Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 9 (954)
13.03.2009
НОВОСТИ
Культура
Море
Обратная связь
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 9 (954), 13.03.2009

В ПЛЕНУ У ПИРАТОВ

Больше четырех месяцев провели украинские моряки на судне "Фаина" в плену у морских пиратов. О том, что довелось испытать, моряки рассказали в интервью.

25 сентября 2008 года у побережья Сомали в плен было взято судно "Фаина" с 21 моряками на борту. На судне находилось оружие, которое доставлялось в кенийский порт Момбаса. Моряки стали не только заложниками пиратов, но и еще этого специфического груза.

- Во время захвата я находился в машинном отделении, - вспоминает моторист Иван Герелюк, - слышал, как об обшивку судна бились пули, на голову мне сыпалась ржавчина. Сработала сирена. Мы поднялись на мостик, увидели пиратов и все поняли... Знаете, во время плена у нас постоянно возникала идея бунта... Но пираты нам постоянно давали надежду на то, что нас со дня на день освободят. Мол, уже почти договорились...

- Условия плена были очень тяжелые, - рассказывает Сергей Саранча, - нас держали в одном помещении. У ребят были нервные срывы. Мы не могли позвонить близким. Нас постоянно запугивали.

На "Фаине" постоянно находилось около 30-40 человек пиратов. У них были корейские и китайские автоматы, гранатометы. Они патрулировали судно, а в каюте, где был заперт экипаж, сидел автоматчик. 17 моряков все время плена находились запертыми в небольшой каюте, еще трое постоянно были на вахте.

- Первые две недели я находился в каюте со всем экипажем, - говорит старший механик Алексей Хархалуп, - потом меня перевели на мостик. Все остальное время пиратского плена провел там. В вопросе комфорта мне, может быть, было немножко легче. Сложнее психологически. Если мне зададут вопрос, что должна представлять комната для психологических пыток, я уже знаю ответ. Мы все были пациентами к психиатру буквально через месяц. На нас было очень сильное психологическое давление. И даже были попытки давления на наших родственников. У нас отобрали мобильные телефоны и личные вещи. Пираты пытались связаться по мобильнику с моей женой. Она зафиксировала звонок, хотела выйти на него. Но у нее не получилось. Были звонки знакомым, чьи телефоны записаны в моей адресной книжке. Все средства связи оставались под контролем пиратов. Мы не могли ни с кем связаться. Если кто-то звонил на корабль, бросали трубку. Единственное, что мы рассылали письма по факсу. Когда рядом стоял американский эсминец, могли написать письма, перевести на английский и отправить на электронные адреса.

- Какие меры давления применяли пираты по отношению к морякам?

- Изредка пираты бывали очень жестокими. Например, иногда нас загоняли всех в одну каюту, забирали воду и еду, закрывали все, чтобы вентиляции в помещении не было, запрещали ложиться или разговаривать.

- А как обстояла ситуация с едой и водой?

Проблемы с едой у нас не было, пока были запасы. Потом вся поставка продовольствия осуществлялась пиратами. Один раз в день давали рис или макароны, иногда без ничего. Готовили сами. С водой были проблемы. Пресную воду мы использовали только для питья. Собирали конденсат. В конце пришлось употреблять техническую воду, хотя ее пить нельзя, она имеет химические присадки.

- Что вы посоветовали бы морякам, которые могут оказаться в такой ситуации?

- Прежде, чем идти в Аденский залив, пусть моряки хорошо подумают, что их ожидает. Ежели они, не дай Бог попадут, единственное, с помощью чего можно выжить в данной ситуации, это сплоченность и терпение.

Несмотря на некоторые внутренние проблемы в коллективе, иногда возникающие ссоры, моряки "Фаины" стояли друг за дружку. Об этом свидетельствует тот факт, что стюард Роланд Мгеладзе отказался от предложения выкупить его одного, пожелав остаться с командой до конца. Пройдя все круги пиратского ада, вернулись на Родину. Теперь они дома и могут рассказать обо всем, что было. Тем самым предупредив других моряков о существующих опасностях и умении в них выживать.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева вручила нагрудные знаки и грамоты "За личное мужество и стойкость в условиях пиратского плена" членам интернационального экипажа судна "Фаина" (а его капитану Владимиру Колобкову - посмертно).

Сейчас моряки проходят медицинское обследование, кто пожелал, взял путевки на санаторное лечение. И планируют дальше продолжать свою морскую профессию. Ведь это их "хлеб"!

НАГРАДИЛИ ПО ЗАСЛУГАМ

В конце марта текущего года всем морякам с судна "Фаина" выплатят заработную плату в двойном размере. Об этом, как передает корреспондент информагентства "Одесинформ", сообщил представитель ДП "Томекс" Виктор Муренко.

"Сейчас загвоздка только с валютой, все было бы выплачено намного раньше. Но моряки с пониманием к этому относятся. Им выплатят 100 % базового оклада, то есть зарплату в двойном размере. Кроме этого, им выплатят компенсацию и за потерянные вещи", - заявил В. Муренко.

По его словам, максимальная сумма выплаты составляет 3 тыс. долларов.

В свою очередь председатель профсоюза работников морского транспорта Украины Михаил Киреев отметил, что профсоюз будет отстаивать как юридические, так и личные права моряков.

"Организационная встреча, которая прошла у нас с моряками, носила характер окончательного расчета: были обговорены все суммы, - как заработной платы, так и моральных компенсаций, хотя данная компенсация не предусмотрена коллективным договором, который моряки подписывают перед рейсом".

Но вопрос о моральной компенсации вызвал недоумение у представителей судовладельца: "Мы не понимаем, в чем именно заключается моральная вина судовладельца, за что он должен платить и нести моральный ущерб? Ведь он законно все делал, все контракты были прописаны и подписаны", - подчеркнул Виктор Муренко.

Также он сообщил, что военная техника на корабле - "это случай единоразовый": "Надо понимать, что пираты не груз захватывают, а корабль с экипажем. То, что на "Фаине" находилась военная техника, это случайность".

Кроме этого, он подчеркнул, что переговоры затягивали пираты, "так как с судна потихоньку снимали груз, и им надо было тянуть время. Плюс ко всему, сумма выкупа "мифическая" - ведь никто не знает до сих пор, кто точно эту цифру назвал". Что касается контракта, который приводили в пример представители судовладельца, инспектор ITF Наталья Ефрименко подчеркнула, что все его пункты соблюдены: "В контракте было оговорено все. Есть контракт, который состоит из одного листа. В нем во 2-м и 3-м пункте указано, что моряки будут подписывать коллективный договор, который уже в свою очередь состоит из 17 листов, где мелким шрифтом прописано все: и куда направляется моряк, и на каком судне, и его зарплата. В контракте оговорена даже сумма при форс-мажорных обстоятельствах: судно сгорело или украли вещи".

Также она отметила, что в пункте 17.1 есть указание суммы - выплачиваемый бонус - при попаданием в зону военных действий.

"Пункта о захвате пиратов там нет. Может быть, на следующий год мы пересмотрим контракт", - подчеркнула инспектор ITF.

Капитан экипажа Виктор Никольский отметил, что итогами встречи довольны почти все моряки. Он также сообщил, что награды, которыми были отмечены моряки, достались по заслугам.

"Не все получили, но это справедливо: ведь кто-то в течение 4 месяцев пил топливо, когда его заставляли, а кто- то отказывался. Так что награда заслуженная", - заявил капитан.

НУ А ЕСЛИ ВСЕ ЖЕ...

Анализируя ситуацию с "Фаиной", вот к каким выводам пришел ведущий российский специалист по данной проблематике Михаил Войтенко, который принимал непосредственное участие в переговорном процессе. Публикуем фрагменты из его статьи, помещенной в "Морском бюллетене - Совфрахт, Tuesday".

"Если говорить о моряках, то сколько уже не читал и не слушал, советов - пальцев одной руки много. Не лезть на рожон и не препираться с пиратами, терпеть, сохранять надежду, сохранять разум и выдержку. Поддерживать друг друга.

Знаете, по большому счету, вот что было бы самым лучшим подспорьем для попавшего в такую беду человека:

Первое - железная уверенность, что его вытащат, что за него борется не столько частный судовладелец, каким бы хорошим он ни был, сколько его государство. То есть возможность мрачного исхода остается, но она ограничена только одним фактором - пиратами.

Второе - вознаграждение освобожденному из плена. Не милость судовладельца, и даже не двойная туманность от профсоюза, а нечто капитальное, такое, что обеспечило бы ему безбедную жизнь на некоторое существенное время, а то и позволило бы купить квартиру или что-то подобное, в зависимости от той страны, гражданином которой он является. Кто смог бы такое вознаграждение обеспечить? Опять же, государство.

Не будь большинство государств в мире такими ослами, упертыми в свои амбиции и якобы государственные интересы, то давно смогли бы разработать некие структуры быстрого реагирования на всякие нестандартные ситуации, в которые попадают их граждане. И не надо петь песни про то, что подлец-моряк плавает под иностранным флагом на судне иностранной компании - это твой гражданин, государство, с его зарплаты тебе все равно перепадает, его семья живет в твоей стране и говорит на твоем языке. А ты, государство, виновно хотя бы в том, что вкупе с другими такими же ослами предпочитаешь закрывать на проблему глаза и делать при любой удобной возможности вид, что тебя это не касается. Но разве от отечеств наших дождешься... В одном случае отработают, вытащят, а в десяти махнут рукой и отвернутся. Нет человека - нет проблемы. А не будет человеков, так ведь не будет и тебя. Могучее ты наше.

Судовладельцы, знаете, после столь обильного опыта "Фаины" у меня возник вопрос для себя лично. Совсем недавно я был уверен, что лучший и самый быстрый, безопасный способ ведения и завершения переговоров, это опытные посредники. После "Фаины" - нет, не уверен. Желание пиратов стать решающей силой при ведении переговоров и достижении соглашения в случае с "Фаиной" стало реальностью. Мне кажется, после этого любые переговоры станут индивидуальными, не поддающимися никаким ранее существовавшим правилам. В каждом конкретном случае, наверное, лучше будет тщательно контролировать посредника (если он будет назначен), чаще связываться с судном, выслушивать мнение капитана и чаще разговаривать напрямую с пиратами, естественно, не воспринимая их слова на веру. У пиратов вообще (не знаю, сомалийская ли это склонность или чисто пиратское благоприобретенное) я заметил некий стиль общения - из того, что они говорят и особенно делают, несмотря на кажущиеся скудость или бессмысленность, можно многое почерпнуть. И верно истолковать".

Материал подготовили
Инна ИЩУК
и Андрей ТИШКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.