Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (886)
19.10.2007
НОВОСТИ
Культура
Море
Вопросы-ответы-советы
Острая тема
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (886), 19.10.2007

СТРОИТЬ НАДО МАЛОМЕРНЫЕ СУДА

О проблемах возрождения украинского флота мы беседуем с вице-президентом Транспортной академии Украины и Академии наук судостроения Украины, действительным членом Британского общества кораблестроителей, профессором национального морского университета Юрием Воробьевым.

- Как ваш вуз реагирует на нынешнюю ситуацию с морским флотом в Украине? Какие есть нововведения в подготовке специалистов?

- Конечно, новое время поставило новые задачи. Сегодня в Украине начали готовить надзорных специалистов в области флота. Украинский флот старый. И субстандартное судоходство (допуск судов к эксплуатации, проверка их состояния и ряда других параметров) является проблемой номер один. Но занимаются этим люди совершенно другого профиля. У нас же в университете организованы курсы надзорной деятельности, а также морских перевозок. Нигде больше не изучаются модернизация и переоборудование, актуальные для нашего флота. А ведь проблема обслуживания субстандартного флота растет. Это флот всего бывшего Советского Союза. И практически все бывшие республики заинтересованы в специалистах современного уровня. Мы понимаем это и делаем все необходимое, чтобы соответствовать времени. Помогают украинский и российский Регистры судоходства. Кстати, сегодня 75 % украинского флота находится под российским Регистром.

- Реально ли воссоздание украинского флота?

- Думаю, что нет. Флот создается великой державой или конгломератом государств, когда есть соответствующие условия, и главное, грузовая база. Флота в послереволюционное время в Советском Союзе практически не существовало. Были старые суда, которые строились на один рейс, а плавали по 30 лет.

В конце 1950 годов изменились внешнеполитической реалии. Возникло такое направление - Куба, Вьетнам, Камбоджа, Китай, Индия, огромный товаропоток пошел в Египет. Для того, чтобы обеспечить крупнейшие поставки в эти страны, нужен был мощный флот. Сложная политическая ситуация не позволяла иметь дело с иностранными фрахтователями. Кроме того, имели место соображения секретности. Нужно было самим строить новые суда, чтобы обеспечить фрахтовую независимость государства.

Во второй половине 1950 годов входили в строй ежегодно до 300 судов. Были построены мощные судостроительные заводы в Херсоне, Керчи, других городах, причем по последнему слову науки и техники. Вырос прекрасный завод на Дунае, который производил небольшие суда, подобных которым не было во всем мире. Благодаря советским заказам огромный шаг вперед сделало польское судостроение. (Сейчас тот самый судостроительный завод, где начинал Лех Валенса и где рождалась польская революция, закрыт. Польше не нужен флот. Что ж, пусть занимается земледелием). К началу 1960-х советский флот был третьим в мире. Тогда было ясно, для чего строить, были определены глобальные государственные задачи.

У нас же сейчас идет речь в том, чтобы построить флот и на нем зарабатывать деньги. Такой подход утопичен. Флот создается, когда имеется полное и достаточное обеспечение собственных перевозок. Тем более, иностранные компании не уступят Украине места на рынке морских перевозок. В лучшем случае, мы станет аутсайдерами. А выйти на прежний уровень морского флота Украина не сможет. Для этого нужны огромные мощности.

Но даже при таких условиях, я считаю, все равно флот в Украине должен развиваться. Море - дешевая дорога. Флот в Украине будет, если начнет развиваться морехозяйственный комплекс. Флот - это не только суда, но и порты, заводы, комплекс юридических мер, обеспечивающих этот вид деятельности. Сегодня нет ни законов, ни юридической "крыши" для развития морской отрасли. В порту Констанца оформить контейнер в полтора раза дешевле, чем в Одессе. Так кто же к нам будет заходить?!

Но несмотря на негативные моменты, я вижу и положительные. Флот уже начал шевелиться. Первыми пойдут суда небольшого водоизмещения 3-7 тонн. Это суда смешанного типа "река-море". Их можно легко переоборудовать, поскольку переоборудование всегда дешевле, чем строительство.

- Вы считаете, что такие суда будут наиболее востребованными?

- Да. Сегодня изменилась структура грузовых потоков. Если в Советском Союзе грузовая норма в 10 тысяч тонн была маленькой, то сейчас 5 тысяч тонн - огромная партия. А судно в 25 тысяч тонн для Украины и вовсе окажется бесполезным. Строительство маломерных судов для Украины - оптимальное решение. При желании мы могли бы закрыть ими все Средиземноморье. Все бывшие страны соцлагеря обращаются именно к таким судам. Потому что грузопотоки есть, но небольшие. Такие суда и в постройке дешевле, и в эксплуатации.

- Как сейчас обстоит дело с трудоустройством выпускников судостроительного факультета. Насколько они востребованы?

- Наши корабелы уже с пятого курса могут быть устроены на работу. Показатель этому - морское инженерное бюро, частная проектировочная компания. Она берет заказы на проектирование судов. В 2005 году работы морского инженерного бюро составили 45 % российского новостроя. А в 2006 году - около 60 %. Причем это блестящие проекты, выигравшие в жестоких тендерах с крупнейшими российскими проектными организациями. Возглавляет бюро талантливый специалист, менеджер и организатор, доктор технических наук, наш выпускник Геннадий Егоров. Под его руководством работают 100 специалистов, также выпускников нашего вуза. И бюро продолжает расширяться.

Сейчас Россия идет в этом направлении семимильными шагами, сегодня она строит огромное количество судов. И правильно делает. Помимо российских заказов также выполняются проекты судов для Азербайджана, Словении и других стран. Проекты очень экономичны и просты с коммерческой точки зрения.

- Охотно ли сейчас идут учиться на корабелов?

- У нас сейчас сравнительно небольшие наборы - 50 человек. Доходят до выпуска 25-30. Многие толковые люди не доучиваются. Уходят в бизнес. Среди набранных абитуриентов учиться хотят процентов 20. То же самое было и раньше. Но тогда была целая система воспитания, которая заставляла подтягиваться к среднему уровню. Тем не менее, я уверен в будущем этой специальности. Много ребят после окончания вуза идут работать в морские компании, все находят применение своим знаниям.

- Каким вы видите будущее в систем подготовки корабелов?

- Сейчас Украина вступила в Болонскую систему, которая предусматривает свободный обмен интеллектуальными ресурсами, кадрами, научными идеями. Но какой обмен может осуществиться без языка? Поэтому прежде всего нам надо выучить язык. И даже преподавать не на русском или украинском, как спорят политики, а на английском, как в Португалии. Для развития отечественных научных идей нам нужно заинтересовать молодежь, потому что лет через 10 некому будет зайти в аудиторию к студентам. Заработные платы преподавателей низкие. И стимула у молодежи заниматься преподавательской и научной работой нет. У нас есть прекрасная научная база, единственная в Украине аэродинамическая лаборатория, бассейн. В советское время они были заняты по 14-16 часов в сутки. Сейчас же заниматься исследованиями некому.

- Что, по вашему мнению, нужно Украине, чтобы стать сильной морской державой?

- Чтобы Украина воспряла, нужна твердая государственная власть в том смысле, чтобы могла принимать ответственные решения и их поддерживать. А также система законов, направленных на организацию и поддержку морехозяйственного комплекса. Во всех странах мира всего 7 % офицеров плавают, а 93 % обеспечивают морские перевозки на суше. Моряки - это только перевозчики. Поэтому главное внимание нужно уделять подготовке специалистов, которые будут обеспечивать, поддерживать и строить морской флот.

Беседовала Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.