Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 48 (1044)
10.12.2010
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Острая тема
Духовность
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 48 (1044), 10.12.2010

ДАМБА ЗАЩИТИТ ИНТЕРЕСЫ СТРАНЫ

Одним из основных водных путей для перевозки транзитных грузов в евразийском пространстве является панъевропейский международный транспортный коридор (МТК) № 7, который объединяет 18 стран Европы и проходит через внутренние водные пути и каналы рек Рейн, Майн и Дунай. Развитие судоходства по украинской части Дуная приветствуется Европой. По оценкам специалистов, река загружена всего на треть. С увеличением количества судозаходов повысится экономика страны, а следовательно, улучшится транспортная водная инфраструктура. Одним из прорывов в украинской экономике стало строительство уникального гидротехнического сооружения - дамбы вдоль морского подходного канала в устье реки Дунай.

Нижнее Придунавье представляет собой разветвленную систему русел и гирл реки. Долгое время единственным судовым ходом из Дуная в Черное море служил румынский канал Сулина. Однако с 2003 года Украиной была начата программа по восстановлению морского подходного глубоководного канала на своей территории.


- Морской подходной канал и ограждающая дамба - проект национальной безопасности Украины, - заявил заместитель председателя Государственной администрации морского и речного транспорта Украины Владимир Сударев. - Мы обеспечиваем людей этого региона работой, чтобы край процветал. На нашем предприятии задействовано 90 % местного населения. Восстановление глубоководного судового хода (ГСХ) р. Дунай- Черное море через устье Быстрое поможет вывести государство в лидеры регионального судоходства. Полная реализация данного проекта будет способствовать усилению экономической и политической безопасности государства, диверсификации транспортных путей и увеличению объемов грузоперевозок в рамках международного транспортного коридора. И в то же время предотвратит дальнейшее искусственное изменение гидрологии Дуная в украинской части дельты и обеспечит территориальную целостность Украины. Поэтому мы будем продолжать и дальше развивать этот проект, невзирая ни на какие нюансы взаимоотношений с соседней Румынией, которая против этого канала.

После проведения необходимых дноуглубительных работ с апреля 2007 года украинский судоходный канал начал принимать суда осадкой 5,5 метра. Через год в сутки уже было 3-4 судозахода. Капитаны предпочитали безопасный канал с пологими природными берегами бетонным ограждениям румынского канала Сулина. В этом году через украинский ГСХ уже прошло 1253 судна. Через Румынию - 1051.

В условиях жесткой конкуренции Румыния пошла на непредвиденный шаг. В мае 2010 года румынская администрация Нижнего Дуная без участия украинской и российской сторон приняла решение об изменение тарифов - заход через Сулину в один конец стоит как в 2 конца. Пока отток судов от украинского глубоководного канала не произошел. Но в то же время украинский МИД занимается проблемой: тарифы не должны носить агрессивный характер, Украина настаивает на приведении тарифов в нормальное русло.

В связи с этим в кратчайшие сроки должна быть реализована вторая часть проекта по дноуглублению украинского канала, чтобы суда с большой осадкой до 7,2 метра могли идти также через украинский канал.

- Технические возможности у нас есть, - подчеркнул директор ГП "Дельта-лоцман" Александр Голодницкий. - Финансовый вопрос тоже будет решен. Но необходимы согласования с Румынией в рамках двусторонних правительственных соглашений о сотрудничестве в области водного хозяйства в приграничных водах. Гидротехнические работы должны быть согласованы с приграничной стороной.

Понятно, что такие работы Румынии не выгодны. И находятся всевозможные отговорки, чтобы не дать согласия.

- У нас есть свои варианты решения этого вопроса, - обнадежил Владимир Сударев, - в 2004 году Румынией было проведено дноуглубление на половину судового хода, которая не переходила линию кордона. Украине глубины нужны сегодня. Поэтому мы тоже будем решать свои проблемы.


Подобные вопросы возникали при возведении ограждающей дамбы. Румынская сторона использовала самые разные нюансы, чтобы сорвать работы. Даже поднимались вопросы об ущербе природе. Для этого ГП "Дельта-лоцман" были проведены международные мониторинги, которые сделали выводы, что ущерба природной среде нанесено не было.

Работы по строительству дамбы велись на кромке Дунайского биосферного заповедника. Были использованы самые современные технологии, чтобы не нанести урона экологии. Гранит завозили из карьеров Николаевской и Запорожской областей. Его проверяли в лаборатории на токсичность, радиационные показатели. Все соответствовало нормам.

Возведение ограждающей дамбы протяженностью 3 км продолжалось в общей сложности 2 года. На нее было затрачено 200 млн гривен. Уложено 230 тысяч кубометров камня. В октябре 2010 с территории заповедника была вывезена вся техника и убраны все материалы. На песке, где располагался рабочий лагерь, следы диких животных, над рекой парят птицы. Природа сохранена в ее первозданном виде.

За состоянием дамбы теперь наблюдают не только инженеры, но и ученые.

- Все в норме, - говорят геодезисты, возвращаясь с осмотра дальнего участка дамбы. - Уровень не меняется.

Также ежедневно проводятся промеры дна.

- Благодаря дамбе стало гораздо меньше наносов в канале, - отмечает инженер-судоводитель.

- Дамба защищает от вдольбереговых наносов северных и северо- восточных морских течений и усиливает поток воды по каналу, - говорит Александр Голодницкий. - Раньше, выходя из гирла Быстрое, течение распадалось надвое. Теперь при выходе в море из гирла Быстрое поток максимально несется, способствуя уменьшению речных наносов. Так за год мы уже сэкономили 20 млн гривен, минимизировав дноуглубительные работы.

Буквально за несколько лет украинский судоходный канал привлек к себе транзитные грузы. В этом году больше всего судов прошло по ГСХ из портов Измаил (267), Рении (254), Усть-Дунайск (251), что способствует развитию этих предприятий. Везут металлопродукцию, окатыш, зерновые и другие товары. 11 ноября 2010 года на ГСХ р. Дунай - Черное море зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов - за сутки устьем Быстрое проведено 19 судов.

- Это максимальный результат со времени восстановления судоходства по глубоководному судовому ходу р. Дунай - Черное море, - отметил начальник службы регулирования движения судов ГП "Дельта-лоцман" Александр Поляков. - Таким образом, достигнуты и тем самым подтверждены проектные возможности отечественного ГСХ, что в свою очередь является еще одним подтверждением перспективности развития данной транспортной артерии.

За безопасностью прохождения судов на участке акватории от приемного буя морского подходного канала Быстрый в Черном море до 60 км круглосуточно следят операторы поста регулирования движения судов "Вилково", ГП "Дельта-лоцман".

На мониторах хорошо видны очертания берегов реки, следующие по ней суда, приведены их характеристики и грузов. В свою очередь капитанам судов предоставляется навигационно- гидрографическая и гидрометеорологическая информация о наличии судов на маршрутах их движения, навигационная помощь в сложных метеорологических условиях. Это помогает судоводителям избежать опасных ситуаций и обеспечить безопасность плавания по восстановленному украинскому каналу Дунай-Черное море.

Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.