Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО
Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО

Номер 02 (849)
19.01.2007
НОВОСТИ
Культура
Скандал
Личность
Вопрос – ответ
Наши за пределами
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (849), 19.01.2007

ПРЕЕМНИК СТОЛЯРСКОГО

Мы уже писали, что в ноябре с опозданием на 10 месяцев (лучше поздно, чем никогда) Одесская музыкальная академия (консерватория) отметила столетие выдающегося педагога, воспитавшего плеяду прославленных скрипачей, профессора Бениамина Зиновьевича МОРДКОВИЧА.

Ученики Б. Мордковича разлетелись по всему миру. На юбилейном концерте присутствовали только три его воспитанника: доценты А. Павлов и Т. Водопьянова и скрипач оркестра Одесского оперного театра (концертмейстер вторых скрипок) С. Коган. К сожалению, не смогла приехать на юбилейный концерт племянница Бениамина Зиновьевича Клара Владимировна Удлер, которая всего на 6 лет моложе своего дяди и выросла с ним в одном доме. Но ее живые воспоминания не раз прервут мой рассказ о том, кому Столярский передал свой творческий педагогический метод.

КЛАРА ВЛАДИМИРОВНА: "Детей у моей бабушки было много. После смерти деда бабушка и ее старшая дочь, моя мама, открыли в полуподвале на улице Садовой молочный магазин-кафе. В нем постоянно среди посетителей крутился и мамин младший брат Беня, ему было всего 6 лет, он родился в крещенье 19 января 1906 года".

Дальше рассказ Клары Владимировны похож на рождественскую сказку. Но в ее ясной памяти сомневаться не приходится, тем более, что ее рассказ полностью совпадает с тем, что в свое время мне рассказывал мой школьный друг – сын Бениамина Зиновьевича профессор Леонид Мордкович (безвременно ушедший из жизни лет 6 назад).

Одним из постоянных клиентов магазинчика стал Петр Соломонович Столярский. Столярский всегда внимательно присматривался к детям, мог на улице обратить внимание на шустрого ребенка, увидеть что-то в его глазах. Он тут же начинал проверять музыкальность малыша.

В шестилетнем сироте Столярский сразу распознал талант и начал практически бесплатно обучать его музыке, игре на скрипке. После смерти матери Столярский забирает мальчика к себе. Это единственный случай, когда профессор воспитывает музыканта у себя дома. Но впоследствии этому примеру следовал и Бениамин Зиновьевич. И у него в доме время от времени появлялся иногородний воспитанник-ученик.

КЛАРА ВЛАДИМИРОВНА: "Я была маленькой и часто ревновала мою маму. Мне казалось, что она любит Беню больше, чем меня, больше возится с ним, чем со мной. Я как-то даже плакала из-за этого. Но мама мне сказала: "Ты сидишь себе в своем креслице-качалочке с куклой на коленях целый день, а Беня на своих маленьких ножках стоит с раннего утра и до позднего вечера и учится играть на скрипке".

Надо признать, что в этой рождественской идилии обогретый сиротка оказался вовсе не ангелочком. Это был сиротка- сорванец, у которого, помимо скрипки, оказалось много чисто мальчишеских интересов, так что нуждался он не только в крыше над головой, но и в крепкой узде.

КЛАРА ВЛАДИМИРОВНА: "Он после урока музыки мог отправиться на Соборку к памятнику Воронцова, бросить к подножию памятника скрипку и начать гонять с мальчишками в футбол. Заметьте, в то время воровство так не процветало, как сейчас, никто не украл скрипку, а это ведь была дорогая вещь..."

Из рассказов ЛЕОНИДА МОРДКОВИЧА: "Как-то папу застукал Столярский. Увидев, что мальчик так увлечен футболом, что, кроме мяча ничего больше не видит, он тихонько унес его брошенную на произвол судьбы скрипку. Папа вспоминал, что до поздней ночи он боялся показаться дома..."

Но Столярский – это Столярский. Он сумел приобщить мальчика к вдохновенному и тяжкому труду, к осознанному постижению азов скрипичного искусства.

Из рассказов ЛЕОНИДА МОРДКОВИЧА: "Столярский мог и в 12 часов ночи, вернувшись из оперного театра, где он играл в оркестре, разбудить мальчика и начать с ним урок".

В семье Столярского подросток прожил с 1915 по 1920 г. В этот период у Петра Соломоновича подобралась замечательная "компания" учеников: Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Давид Ойстрах... С той поры у Мордковича с Ойстрахом и завязались многолетняя дружба и сотрудничество. Впоследствии все выдающиеся ученики Б. Мордковича поступали в аспирантуру к Д. Ойстраху (так же, как в свое время лучшие ученики Столярского продолжали учебу в Петербурге у Ауэра).

Одессу не даром называли "СКРИПИЧНОЙ МЕККОЙ". Методика Столярского, в отличие от московской и петербургской методик скрипичных школ, не была кабинетной. Он своих учеников с самого юного возраста приучал к сцене. Даже в классе всегда царила атмосфера публичности. Благодаря этому дети не тушевались перед публикой. И при выступлениях в обеих российских столицах на уверенно выходящих на сцену малышей из Одессы смотрели как на цирковой номер: "Удивительно, но здорово..."

Как результат публичности в классе существовала соревновательность – это был стимул к совершенствованию. Огромное значение Столярский придавал упражнениям, этюдам и гаммам. "Гаммы должны звучать, как концерт", – требовал он.

Уже с 1919 года Мордкович, продолжая занятия со Столярским, начинает работать. В газетных подшивках 20-х годов можно встретить рецензии на концерты учеников Столярского, в том числе на исполнительскую деятельность Мордковича. Особым успехом в те годы пользовался струнный квартет Музыкально-драматического института (консерватории), которым руководил Мордкович. Концерты собирали большую аудиторию, так как отличались музыкальностью и отнюдь не студенческим профессионализмом.

С 1944 года, по возвращении в Одессу из эвакуации, Мордкович всецело отдается педагогической работе в школе им. Столярского и в консерватории (хотя еще какое-то время занимается концертной деятельностью в филармонии и на радио). С 1954 г. Мордкович – доцент Одесской консерватории, а с 1972 – профессор. Но его главная награда – триумф его учеников, получавших международное признание. Первые педагогические успехи Мордковича связаны с именами Эдуарда Грача и Ольги Каверзневой – профессора Московской консерватории. В своих статьях и книге народный артист СССР Эдуард Грач с большой теплотой вспоминает своего Учителя.

Любимой ученицей Б. Мордковича была Роза Файн, скрипачка с мировым именем, ныне профессор музыкальной академии в Дюссельдорфе. Назовем и других выдающихся учеников Бениамана Зиновьевича. Это Валерий Климов – лауреат I премии первого конкурса им. Чайковского, профессор Московской консерватории и консерватории в Саарбрюкене (Германия), Лидия Мордкович – профессор академии в Манчестере, блестящий концертный исполнитель, Дора Шварцберг – концертный исполнитель и профессор Венской консерватории, Семен Ярошевич – профессор Тель-Авивской музыкальной академии. В числе учеников Мордковича были Лехтер, Сказинецкий, Оболенский, Захар Хаймович и десятки отличных скрипачей, педагогов, оркестрантов, работающих во многих оркестрах и консерваториях мира. К своему 80-летию Мордкович воспитал 115 учеников.

И нельзя не назвать безвременно ушедших из жизни удивительного скрипача, профессора Московской и Будапештской консерватории Семена Снитковского и заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Киевской консерватории Елену Бучинскую.

Из рассказов ЛЕОНИДА МОРДКОВИЧА: "Для отца все ученики были одинаково любимы и дороги, невзирая на степень таланта и значительность достижений. Будь то Захар Хаймович – концертмейстер оркестра в Бордо, или Иван Коляда – педагог киевской музыкальной школы, или Ван Куэ – офицер вьетнамской армии, или Зоя Солопахо – педагог Минской консерватории. Он любил всех, но был неумолим и требователен в творчестве. Во время его урока стены дрожали от могучего напора его темперамента, от последовательной и несгибаемой воли в достижении творческой цели".

Бениамин Мордкович не только унаследовал от своего гениального учителя его методику преподавания, гигантскую трудоспособность, умение увлечь своих учеников, но и интуицию, позволяющую угадать, спрогнозировать индивидуальные особенности будущего музыканта. И он так же, как и Столярский, предпочитал уход от традиционной трактовки произведений.

К сожалению, жизнь Мордковича не была жизнью триумфатора. Успехи учеников множили его славу и одновременно множили... число его врагов. Мне удалось заглянуть в личное дело Б. Мордковича, хранящееся в архиве консерватории. Удивительно пухлое дело для человека, проработавшего 50 лет на одном месте. Пухлое не только за счет приказов о продвижении по службе, благодарностей, наград, протоколов конкурсов. Дело распирают десятки анонимок, доносов, поклепов... Отбросим разные мелочи, отбросим вопрос о семейственности (так именовали династичность), не будем обсуждать, в какой мере профессор Л. Мордкович унаследовал талант своего отца Б. Мордковича (даже если бы сын и превзошел отца, его поступление в консерваторию все равно вызвало бы эпистолярный зуд "доброжелателей" и "ревнителей"). Главное обвинение педагогу, чьи лучшие ученики уже завоевали мировое признание и славу, было в отсутствии законченного специального образования, то есть – диплома (вспомним, в 13 лет Мордкович уже начал работать). Пришлось учителю сесть буквально за одну парту со своими учениками.

Из рассказов ЛЕОНИДА МОРДКОВИЧА: "Бесконечные конспекты по марксизму и другим общественным наукам за отца составляли его же студенты".

Но Бог с ними, с общественными науками. Пусть бросит в меня камень тот, кто не "катал" у сокурсников конспекты первоисточников. Зато экзамены по специальности сданы блестяще и досрочно... И тут же статья в "Правде" – "ПРАВДЕ"!!! Автор негодует: ему, мол, приходилось слышать о "скоростной плавке металла", но о скоростном методе прохождения курса консерватории он-де, слышит впервые!...

Слава дотошным секретарям и архивариусам! К газетному пасквилю подшито письмо Давида Ойстраха, в котором он пишет о Мордковиче, как о любимейшем ученике Столярского, продолжателе его традиций, его преемнике.

Когда Б. Мордковичу присваивали профессорское звание, характеристики на него прислали Д. Ойстрах, М. Ростропович и Д. Шостакович...

Более полувека продолжалась педагогическая работа Бениамина Зиновьевича Мордковича в Одесской консерватории. Работа, способствующая скрипичной славе города и страны. Однако на стенах консерватории до сих пор нет мемориальной доски. Много лет не было даже таблички на дверях его класса, не уверена есть ли она сейчас. Как уже было сказано, его столетие отметили на 10 месяцев позже. Но раз отметили, то, может быть, и в остальном лед тронется? Я обращаюсь к вам, господа присяжные заседатели, то бишь к тем, от кого зависит, чтобы будущее поколение не росло манкуртами.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото из архива Клары Владимировны Удлер: Бениамин Мордкович с женой Раисой.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.