Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (1076)
5.08.2011
НОВОСТИ
Культура
Память
Наш город
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (1076), 5.08.2011

ФРАНЦУЗСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ

Вместе с другими зодчими, прибывшими в молодой город, они сыграли большую роль в создании архитектурного облика Одессы.

Российский архитектор французского происхождения Жан Тома де Томон (1760-1813), один из основоположников стиля ампир в Российской империи, автор проекта Биржи в Петербурге, по заданию одесского градоначальника А.-Э. Ришелье выполнил проект городского театра (построен Францем Фраполли в 1804-1809 гг.), "прекрасный своей открытой колоннадой и классическим фронтоном, представлявший храм искусств, переносивший одесситов во времена существования в Хаджибее греческих колоний".

Внешний вид театра представлен лаконичным объемом с мощным шестиколонным портиком ионического ордера на главном фасаде. Архитектурное построение плана театра основано на классическом приеме симметрии по продольной оси. К залу театра вместимостью 800 мест примыкали кулуары, связанные двумя парадными лестницами с фойе и вестибюлем. Обращали внимание большие размеры сцены и ограниченное количество вспомогательных помещений при ней. Театр был расширен, перестроен и сгорел в 1873 г.

В начале улицы Пастера (б. Херсонской) можно видеть старейшее здание города - бывший госпиталь (в настоящее время - клиника Одесского национального медицинского университета), по проекту Тома де Томона построенное Францем Фраполли. Двухэтажное здание состоит из центрального корпуса и примыкающих к нему с обеих сторон изогнутых крыльев, достроенных в 1821 г. Центральный корпус, поставленный на цоколь, выделен портиком с оригинально решенными колоннами: их нижние части прорезаны каннелюрами, а верхние уступом переходят в гладкие поверхности. Портик завершен фронтоном. Прекрасное произведение Томона не дошло до нас в своем первоначальном виде. Почти нетронутым остался только фасад центрального корпуса. Почти, потому что когда-то над его главным входом возвышались обрамленные барельефом часы с колокольным звоном.

Де Монферран Август (Огюст) Августович (1786-1859) образование получил в Политехнической школе в Париже. Придерживался форм позднего ампира, неоренессанса и необарокко. К выдающимся сооружениям, возведенным по его проектам, принадлежит Александровская колонна на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Петербурге. Первой его работой в Одессе стал проект Ришельевского лицея (1817 г. - не осуществлен).

Оттон Луи Сезар (Людвиг Цезаревич) (1822 - после 1890) родился во Франции. В Одессу прибыл в конце 20-х годов вместе с отцом, известным ресторатором, которого вспоминал А. Пушкин в дополнениях к роману "Евгений Онегин" (сомнительно: у Пушкина Отон с одним "т"). В начале своей деятельности придерживался принципа ампира. По его проектам построены дворцовый комплекс князя Гагарина на Ланжероновском спуске (Литмузей); дворец негоцианта Абазы (здание Музея западного и восточного искусства) на углу улиц Пушкинской, 9, и Греческой, 16. Построен в 1856 г. В его средней части, непосредственно за порталом главного входа, открывается большой вестибюль, обработанный в смешанных формах ренессанса и барокко. Отсюда обширная, расходящаяся в обе стороны мраморная лестница ведет на второй этаж к парадным апартаментам дворца. К главному входу анфиладой примыкают залы меньших размеров. Роскошно отделаны интерьеры дворца: лепные потолки, наборные паркеты из ценных пород дерева, оконные проемы.

Назовем еще дворец купца Маразли на углу улиц Пушкинской, 4, и Дерибасовской, 8. Оттон принимал участие в оформлении дворца графа М. Д. Толстого у Сабанеева моста. По проекту Оттона построена Успенская церковь на Преображенской, 70. Расцвет творчества Луи Сезара Оттона пришелся на 40-50 годы, когда он мастерски оперировал стилевыми формами французского барокко и рококо.

Шаль Франсуа родом из Франции. Образование получил в Париже. В конце 10-х годов XIX столетия работал в Одессе. Придерживался стилевых позиций ампира. Разработал генеральный план и спроектировал, основные сооружения карантина. Переоборудовал дом Вагнера и благородного института для нужд Ришельевского лицея на пересечении улиц Дерибасовской, 16, Екатерининской, 14, и Ланжероновской, 17. Являлся автором перепланировки прибрежной части города и сооружения Приморского бульвара (ранее называли только Потье), но ведущая роль принадлежит Шалю. Вероятно помогал инженеру Ю. Гаюи разработать блестящий проект ансамблевой застройки порта.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660