Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 8 (1004)
5.03.2010
НОВОСТИ
Культура
Дела и люди
Обратная связь
Юбилей
История
Детская страничка
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 8 (1004), 5.03.2010

УХОДЯЩЕМУ - ПОКЛОН,
ОСТАЮЩЕМУСЯ - БРАТСТВО

Великая актриса... Гениальная певица...

Для давних поклонников Елены Камбуровой подобные характеристики не в новинку и удивления не вызывают. Те же, кто с ее творчеством не знаком, тоже вряд ли станут возражать, ибо кого только сегодня не именуют "гением"?! (Самый близкий пример - Константин Меладзе, которого нынешняя поп-тусовка дружно величает "гениальным композитором". Правда, возникает вопрос: кто же, в таком случае, Дунаевский с Тухмановым?!). Но Камбурова - из ряда тех мастеров, применительно к которым оправданы самые высокие слова...

Для справки. Елена Камбурова - из того поколения, которое пришло на советскую эстраду в 1960 гг. Но принадлежность ее к эстрадному цеху сугубо формальная. Более того, на советской эстраде она всегда была "как беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Потому что никогда не пела "попсу".

Репертуар Камбуровой - уникален. Берусь утверждать: по уровню текстов и разноплановости репертуара стихов такой певицы нет во всем мире. Она поёт баллады и монологи на стихи Пушкина, Маяковского, Цветаевой, Мандельштама, Гумилева, песни Вертинского, Окуджавы, Кима, Высоцкого, ее голосом озвучены десятки фильмов (из наиболее известных - "Раба любви", "Гардемарины, вперёд!", "Дульсинея Тобосская", "Приключения Электроника"). И даже тем, кто понятия не имеет о Камбуровой, ее голос знаком, как говорится, с пеленок: ведь именно она записала заставки к "Спокойной ночи, малыши" ("Спят усталые игрушки...") и "Ералашу" ("Мальчишки и девчонки, а также их родители...."). По стилю Камбурова близка к французским шансонье, чьи песни она исполняет "на уровне оригинала". Впрочем, ее надо хотя бы слышать, а лучше всего - увидеть... Желающие могут сделать это на сайте "Красная книга российской эстрады" - Видео".

В принципе, недавний концерт в зале филармонии (отдельное спасибо ее директору Галине Зицер за то, что Камбурова в Одессе - нередкий гастролер) ничего нового в нашем знании об актрисе и любви к ней не прибавил, ничего старого не убавил. Камбурова, как всегда, пела-играла виртуозно и темпераментно, и если чему-то и можно поразиться, то разве что ее не иссякающей с возрастом энергетике. Особенно, когда знаешь год рождения актрисы - 1940-й! (Для тех, кто упрекнет меня, что, дескать, о возрасте женщины, тем более, актрисы, говорить не пристало, скажу в оправдание, что эта дата указана в нескольких энциклопедиях и справочниках). Маленькой сенсацией стало разве что исполнение ею песни Градского "В полях под снегом и дождем" да обилие Высоцкого.

Но я взялся за этот текст вовсе не для рецензии (адекватно отобразить словами впечатление от ТАКОГО концерта может разве что Лев Аннинский, да и тот вряд ли возьмется), меня в тот вечер поразило другое.

У Камбуровой изначально был свой слушатель. Немногочисленный по сравнению с поклонниками, скажем, Пугачевой или Гребенщикова, но вполне достаточный для того, чтобы в той же Одессе в 1980-х она могла давать несколько аншлаговых концертов. По моему убеждению, те, кто заполнял залы на этих концертах, как раз и презентовали НАСТОЯЩУЮ Одессу. Не ту легенду, которую гениально выдумал Бабель, и которая с разной степенью таланта до сих пор эксплуатируется "деятелями культуры и искусства", а город, в котором жили и живут люди интеллигентные, думающие и рефлексирующие. Если говорить конкретнее, то основу публики составляла "служивая интеллигенция" (инженеры, педагоги) - советский аналог "среднего класса".

Образно говоря, на встречу с Камбуровой приходила не Одесса Мишки Япончика и Рабиновича - героя анекдотов, а Одесса, которая дала миру Гамова и Ойстраха...

Верные поклонники певицы и сейчас при ней (зал филармонии был практически полон), но именно в этот раз, как никогда прежде, я ощутил, что такое "уходящая натура" Одессы. Они приходили, отряхиваясь от дождевых капель, в большинстве своем пожилые и очень пожилые, небогато одетые, те, для кого в нынешних условиях поход на концерт - редкое событие... Поневоле вспомнилась фраза из старой пьесы Арбузова: "Что с тобой стало, гордое поколение Политехнического?!"

А что стало? Время. Годы. Разлом эпох. Крушение иллюзий. "Камбуровская" публика в значительной своей части "слиняла" еще 20 лет назад; когда начало разрушаться производство, а с ним исчез и наш "средний класс". В Одессе это особенно было ощутимо в начале 1990-х, когда буквально за два-три года резко обновился состав завсегдатаев театральных премьер. Я не собираюсь давать оценки - "хуже" или "лучше", просто публика стала "другой", как во многом другим стал и весь наш город. Лишь в очень редких случаях (один из которых - как раз концерты Камбуровой) можно увидеть, что ТА Одесса еще не вся переселилась на Брайтон или туда, откуда вообще не возвращаются.

Хотя процесс этот, увы, неостановим, и некоторых из старых поклонников певицы, не пропускавших ее выступлений, я на этот раз так и не увидел. Но хорошо, что есть Камбурова, и мы можем (хоть изредка) перекликаться ее именем. Печально только, что на концерте почти не видно было молодых лиц...

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.