Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 37 (1134)
5.10.2012
НОВОСТИ
Культура
Образование
Вперед - в прошлое!
Выборы
Премьера
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 37 (1134), 5.10.2012

В ПОИСКАХ СВОЕЙ "МЕЛОДИИ"

Первичная информация прозвучала неожиданно и интригующе. Театр юного зрителя ставит старую пьесу Леонида Зорина "Варшавская мелодия", причем главную роль исполняет московская "звезда" одесского происхождения Нонна Гришаева. Вскоре информация подтвердилась, и, более того - оказалось, что Гришаева сама профинансировала этот спектакль, а поставил его бывший актер нашего Русского театра Сергей Дубровин, ныне обитающий в Новосибирске. После премьеры спектакль включен в репертуар театра, и теперь прима раз в месяц выбирается в Одессу, чтобы выйти на сцену ТЮЗа вместе с местными актерами Сергеем Фроловым и Виктором Раду.


Что заставило отличную характерную актрису Гришаеву взяться за серьезную драматическую роль, подобную которой она, судя по Википедии, еще не играла? Ответ на этот вопрос не является биномом Ньютона: рано или поздно все, образно говоря, Смеральдины мечтают сыграть героиню "Трамвая "Желание". Гришаева на такую вершину благоразумно не замахнулась, выбрав то, что несколько попроще, да еще и с пением. Но все равно роль Гели в пьесе Зорина достаточно сложна, чтобы актриса могла проверить свои сугубо драматические способности.

Она, Он и Закон

Учитывая, сколько времени прошло с момента появления "Варшавской мелодии" и что далеко не все наши читатели осведомлены об этой пьесе, мы решили кратко пересказать ее содержание.


Декабрьским вечером 1946 года в Большом зале Московской консерватории случайно познакомились двое молодых людей. Виктор прошел войну, а теперь учится на винодела. Геля же приехала из Польши постигать основы вокального искусства. Молодые люди начинают встречаться, и во время одного из свиданий Геля рассказывает, что в краковском Вавеле похоронена королева Ядвига, которая была покровительницей местного университета, и все ученики до сих пор пишут ей записки с просьбами помочь выдержать экзамен или облегчить учебу.

Новый, 1947-й, год влюбленные собираются встретить в компании с друзьями. Виктор приносит подруге подарок - новые туфли (надо понимать, что добыть хорошую обувь в послевоенные годы требовало немалых усилий и затрат). Геля в ответ дарит ему новый галстук. Она уходит переодеться, а когда возвращается, видит, что Виктор спит. Вот так они встречают Новый год. Потом оказывается, что Виктор разгружал вагоны, чтобы заработать Геле на подарок. В новогоднюю ночь Виктор предлагает Геле выйти за него замуж. Она не против, но через несколько дней появляется закон, воспрещающий советским гражданам вступать в браки с иностранцами. А вскоре Виктора переводят в Краснодар, и он теряет Гелю из виду.

Десять лет спустя Виктор попал в Варшаву, и они встретились с Гелей. Оказалось, что Виктор защитил диссертацию, а Геля стала эстрадной певицей. У обоих - семьи. Тем не менее Геля рассказывает Виктору, что, приезжая в Вавель, она всегда пишет записки королеве Ядвиге, чтобы та вернула ей возлюбленного. Чувства Виктора тоже не остыли. И тогда Геля предлагает Виктору уехать с нею на ночь. Но он отказывается, потому что приехал с делегацией и, когда все выяснится, у него могут быть большие неприятности...

Проходит еще десять лет. Виктор приезжает в Москву и попадает на сольный концерт Гели. В антракте он заходит к ней в артистическую. Он уже доктор наук, но семья не сложилась. У Гели же за спиной - два неудачных брака, зато она стала популярной певицей. Геля замечает, что сейчас молодые люди могут спокойно жениться на иностранках. Она предлагает Виктору позвонить ей в номер гостиницы, если у него будет время.

Пьеса заканчивается коротким монологом героя: " Завтра - отчаянно трудный день ... Москва - это беличье колесо. Каждый раз не хватает свободного времени. Впрочем, хорошо, что его не хватает. Если честно - это как раз хорошо".

"Прекрасное далеко, не будь... жестоко"

Когда-то "Варшавская мелодия" шла чуть ли не в каждом театре Советского Союза, разом превратив ее автора в легального миллионера. Такой бешеный успех объяснялся не только достоинствами пьесы, но и удобством постановки: всего два актера, да и декораций много не требуется. Но, безусловно, надо отдать должное драматургу, ибо роль героини - просто шикарный подарок актрисам. Возрастной диапазон - от наивной студентки до эстрадной "звезды", есть возможность продемонстрировать свой вокал, а ко всему прочему Геля - еще и полька, а значит, следует говорить с иностранным акцентом, что отечественному зрителю всегда страшно нравилось (в качестве подтверждения вспомним хотя бы успех Эдиты Пьехи или Анны Герман). В принципе, провалить такую роль практически невозможно, зато отличных актерских работ - пруд пруди: достаточно вспомнить хотя бы Юлию Борисову, Аду Роговцеву, Алису Фрейндлих... Имела в свое время успех и постановка Одесского русского театра - с незабвенным Борисом Зайденбергом и Альбиной Скаргой, о чем ностальгически вспоминал на тюзовской премьере народный артист Украины Андрей Гончар.

Но чтобы браться сегодня за эту пьесу, от инициаторов требуется некоторое творческое мужество: уж больно много ярких предшественников, не ушло еще поколение театралов, помнящих старые спектакли и могущих сравнивать (а, как известно, ничто не сильнее воспоминаний). Наконец интернет дарит возможность увидеть записи полувековой давности, чтобы "посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший" (Грибоедов). Тем не менее смельчаки находятся, и старая пьеса дает возможность проявить себя новому поколению актеров, многие из которых родились уже после того, как она увидела свет рампы. Три года назад в московском Театре на Малой Бронной отличный спектакль поставил Сергей Голомазов (кстати, все еще член режиссерской коллегии нашего Русского театра), где блеснула молодая актриса Юлия Пересильд. И вот ввязаться в это творческое соревнование решила Нонна Гришаева.


Союзников она нашла в лице директора нашего ТЮЗа Евгения Бубера, с которым вместе играла еще в детских постановках, и другого старого знакомца - бывшего актера нашего же Русского театра Сергея Дубровина, ныне обретающегося в Новосибирске в качестве... директора местного Художественного музея. Трудно сказать, чем был вызван такой выбор постановщика, ибо режиссура в этом представлении, если и заметна, то в весьма незначительной степени. К чести Дубровина, он не стал изображать из себя "мастера мизансцен", а признался на пресс- конференции, что принимал почти все предложения примы. В принципе, это извинительно, если учесть, что спектакль подготовлен на деньги Гришаевой, а, как известно, "хозяин - барин" (то, что в данном случае мы имеем дело с "хозяйкой", ничего не меняет). Так что актриса в данном случае несет полную ответственность за "изготовленный продукт".

Два "берега" у одной "реки"

В целом спектакль производит несколько странное впечатление. Большая часть зрителей премьерного показа, причем вполне квалифицированных, отнеслись к нему с воодушевлением (их мнения приведены ниже). Но другая часть, пусть меньшая, но не менее квалифицированная, в ответ на предложение поделиться мыслями об увиденном вежливо отмахивалась, выглядя при этом несколько растерянно и обескураживающе. (Их мнения не приводятся по причине того, что разговоры шли "не под запись"). И вот эту вторую часть зрителей я могу понять скорее.

И дело не только в том, что хотелось бы разглядеть в постановке хоть какую-то концепцию; ощущать режиссерскую мысль и волю; видеть мизансцены, а не простую "разводку"; понять, наконец, зачем понадобился третий персонаж - человек с гитарой, которого Виктор Раду играет корректно, но не более того... Этот список пожеланий можно продолжить, но, думается, он и так достаточно красноречив. Но всеми этими мыслями можно было бы не забивать себе голову, когда б состоялось главное: удача главной роли. А тут - увы...

Гришаева в этом спектакле показала, что она - хорошая профессиональная актриса. Роль свою она провела культурно, достойно, но не более того. Но это касается той части роли, где актриса изображает свою ровесницу и в некоторой степени коллегу, т. е. "звезду". А вот в первой части, в которой героиня - двадцатилетняя студентка, нашу приму постигла, скажем мягко, неполная удача. Причем, как ни странно это прозвучит для характерной актрисы, проблема во внешнем решении образа.

Почему-то сорокалетняя мать двоих детей решила, что играть юную и неопытную героиню она может, практически не прибегая к гриму. Да, фигуре актрисы могут позавидовать даже школьницы, но лицо (уж извините!) выдает возраст. Мне, конечно, могут возразить, что Юлия Борисова, чье исполнение считается эталонным, сыграла эту роль в 43 года. Ну так, во-первых, то Борисова, во-вторых, ставил спектакль не кто иной, как Рубен Симонов, в-третьих, в ту пору зритель еще мирился с 40-летним Ромео и 30-летней Джульеттой. А нынче он хочет видеть в ролях молодых героев молодых же актеров. На что, строго говоря, имеет полное право. Так что я бы советовал актрисе подумать над гримом для первой части спектакля. (Еще лучше было бы сменить постановщика, но это уже вряд ли реально).

Читатель наверняка уже обратил внимание на то, что я ничего не сказал об исполнителе мужской роли. Но Сергей Фролов практически вынужден подыгрывать приме, ведет он свою партию в "Мелодии" с достоинством, но не более того.

Впрочем, как всегда в таких случаях, решающее слово - за зрителем. Если акция Гришаевой принесет нашему ТЮЗу материальную или хотя бы имиджевую пользу, то, значит, игра стоила... затрат, понесенных актрисой. Будем надеяться, что так оно и будет.

Слово - зрителям

Андрей Гончар, народный артист Украины:

- Что я могу сказать? Я не люблю этого слова "нравится - не нравится". Но когда сейчас потеряно чувство любви, чувство нравственности, и ты видишь эти чувства на сцене, то думаешь, что не всё потеряно, всё ещё будет впереди. Таких чувств - небанальных, очень сдержанных, искренних, мягких - нам сейчас не хватает в жизни. И видно по реакции зала, что зритель это понимает. Я уверен, что зрители, которые посмотрели этот спектакль, станут чище. И мужчины будут любить своих жен, а жены - мужей. И они будут дорожить своей любовью, чтобы она существовала до конца. И дай Бог счастья и здоровья актёрам, режиссеру - ведь без Сергея Дубровина, который всё это выстроил, ничего бы не существовало.

Александр Мардань, драматург:

- У меня остались хорошие впечатления от спектакля. Я не считаю, что поставили идеальный спектакль, но вскоре некоторые шероховатости в актёрском исполнении уйдут. А в целом - очень сильная, законченная работа. Я уверен, что спектакль ждёт успех. И он станет одним из самых посещаемых, если не самым посещаемым.

Юрий Стрелков, артист:

- Видно, что для Гришаевой - это отдушина, потому что она, по сути, драматическая актриса. А в Москве её видят только как комическую актрису. Она старается, она хочет играть. И, конечно, делает это очень профессионально.

Маша Стрелкова, студентка:

- Мы расчувствовались и поплакали. Спектакль накрыл своей энергией. И хотя эпоха, в которую происходит действие, отличается от нынешнего дня, человеческие чувства ведь всегда одинаковы.

Леонид Барац, актер театра "Квартет И":

- В отличие от одесского зрителя мне случалось видеть Нонну в драматических ролях. Я считаю, что она очень хорошая драматическая актриса. К сожалению, в других одесских театрах я не бывал, поэтому сравнивать работы не могу. Но я надеюсь, что "Варшавская мелодия" станет популярным спектаклем, и одесситы будут ходить на Гришаеву.

Александр ГАЛЯС.

При подготовке материала
помогали Анастасия РОБУЛЕЦ
и Мария ЧУМАКОВА.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.