+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 29 (1076), 5.08.2011 ФРАНЦУЗСКИЕ АРХИТЕКТОРЫВместе с другими зодчими, прибывшими в молодой город, они сыграли большую роль в создании архитектурного облика Одессы. Российский архитектор французского происхождения Жан Тома де Томон (1760-1813), один из основоположников стиля ампир в Российской империи, автор проекта Биржи в Петербурге, по заданию одесского градоначальника А.-Э. Ришелье выполнил проект городского театра (построен Францем Фраполли в 1804-1809 гг.), "прекрасный своей открытой колоннадой и классическим фронтоном, представлявший храм искусств, переносивший одесситов во времена существования в Хаджибее греческих колоний". Внешний вид театра представлен лаконичным объемом с мощным шестиколонным портиком ионического ордера на главном фасаде. Архитектурное построение плана театра основано на классическом приеме симметрии по продольной оси. К залу театра вместимостью 800 мест примыкали кулуары, связанные двумя парадными лестницами с фойе и вестибюлем. Обращали внимание большие размеры сцены и ограниченное количество вспомогательных помещений при ней. Театр был расширен, перестроен и сгорел в 1873 г. В начале улицы Пастера (б. Херсонской) можно видеть старейшее здание города - бывший госпиталь (в настоящее время - клиника Одесского национального медицинского университета), по проекту Тома де Томона построенное Францем Фраполли. Двухэтажное здание состоит из центрального корпуса и примыкающих к нему с обеих сторон изогнутых крыльев, достроенных в 1821 г. Центральный корпус, поставленный на цоколь, выделен портиком с оригинально решенными колоннами: их нижние части прорезаны каннелюрами, а верхние уступом переходят в гладкие поверхности. Портик завершен фронтоном. Прекрасное произведение Томона не дошло до нас в своем первоначальном виде. Почти нетронутым остался только фасад центрального корпуса. Почти, потому что когда-то над его главным входом возвышались обрамленные барельефом часы с колокольным звоном. Де Монферран Август (Огюст) Августович (1786-1859) образование получил в Политехнической школе в Париже. Придерживался форм позднего ампира, неоренессанса и необарокко. К выдающимся сооружениям, возведенным по его проектам, принадлежит Александровская колонна на Дворцовой площади и Исаакиевский собор в Петербурге. Первой его работой в Одессе стал проект Ришельевского лицея (1817 г. - не осуществлен). Оттон Луи Сезар (Людвиг Цезаревич) (1822 - после 1890) родился во Франции. В Одессу прибыл в конце 20-х годов вместе с отцом, известным ресторатором, которого вспоминал А. Пушкин в дополнениях к роману "Евгений Онегин" (сомнительно: у Пушкина Отон с одним "т"). В начале своей деятельности придерживался принципа ампира. По его проектам построены дворцовый комплекс князя Гагарина на Ланжероновском спуске (Литмузей); дворец негоцианта Абазы (здание Музея западного и восточного искусства) на углу улиц Пушкинской, 9, и Греческой, 16. Построен в 1856 г. В его средней части, непосредственно за порталом главного входа, открывается большой вестибюль, обработанный в смешанных формах ренессанса и барокко. Отсюда обширная, расходящаяся в обе стороны мраморная лестница ведет на второй этаж к парадным апартаментам дворца. К главному входу анфиладой примыкают залы меньших размеров. Роскошно отделаны интерьеры дворца: лепные потолки, наборные паркеты из ценных пород дерева, оконные проемы. Назовем еще дворец купца Маразли на углу улиц Пушкинской, 4, и Дерибасовской, 8. Оттон принимал участие в оформлении дворца графа М. Д. Толстого у Сабанеева моста. По проекту Оттона построена Успенская церковь на Преображенской, 70. Расцвет творчества Луи Сезара Оттона пришелся на 40-50 годы, когда он мастерски оперировал стилевыми формами французского барокко и рококо. Шаль Франсуа родом из Франции. Образование получил в Париже. В конце 10-х годов XIX столетия работал в Одессе. Придерживался стилевых позиций ампира. Разработал генеральный план и спроектировал, основные сооружения карантина. Переоборудовал дом Вагнера и благородного института для нужд Ришельевского лицея на пересечении улиц Дерибасовской, 16, Екатерининской, 14, и Ланжероновской, 17. Являлся автором перепланировки прибрежной части города и сооружения Приморского бульвара (ранее называли только Потье), но ведущая роль принадлежит Шалю. Вероятно помогал инженеру Ю. Гаюи разработать блестящий проект ансамблевой застройки порта. Материалы полосы подготовил
|
|
|||||||||||||
|