Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (916)
6.06.2008
НОВОСТИ
Культура
Коллеги
Тема номера
Вопрос-ответ
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (916), 6.06.2008

ГЛЯДЯ НА ЛУЧ ПУРПУРНОГО ЗАКАТА...

Журналистская практика вырабатывает определенные черты характера, среди которых последние места занимают мягкость и уступчивость, в то время как на первый план, как ни крути, выходят жесткость и бескомпромиссность. Для женщины- журналиста вроде бы не очень хорошо, правда? Хотя не будем оперировать стереотипами. Женщина - она тоже человек, а человек не обязан перед всеми лебезить, всем нежно улыбаться и так далее. Но! Зачем женщине-журналисту семейные скандалы, когда для скандалов имеются в изобилии чиновники и депутаты? А в узком кругу родных и друзей почему бы не поиграть в слабое создание, коим, в сущности, и остаешься? Вероятно, поэтому я не пожалела времени и сил, чтобы выучиться печь пироги по старинным рецептам, вышивать крестиком и гладью, играть на рояле, а также петь романсы.

На самом деле мне повезло: все мои родственницы по женской линии были или являются заядлыми романсистками, как говаривали в старину. Мне повезло дважды, так как бабушка родила мою матушку в очень зрелом возрасте, жила долго, и я, таким образом, в своем доме общалась с ровесницей двадцатого века. И русский романс "Глядя на луч пурпурного заката" впервые услышала не по радио, а из бабушкиных уст. По правде говоря, баба Лида исполняла его с жутким одесским акцентом, который я пыталась в ней истребить, впрочем, вполне безуспешно. Но тем не менее за душу брала мелодия, волновали строки: "Вы руку сжали мне - промчался без возврата тот сладкий миг, его забыли вы..." Романс рассказывал о непохожей жизни, о непохожих отношениях, зато почему-то общее ощущение было так близко, знакомо! Генетическая память, что ли: Старомодной сегодня быть не стыдно. Это во времена моих бабушек вид женщины с газетою в руках почитался неприличным. Теперь мы эмансипированы, сами пишем газеты, но это не повод и не причина забывать о романсах.

В доме моих родственников, сохранивших, несмотря на войны и революции, библиотеку с приложениями к журналу "Нива" (Тургенева я прочла именно в таком варианте, с "ятями" и непереводимыми на русский язык французскими фразами - а кто ж тогда не знал по-французски?!) и старыми нотами, я отыскала настоящие сокровища. В то время романсы издавали часто поштучно, в виде маленького журнальчика из пары страниц. На обложке часто красовался портрет исполнительницы, например, Антонины Вяльцевой. Среди этих жемчужин мне попался один романс, который я выучила наизусть за неимением в то время такого блага цивилизации, как ксерокс. Это не шедевр, но чудный образец жанра. "Мы расстались с тобой, чтоб не встретиться вновь, но к тебе лишь одной сохранил я любовь..." Гибкая мелодия, широкий диапазон, позволяющий эффектно и по-разному завершить оба куплета - ничего в памяти не стерлось, разбуди ночью, исполню без запинки.

Популярные в низах и полусвете романсы, сочинения классиков в высоком понимании жанра для меня равно привлекательны. Во время учебы в Одесском музыкальном училище с удовольствием принимала участие в концертах, аккомпанируя вокалисткам на рояле. Например, на "пятерку" мы исполнили с Наташей Головацкой, нынешней актрисой оперетты, романс Аренского "В дымке тюля". До сих пор вспоминаем о нашем триумфе с гордостью (я от волнения позабыла тогда закрыть крышку рояля, и Наташе пришлось петь погромче, чем обычно, но она справилась). Тоже неплохо и тоже Аренского в другой раз мы представляли на суд педагогов с Леночкой Сухореброй, ныне Паршаковой, завучем музыкальной школы номер четыре.

Мне снова повезло, когда моим оппонентом на защите диплома в Киевском театральном институте оказался великолепный литературовед Мирон Семенович Петровский, автор ряда исследований о русском романсе. На почве общего увлечения он снисходительно отнесся к моей работе и не очень-то мне оппонировал... Скорее защищал.

Дома я чаще аккомпанирую поющим родственникам, чем пою сама (а то в сумме очень громко получается), разве что подтягиваю второй-третий голос. А "в свете" моим любимым аккомпаниатором является... кто бы вы думали? Тоже журналист! Но в первую очередь это блестящий краевед. Речь идет об Олеге Иосифовиче Губаре, который, подобно мне, в девятнадцатом веке живет. И запусти его туда в любой момент, не растеряется. Мы - люди сходных духовных поисков и неплохой дуэт, как утверждают знакомые. С таким увлечением не пропадем: в любом случае сможем себя прокормить, если не на концертных площадках, то в подземных переходах, уж точно!

Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.