй, это была едва ли не высшая оценка удивительно разностороннего дарования актрисы. Но Л. Атманаки от заманчивого предложения отказалась - и совершенно справедливо. Она прекрасно понимала, что в большом театральном коллективе она будет лишь "одной из...", в то время как за годы работы на эстраде привыкла к статусу премьерши и расставаться с этой ролью не имела ни малейшего желания.

Рядом с маршалами

В апреле 1945-го коллектив Л. Атманаки вернулся в Одессу, горячо встреченный преданными поклонниками. А в феврале 1946 года бригаду направили в Германию - для обслуживания группы советских войск.

- Едва мы прилетели в Берлин, - вспоминал многолетний партнер Л. Атманаки Аркадий Астахов, - как нам тут же предложили дать концерт для летчиков - прямо в ангаре. После чего летчики посчитали нас своей "собственностью" и решили, что выступать мы будем только перед ними. Но об этом узнали в штабе и нас срочно направили в Бабельсберг, где как раз отбирали артистов для праздничного концерта в честь Дня Советской Армии.

Утром 23 февраля в гостинице, где жили артисты, первым делом появились парикмахеры, затем портные и реквизиторы, которые придирчиво осматривали одежду и реквизит, на ходу исправляя то, что сочли недостатками. Ровно в 16 часов были поданы автомобили, и артистов повезли на место выступления. Стоит ли говорить, как волновались одесситы?! Но генерал - ответственный - успокаивал их: "Сегодня будет по-домашнему, по-семейному". Так оно и оказалось. Выступать пришлось не в зале, а в огромной комнате. Посередине стоял белый рояль, а за столами сидели люди, чьи имена и лица в то время знали все - от мала до велика: Жуков, Буденный, Катуков, Ротмистров, много генералов...

- Принимали нас потрясающе, - рассказывал А. Астахов. - Жуков посадил Атманаки рядом с собой, расспрашивал о фронтовых концертах, говорил комплименты.

А потом зрители как бы поменялись местами с артистами. Жуков и Ротмистров пели, Буденный рассказывал анекдоты, почему-то сплошь дореволюционные. После этого выступления одесситов оставили в Германии не на десять дней, как планировалось, а на целых три с половиной месяца. За это время артисты дали 84 концерта, помогая также участникам армейской самодеятельности. Один из самых памятных концертов - выступление на приеме в честь польского маршала М. Роля-Жемерского - кавалера ордена "Победа", которым награждены всего 16 полководцев.

А с Жуковым и Буденным довелось встретиться еще раз - на проводах маршалов в Москву. Артисты окружили Буденного и запели: "Буденный - наш братишка..." Маршал аж прослезился...

В Северной Пальмире

По возвращении домой потекли будни - подготовка новых номеров, концерты, гастроли. В 1948-м выступали в Ленинграде; целый месяц зрители заполняли Театр эстрады. Видя такой успех, местные администраторы начали уговаривать артистов перебраться из Южной Пальмиры в Северную. Л. Атманаки долго колебалась, но, в конце концов, дала себя уговорить, и в мае 1949-го ее коллектив вошел в штат Ленгосэстрады, где работал и Театр А. Райкина. Знаменитый артист довольно болезненно отнесся к появлению конкурентов, тем более что с Л. Атманаки начали работать его постоянные авторы - В. Поляков, А. Хазин, В. Масс и М. Червинский. В довершение всего программу "Каждый день" согласился поставить не кто иной, как Георгий Товстоногов; хотя до БДТ и всемирной славы было еще далеко, но режиссер уже был дважды лауреатом Сталинской премии и считался в Питере восходящей звездой.

Лидия Атманаки со своим коллективом проработала в Ленинграде без малого 15 лет, много гастролировала по стране. Но тогдашняя пресса эстраду не жаловала, отзывов на ее выступления - мизерное количество. Записи концертов отсутствуют. Так что получить представление о мастерстве актрисы можно лишь по крайне редким ее появлениям на киноэкране. Самая известная из ролей - в фильме 1956 года "Она вас любит", где Л. Атманаки сыграла портниху-шляпницу Веронику Павловну - соседку главного героя Канарейкина (Г. Вицин). Нынче если картина и помнится, то лишь благодаря одной фразе, сказанной как раз героиней Л. Атманаки: "У меня назревает новое недовыполнение по шляпам. Я создаю сейчас новую модель".

Возможно, актриса сыграла бы больше ролей, когда бы не болезнь. Рак был обнаружен слишком поздно, чтобы оставались хоть какие-то шансы на выздоровление. Лилия Атманаки умерла 5 марта 1963 года, прожив всего 51 год. Лишь две ленинградские газеты поместили некрологи. А в трехтомной истории советской эстрады, вышедшей всего лишь через 15 лет после смерти актрисы, ей отведены ровно четыре строчки.

Александр ГАЛЯС.

На фото:

- одесские артисты в Берлине, 1946 г.;

- рекламная открытка;

- в кругу друзей.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.