Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 1 (997)
15.01.2010
НОВОСТИ
Культура
Выборы
Скандал
Наши гости
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 1 (997), 15.01.2010

НЕ ТРЕБУЯ НАГРАДЫ

С Ниной мы познакомились, когда я готовил материал о прямых продажах. Энергичная и общительная дама, о которой никто не скажет - "бальзаковского возраста", бывший инженер, а ныне консультант одной из ведущих косметических фирм, буквально обрушила на меня ворох информации. Чувствовалось, что ее нынешний вид деятельности, кроме материального благополучия, приносит ей еще и удовольствие. Среди прочих сведений она упомянула и о том, как во время последних парламентских выборов агитировала своих клиентов за одну из политических сил, причем делала это в силу личных симпатий, не имея никакого отношения к штабам этой партии. Тогда я, помнится, спросил, насколько успешной была ее агитация, и получил ответ: "Процентов на 90. У меня с большинством из моих клиентов не просто деловые, а вполне дружеские отношения, и они мне доверяют. Знают, что если я что-то рекомендую, то не обманываю. Иначе в работе нельзя: компания наша солидная и товар качественный. А поскольку я человек, который многим интересуется, то отношение ко мне как консультанту в области косметики переносится и на другие сферы жизни".

Год назад это звучало как милое "ответвление от темы", но, видя, как уныло проходит нынешняя избирательная кампания, я вспомнил об этом разговоре и позвонил Нине, чтобы узнать: использует ли она сейчас свои "наработки"? Оказалось - в полной мере:


- Как только я узнала, что выборы назначены на 17 января, - рассказала женщина, - то сразу решила обратиться к представителям партии, которую возглавляет "мой" кандидат. (По понятным причинам мы не указываем ни фамилию кандидата, ни его политическую силу, тем более, что принципиального значения для нашего рассказа это не имеет - ред.) Нашла их районную организацию, но там меня приняли с какой-то даже опаской: видимо, решили, что пришла тетка деньги заработать. Хотя я с самого начала сказала, что собираюсь агитировать добровольно, мне только нужны агитационные материалы. Оставила свой телефон. Жду, уже предвыборная кампания началась, а от них - ни слуху, ни духу. Позвонила сама, а там уже какие-то другие люди сидят, ничего не знают, ничего толком сказать не могут. Нашла я городскую организацию, там мне вроде бы обрадовались, но результат был примерно такой же: записали телефон, обещали позвонить и: пропали. Ну что ж, решила я, обойдусь и без них. Политически я уже человек подкованный (смеется), даже закон о выборах выучила:

Собеседница подметила верно: нынешняя избирательная кампания ведется кандидатами на редкость уныло, без большой выдумки и азарта. Полная противоположность не только президентским выборам 1999-го или 2004-го, но и парламентским 2006-го и 2007-го. Понятно, что спонсорские "кошельки" из-за кризиса потощали, а тут еще и "свиной" грипп с дикими снегопадами и проливными дождями. Тем более следовало проявить фантазию, найти к избирателям подходы более убедительные, чем бигборды, над которыми потешаются даже дети, или назойливая телереклама, осточертевшая даже самым верным поклонникам мелькающих в эфире кандидатов. Из практики известно, что наиболее действенный способ приобретения сторонников - личное общение: в США даже говорят: "Ты получишь столько голосов, сколько пожмешь рук". Понятно, что пожать миллионы рук за три месяца одному человеку не под силу, но ведь есть давно проверенный метод - "от двери до двери", когда агитаторы посещают квартиры избирателей, лично пытаясь склонить их на сторону "своего" кандидата. Толковый агитатор, умеющий находить подходы к разным людям, способен "завербовать" не одну сотню сторонников. Между тем, как, цинично говоря, обходится агитатор по цене одного, максимум двух бигбордов, эффективность которых, как считают политтехнологи, не превышает 2 %. Почему наши кандидаты не воспользовались этой технологией - загадка. Тем более, что всегда найдутся люди, которые готовы ходить "от двери до двери", как говорится, по зову сердца, не требуя награды. Вроде нашей героини:

Что же касается Нины, она не стала переживать от невнимания "аппаратчиков", а сама взялась за агитацию. Поскольку в своих постоянных клиентах она уверена почти на сто процентов, то решила расширить круг. Думала сперва заняться походом по квартирам, но непогода спутала планы. И тогда наша героиня взяла в руки телефонный справочник:

- У меня в последний месяц правило, - рассказывает Нина, - один час утром и один час вечером уделяют звонкам. Обычно я начинаю звонить где-то часов в 10, в это время, как правило, дома находятся пенсионеры, которые не станут сразу бросать трубку, а с удовольствием общаются. Я обычно представляюсь так: "С вами говорит консультант по выборам. Если у вас есть какие-то вопросы, вам что-то непонятно, то готова вас проконсультировать". И люди нередко откликаются. А там - слово за слово, пошел разговор, и так я выхожу на нужную тему:

Пенсионеры, убеждает Нина, откликаются почти всегда. Представители других возрастных категорий - процентов на 50. В большинстве случаев разговор идет в спокойных тонах, впрочем, если "агитатор" ощущает со стороны невидимого собеседника раздражение или агрессию, она предпочитает прервать разговор: "Зачем нервы попусту тратить?!"

И какая же эффективность агитации?

- Тех, кто гарантированно будет голосовать за "правильного" кандидата, человек 60, - Нина показывает тетрадку со списком. - Примерно столько же колеблющихся, но мы договорились, что им буду звонить в последнюю неделю. Думаю, что всех мною сагитированных, тех, кто придет на избирательные участки, наберется человек двести.

- А вам от этого какая польза, - не могу я удержаться от вопроса, который, знаю, непременно возникнет у большинства читателей.

- А я по натуре такая активная, - улыбается собеседница. - Не могу оставаться безучастной, когда происходят события, от которых зависит наша жизнь. Впрочем, и для своей, как говорится, основной работы не без пользы трачу время. Три новые клиентки появились, еще несколько просили перезвонить, надеюсь, их тоже сумею привлечь :

Мораль этой довольно необычной истории проста: постепенно наши люди осознают себя ГРАЖДАНАМИ. Порою это проявляется в самых неожиданных формах, вроде того, что делает героиня этого рассказа. Да, этот процесс проходит медленно, но он идет. А значит, вызревает в стране гражданское общество. Вопреки всему - кризису, карантину, природным катаклизмам и тем более социальной апатии:

Константин РИТИКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.