Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 35 (931)
19.09.2008
НОВОСТИ
Культура
Проблема
История
Юбилей
Вопрос-ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 35 (931), 19.09.2008

АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН:

"МЫ - ОДНОЙ КРОВИ"

Почетным гостем Третьего международного театрального фестиваля "Встречи в Одессе" стал председатель СТД России, народный артист РФ Александр Калягин.

- Александр Александрович, с каким настроением вы прибыли в Одессу?

- Я очень хочу поблагодарить всех участников и зрителей фестиваля за то, что они верят в театр, как в какой-то вечный организм.

Уже тот факт, что фестиваль проходит в третий раз, доказывает: обмен между нами существует, кровеносная система у нас общая. Один организм. А долгая жизнь фестиваля будет способствовать развитию и великой украинской культуры, и великой русской культуры. Мы - родные и близкие, мы исповедовали одни театральные школы и одни жизненные принципы, несмотря на давления сверху, правящие режимы и прочее... Мы вышли все из одной купели, и потому театральная наша судьба переплетена.

- В эпоху передела собственности и первоначального накопления капитала одни бизнесмены посягают на имущество творческих союзов, другие спонсируют культурные акции, подобные фестивалю "Встречи в Одессе"... Вроде бы люди одного поколения, в одних правилах воспитанные, а по-разному себя ведут. Почему так происходит?

- Человек - существо несовершенное... Со времен древних греков пороки человеческие практически одни и те же: низменность, зависть, амбиции, неутоленное тщеславие, гордыня, прелюбодейство... Все это отрицается человечеством в высоком моральном смысле, но никуда не исчезает. Это следует преодолевать...

- В том числе и средствами театра...

- А как же? Мы должны лечить душу, как медики лечат тело.

- Раз уж мы заговорили о медицине, позвольте спросить: можно ли, на ваш взгляд, провести параллель между театром и альгологией, то есть наукой о боли?

- Что-что? Слушайте, я не такой умный, как вы, даже боюсь что-то не так брякнуть (смеется)... Я впервые слышу о такой науке. Но это сравнение мне нравится. Театр обязан учить справляться с болью, испытывать боль в высоком смысле. Театр обязан рассматривать человека с точки зрения его болевых качеств. Ну, порассуждайте теперь сами...

- Мне кажется, спектакль слишком часто иллюстрирует неврозы конкретного режиссера, которые актеры могут и не разделять, но это лучше, нежели здоровая пустота...

- Хорошо сказали!

- Не мешает ли общественная деятельность творческой самореализации?

- Я ни от одной своей роли сегодня не отказался бы, в том числе и от роли Ленина в спектакле "Так победим". Это был интересный опыт - показать живого человека, который стал рабом своей идеи. Показать, как он проходит свой трагический путь... А сегодняшняя самореализация не происходит сама по себе - нужен режиссер, нужна пьеса. Вот уже пятнадцать лет как у меня есть театр "Et Cetera", где я обрел, извините за высокопарность, второе дыхание. "Венецианский купец", "Последняя запись Крэппа", "Король Убю"...

- Если говорить о российском театре в широком смысле, не кажется ли вам, что сегодня он чересчур отдалился от социальной проблематики? Ведь славу именно российского театра часто составляли спектакли, затрагивающие важные общественные проблемы...

- Искусство вне социальной составляющей не может существовать. Все жанры и виды искусства хороши, но русское искусство всегда искало боль и эту боль обнажало. В российских театрах спектаклей на социальную тематику сегодня ставится мало или почти не ставится. Но есть исключения. Например, нашумевший спектакль "Пожары" о ливанской войне, который идет в нашем театре. Спектакль идет три часа с перерывом, что для нас чрезвычайно было опасно, однако никто из зрителей не уходил. Всех задела за живое эта условно греческая притча - в ней много болевых моментов, связанных с Чечней. Ведь война - всегда зло, где бы они ни происходила.

- Если представить себе, что завтра Юрий Лужков покинет пост мэра Москвы, как это может сказаться на московских театрах?

- Вы знаете, а я надеюсь на хорошее. Лужков уйдет - надеюсь, его преемник будет таким же великодушным к проблемам театров.

- Искусство не может существовать без значительных денежных вложений, и любой творческий человек также сталкивается с необходимостью зарабатывать. Ваше отношение к деньгам как руководителя СТД и как человека?..

- Все театры мира нуждаются в той или иной поддержке - государственной, муниципальной, частной, какой хотите. На театре никогда не заработаешь. Не тот случай. В театр нужно вкладывать и вкладывать, точно так же, как в образование. В этом смысле для театра всегда естественно обращаться к банку, финансовым структурам, искать сочувствующих, стремящихся сделать что-нибудь доброе. А в бытовом смысле я, конечно, противоположность Шейлока, денег не храню, трачу на близких, на путешествия, получая от этого огромное удовольствие. Езжу на фестивали. Быть рачительным - это не мое, я Близнец по Зодиаку, расточительный и капризный. К тому же обожаю делать подарки!

Беседу вела Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.