+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 17 (962), 8.05.2009 ГЛАВНЫЙ ШТУРМАНСамолет летит в густых грозовых облаках. Временами в клубящейся дымке размываются концы крыльев. Где-то внизу бушует гроза. Машину сильно болтает. Сосредоточен командир корабля. Второй пилот с силой сжимает штурвал. Над экраном радиолокатора склонился штурман Николай Мазур. Машину время от времени сотрясает волна мелкой дрожи. В обычных условиях грозовой фронт можно было бы обойти стороной, но сейчас осваивается самолетовождение сверхзвукового ракетоносца... Штурман в авиации обеспечивает точное и безопасное вождение пилотируемых летательных аппаратов, несет ответственность за техническую исправность и правильное использование навигационных приборов, подготовку и выдачу данных, необходимых для применения оружия. На многоместных самолетах управляет основным оружием. Главный штурман отвечает за руководство службой, на которую возложено штурманское обеспечение - комплекс мероприятий, обеспечивающих точность, надежность и безопасность самолетов и других пилотируемых летательных аппаратов, своевременный вывод их на заданные объекты и точное поражение цели. В его обязанности входит подготовка справочных данных и штурманских расчетов, организация применения наземных радиотехнических и светотехнических средств, разработка предложений командующему по штурманскому обеспечению, решение штурманских задач в ходе боевых действий. Главный штурман 5-й воздушной армии (штаб находится в Одессе, командующими были будущий Главком ВВС СССР, Главный маршал авиации, Герой Советского Союза П. С. Кутахов, в 70-е годы - дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации В. А. Алексенко) Николай Филимонович Мазур, как отмечал журнал "Авиация и космонавтика", "являясь высококвалифицированным специалистом летного дела, провел большую работу по подготовке штурманского состава к боевому применению навигационных и прицельных систем в различных метеорологических условиях". Статья в журнале была приурочена к присвоению Н. Ф. Мазуру и другим офицерам ВВС звания "Заслуженный военный штурман СССР"... Передо мной справка Центрального архива Минобороны СССР: "Сообщаем, что в списке личного состава сводного батальона от 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта, убывающего на парад в г. Москву, значится... гв. ст. лейтенант Мазур Николай Филимонович, штурман звена 96 ГБАП 301 БАД, награжден орденами: Красного Знамени - один, Красной Звезды - один, медалью "За оборону Сталинграда"... - Длинный железнодорожный состав, погромыхивая на стрелках, - вспоминал Николай Филимонович, - увозил наш батальон из Германии в Москву. Кончался май, вокруг все зеленело и цвело. Пробуждалась жизнь. Наша страна поднималась из руин. Поезд мчал нас по моей родной Украине (родился я под Каменец-Подольским). Впервые за годы войны увидел освещенные улицы. Ранним июньским утром эшелон прибыл в Москву. Огромный строевой плац с трудом вмещал всех участников парада от нашего фронта. Надо было безупречно пройти строевым шагом - не хуже московских академий. Большинство же участников парада до войны не служили в армии, а на войне им, конечно, некогда было заниматься строевой подготовкой. Стоял барабанный бой, гремели оркестры, не умолкали многоголосые команды. На первых порах дело не клеилось. Однако упорство участников парада, ежедневные многочасовые тренировки, большой опыт кадровых офицеров, занимавшихся с нами, принесли свои плоды. Наш шаг становился тверже, взмах руки четче, держались мы прямо, равнение в шеренгах достигло совершенства. Наступило долгожданное утро 24 июня. Оно было пасмурным. Небо затянули тучи, моросил мелкий дождь. Со всех концов Москвы к Красной площади потянулись сводные полки фронтов, флотов и части Московского гарнизона. Улицы и площади были запружены народом. Мы шли, провожаемые улыбками тысяч и тысяч людей. На мокрой брусчатке Красной площади застыли четкие квадраты парадных рот. Стояли по фронтам. Во главе - командующие и фронтовые штандарты Карельского, Ленинградского, Прибалтийского, Белорусских, Украинских фронтов. Приняв рапорт начальника гарнизона, величественно застыл на коне командующий парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский: он ожидал выезда принимавшего парад Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Сознание не поспевало за событиями, а так хотелось все осмыслить, охватить взором, сохранить в памяти навсегда. По площади сновали многочисленные фоторепортеры и кинооператоры. Я с надеждой глядел на них: вот кто сумеет запечатлеть и сохранить все на века. Над колоннами нашего сводного полка гордо развевалось боевое Знамя, овеянное ветрами многих европейских стран. Возглавлял сводный полк командующий 1-м Белорусским фронтом. Плечом к плечу с ним шагали его соратники- командармы. В завершение торжественного марша воины-победители под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея двести захваченных в боях знамен немецко-фашистской армии. Вечером я снова пришел на Красную площадь. У подножия Мавзолея еще валялись фашистские знамена. Их брезгливо рассматривали москвичи. Столица нашей Родины ликовала. То тут то там качали солдат и офицеров, и тогда мелодично звенели их боевые награды. Качали в тот вечер и меня. На всю жизнь запомнился мне салют из тысячи орудий, осветивший московское небо... Через несколько дней железнодорожный эшелон увозил нас, участников Парада Победы, на запад, в наш 96-й гвардейский бомбардировочный полк. ...У полковника Н. Ф. Мазура (кстати, должность главного штурмана воздушной армии генеральская, но как раз к моменту представления на генералах решили сэкономить) ответственность была огромная: по справочным данным число самолетов различного назначения в воздушной армии может быть и 1000, и 1500, а то и все две тысячи. На то она и армия! Опять же по тем же источникам известно, что, например, самолет-ракетоносец способен применять ракеты класса "воздух - земля", "воздух - воздух" и "воздух - корабль". В разработке каких планов, каких операций Мазуру приходилось участвовать в те неспокойные 60-70-е в международном отношении годы?.. А о том, что он работал плодотворно, могут свидетельствовать три ордена Красного Знамени, четыре - Красной Звезды (сравните с наградами при отправке на Парад Победы) и увидите, что большинство получены в мирное время. Впрочем, ни семь орденов, ни одиннадцать медалей Николай Филимонович, уйдя в отставку, почти никогда не носил. Работая у нас в Военпроекте, надевал вместе с парадной формой ко дням Советской Армии и Победы. - Николай Филимонович, - спросил я как-то, - случались ли за время вашей долгой военной службы какие-либо необычные ситуации? - Их было достаточно. Расскажу одну, как раз связанную с навигацией. Уже после окончания войны на наш аэродром совершил вынужденную посадку сбившийся с курса самолет США, неофициально называемый "летающая крепость". Запросил Москву: "Как быть?" Прибыл ответ: "Экипаж отправить домой, но без самолета!" В СССР бомбардировщиков такого класса не было. И Сталин решил его не отдавать, рассудив, что, во- первых, мы еще союзники, а во-вторых, США не будут вступать в конфликт с государством, имеющим самую сильную армию. Он приказал А. Туполеву сделать самолет точно такой. Генеральный конструктор, естественно, обиделся - он мог в своем КБ создать принципиально новую машину. Но делать нечего. "Летающую крепость" разобрали до винтика. Все элементы тщательно замерили и выполнили из тех же материалов. Сомнения вызвали два маленьких отверстия на плоскости. Туполеву было ясно, что они ни к чему. Но оскорбленный творец знаменитых, опережающих время, самолетов принципиально приказал высверлить дырочки в том же месте. Потом, когда в СССР появилась еще одна "летающая крепость", выяснилось, что таких отверстий в ней не оказалось. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||||
|