+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 37 (982), 25.09.2009 Алексей БОТВИНОВ:"МЫ РИСКУЕМ ПРОИГРАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ"
Поводом для беседы с известнейшим пианистом Алексеем Ботвиновым стали две его статьи в газете "Зеркало недели", где музыкант выступил в непривычной для людей его рода занятий роли социального аналитика. Эти статьи, судя по количеству откликов на сайте "Зеркала недели", имели большой резонанс, но в родном городе А. Ботвинова почему- то прошли незамеченными. С вопроса о том, что же заставило музыканта - представителя классического, вечного искусства - обратиться к "злобе дня", и начался наш разговор с заслуженным артистом Украины, лауреатом международных конкурсов Алексеем Ботвиновым. Для справки. Алексей Ботвинов в настоящее время является самым известным в мире из украинских пианистов. Окончил Одесскую консерваторию, стажировался в Московской. Лауреат Первого Всесоюзного конкурса им. Рахманинова (Москва), международных конкурсов им. Баха (Лейпциг), им. Клары Шуман (Дюссельдорф). Сочетает активную гастрольную деятельность с позицией приглашенного солиста-пианиста Цюрихского балета. Участник многих музыкальных фестивалей. С октября 2008 года совместно с виджей-группой "Videomatics" реализует уникальный проект - мультимедийный концерт "Визуальная реальность музыки". Кризис у нас недооценивают
- Я согласен с тем, что проблемами на "злобу дня", прежде всего, должны заниматься политики, депутаты, политологи. Но я уже 15 лет живу как бы на два дома - в Украине и в Европе, наблюдаю, какие процессы происходят в европейских государствах и у нас. Раньше создавалось впечатление, что Украина - государство молодое, оно должно переболеть разными болезнями становления демократии, и все будет в порядке. Но грянул кризис, и я понял, что в нашей стране его недооценивают - причем, практически все. Мол, немножко "переболеем" - и все пройдет... Но в мире быстро поняли, что это не просто кризис, как было 80 лет назад, а некий критический момент цивилизации, который невозможно преодолеть по прежним рецептам. На мои статьи в "Зеркале недели" было более ста откликов, среди них немало ругательных. Но если их проанализировать, то становится очевидным, что ругают те, кто попросту не понимает сути проблемы. У нас, к несчастью, интеллектуальный уровень большинства политиков настолько низок, что и общественное мнение не в состояние выйти за установленный ими горизонт. - Но почему же наши политики недооценивают кризис? Ведь он же больно бьет и по их интересам тоже? - Как сказал мой хороший друг, швейцарский политик: в Украине нет политики, как таковой. Есть бизнес под прикрытием политики. Вот в чем дело. С одной стороны, общество не может жить без политики. Но, с другой стороны, само это понятие сильно скомпрометировано. Тотальная ложь царит в нашем обществе (лучшая иллюстрация - пресловутые "откаты"), и все воспринимают это уже как привычное, даже должное, не задумываясь над тем, что так не может продолжаться вечно. Можно, конечно, закрыть на все происходящее глаза и забиться в свою скорлупу. Но, по мне, достойнее постараться бросить какой-то клич - в надежде, что отыщутся интеллектуальные люди, которые тебя поддержат. Вот почему появились мои статьи в "Зеркале недели". - Из откликов, которые поступили на ваши статьи, можно сделать какой-то общий вывод? - Для меня печальнее всего оказалось то, что немалое количество откликнувшихся высказывалось в том духе, что, зачем, мол, говорить о нравственности, если она в наше время только мешает. Страшно, что вырос в период "дикого капитализма" целый слой населения, который не включает нравственность в число добродетелей. Более того, люди говорят об этом в открытую, ничуть того не стесняясь. На Западе такое просто невозможно: А это является следствием политики государства, которое не включает культуру в сфере своих приоритетов. В культурном обществе жить безопаснее
- Но при всех "выходах в политику" вы, прежде всего, остаетесь музыкантом. Сказался ли кризис на вашей профессии? - На Западе я этого не ощущаю. Государство, конечно, урезает расходы на культуру, меньше стало спонсорских поступлений, но речь идет о процентах - десяти, пятнадцати. Серьезные проекты пока не трогают. Недавно я беседовал с представителем одного западного благотворительного фонда, и он мне с ужасом рассказывал, что уменьшились поступления в фонд на целых... три процента. А в Украине влияние кризиса я ощущаю по полной программе. Спонсорские поступления очень сократились, а поскольку от государства и прежде особой помощи не ощущалось, то ситуация очень тяжелая. Но хуже всего, что у нас даже благотворительность находится под подозрением. Это кошмарная ситуация, ну не может общество так функционировать. Нужны хоть какие-то ориентиры, а тут - полный кризис доверия ко всему. - Хорошо, а что же заставляет западных бизнесменов заниматься благотворительностью? - Просто в обществе так принято: любой мало-мальски солидный бизнесмен или тот, кто претендует на этот статус, ОБЯЗАН состоять в разных комитетах, фондах, которые поддерживают культуру, образование, науку. Если нет, то он становится негласно изгоем. Считается, что он неприлично жадный, и приличное общество его отторгнет. Каким бы богатым он ни был. Есть у бизнеса понимание: мы ДОЛЖНЫ это делать. Это негласный кодекс, который выработан столетиями. И это колоссальное достижение человечества, что есть какие-то процессы, которые основаны на хороших, положительных идеях. Хотя, с другой стороны, есть и в этом и прагматичная сторона. Люди понимают, что в обществе с развитой культурой попросту безопаснее жить. А у нас, увы, едва ли не каждый бизнесмен в ответ на предложение внести свою лепту в реализацию какого-нибудь культурного проекта, первым делом интересуется, что он с этого будет иметь. И это притом, что наши люди в массе своей очень нуждаются в культуре. А вот правящая элита пока еще никак не выйдет из стадии "первоначального накопления капитала" Но разве не пора уже продвинуться вперед?! Наша публика достойна лучшей участи
- С этой точки зрения, кстати, интересно посмотреть на то, кого из зарубежных "звезд" приглашают на гастроли в Украину. Это либо "попсовики", либо такие классики, которые уже давно "на сходе". При всем уважении к Монтсеррат Кабалье, ее выступление в Одессе вызвало чисто познавательный интерес: мы увидели "звезду" живьем. Но, с другой стороны, пригласи к нам какую-нибудь реально модную на Запале "звезду" классического искусства, много ли отыщется знающих ее и желающих пойти на тот концерт или спектакль? - Совершенно верно. Сейчас в оперном мире "звезда номер один" - Чечилия Бартолли, итальянка. Ее можно было бы сюда пригласить, но многие ли знают это имя? Вот Кабалье знают многие, но какой получился эффект от ее выступления? Конечно, профессионалам или знатокам музыки было интересно просто ее увидеть. Но люди, пришедшие послушать музыку, были в шоке: ведь Кабалье уже давно не поет. И я не понимаю, зачем нужна была такая акция. - Создается впечатление, что Украина превратилась в какой-то "отстойник" мировой культуры... - И это очень печально. Потому что публика у нас, наверное, самая лучшая в мире. Она почти столь же знающая и понимающая, как московская, но гораздо теплее по реакциям. И выходит, что публика у нас - эксклюзивная, а концертный процесс - отстойный. Или возьмем балет. Да по- настоящему современный балет к нам даже не захаживал, у нас просто представления о нем не имеют! А театр современный, где он? Кто-либо в Одессе видел его? Ситуация просто кошмарная. Система конкурсов - дорога в никуда
- Порою удивительно слышать, что на Западе на оперных спектаклях или концертах симфонических оркестров, музыкантов академического плана залы полны - даже при немалых ценах. Это что - мода такая или все же внутренняя потребность людей ходить на оперы, балеты, концерты? - Это - традиция, конечно. Все начинается с воспитания в семье. Если человек мало-мальски обеспечен, то детей непременно учат музыке. Есть такие выкладки, что среди лауреатов Нобелевской премии подавляющее большинство играли и играют на музыкальных инструментах. Так принято в обществе. В приличных колледжах обязательны походы на концерты, спектакли. А если человек получает с детства такую музыкальную "подпитку", то он уже просто привыкает и не мыслит себе жизни без похода в театр, на концерт. Вот в Киевской филармонии гордятся тем, что заполняемость зала на 600 мест составляет 70-80 %. И это для города, в котором ежедневно находится порядка трех миллионов людей! В Европе же в городах с намного меньшим количеством населения концертов проводится куда больше, и для всех находятся слушатели. - Как наши исполнители котируются на Западе? - Очень высоко! Школа есть школа. Хотя должен сказать, что у нас за последние два десятилетия наметился крен в сторону соревновательности, при том, что система конкурсов на Западе давно уже себя дискредитировала. Один из сильных ударов, кстати, нанес конкурс имени Чайковского, когда лауреатами стали сразу четверо учеников председателя жюри. Так что сейчас на Западе лауреаты конкурсов иногда даже не указывают эти свои титулы на афише. Чему учили великие педагоги? Что исполнитель должен стремиться прежде всего выразить смысл музыкального произведения, должен уметь думать, анализировать, размышлять. А для этого надо быть разносторонней личностью, разбираться в литературе, искусстве. А вот сейчас главное достоинство - играть побыстрее да погромче. Поговоришь с молодыми ребятами и просто в ужас приходишь от их малой образованности. И если так будет продолжаться, мы рискуем потерять свои позиции в мире. "Антивирусная программа" для общества
- А что сегодня представляет собой академическая музыка? Насколько она изменилась под влиянием времени? - Это очень интересный процесс. В 1920 годах начался распада тональности, мелодии, музыка стала очень сложной для восприятия. В 1960-70 годах эта тенденция дошла до апогея, и в результате массовый слушатель от музыки отвернулся. Но затем "маятник качнулся" в другую сторону - возвращения мелодии, гармонии - в прямом и переносном смысле. Музыка, образно говоря, вернулась к человеку. И это очень приятно. - А как вы относитесь к т. н. "новой музыке", которая в Одессе представлена популярным фестивалем "Два дня и две ночи"? - На этом фестивале представлен, как правило, только один сегмент современной музыки, который, кстати, уже отходит на периферию. Опять-таки, нам демонстрируют совсем не самое интересное из того, что сейчас есть в мире. - Известно, что, так или иначе, но классика всегда влияла на поп-музыку. Но, сегодня, когда абсолютно превалируют массовые жанры, не наблюдается ли обратного процесса? Влияет ли поп-музыка на академическую? - Безусловно, влияет. Есть у меня знакомые композиторы, которые категорически против "попсятины"; есть такие, которые используют приемы джаза; но есть и те, кто в юности были рок-фанами, и у них можно найти какие-то отголоски молодых увлечений. Мне вообще кажется, что позднее творчество "Биттлз" и рок 1970-х были каким-то ответом на те процессы в академической музыке, о которых шла речь выше. Когда академическая музыка отвернулась от слушателя, то в поп-музыке, в роке возникли очень интересные, творческие вещи. Даже у самоучек появлялись замечательные музыкальные идеи. Сама природа как бы передвинула вектор в эту сторону. Бернстайн, который знал толк во всех музыкальных жанрах (вспомните хотя бы "Вестсайдскую историю"!), считал, что "Биттлз" были "гласом Бога"... Кстати, в том, что Александр Рыбак победил на "Евровидении" этого года, я вижу очень положительный момент. Мне говорили, что он - блистательный скрипач, причем именно классического направления. И это здорово, что человек с классическим бекграундом вошел в поп-музыку, и показал, как это можно делать качественно. - Но все-таки: каковы перспективы академической музыки с точки зрения искусства и ее социальной роли? - Социальная роль - колоссальная. Классика - это защитная сила организма, которую выработала человечество. Я бы сравнил ее с антивирусной программой в компьютере. Причем в первую очередь - именно классическая музыка. Почему? Потому что это - наиболее абстрактное из всех видов высокого искусства. Это защитная функция человеческого сообщества - чтобы меньше было в мире страха, агрессии, пьянства, наркомании... И поскольку общество у нас больное, то нужно как можно чаще говорить о социальной функции классики. - Возразить тут, пожалуй, нечего, однако на такие романтические призывы чаще всего следует прагматичный аргумент: мало средств! - У Аристотеля, в его иерархии построения общества, именно искусство - на самом высоком месте, даже выше, чем религия. А мы же все-таки - выходцы из древнегреческой цивилизации, потому надо бы почаще вспомнить то, что тогда говорили. Взять хотя бы пример Афин и Спарты. В Афинах поощряли развитие искусств, а в Спарте - военное дело. Но кто же победил, в конечном счете?! У нас же сейчас строят чисто функциональное общество, как в Спарте, и считается, что оно якобы будет лучше функционировать. Но Спарта же этот исторический поединок проиграла! И мы, если по- прежнему станем уповать только на политиков и финансистов, тоже рискуем проиграть свое будущее. Потому так важно, чтобы интеллектуальная, духовная элита Украины (а я верю, что таковая в нашей стране есть) сказала свое слово. Для справки. 29 сентября в зале филармонии состоится юбилейный концерт Алексея Ботвинова в сопровождении камерного оркестра под руководством Игоря Шаврука. Беседу вел Александр ГАЛЯС.
|
|
|||||||||||||||
|