+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 17 (762), 06.05.2005 К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА РАСКАЛЁННЫХ РЕЛЬСАХ ВОЙНЫ
Пусть когда-нибудь в славную повесть
Этими словами поэта Евгения Долматовского начинается книга В.А. Поцелуева "Броненосцы железных дорог", выпущенная издательством "Молодая гвардия". Речь идет о бронепоездах и людях, которые водили их в бой. Несмотря на то, что время бронепоездов давно прошло, они достойны того, чтобы вспомнить их интересную историю, чтобы отдать дань уважения людям, которые при помощи этих "сухопутных линкоров" помогали революции взламывать фронты интервенции, несли на своих бортах красное знамя от полустанка к полустанку, от сердца к сердцу. А когда два десятилетия спустя на землю нашу хлынула коричневая фашистская орда, испытанные солдаты вместе со своей подросшей комсомольской сменой вновь вывели на боевые рельсы бронепоезда это старое, но грозное оружие. Автор подробно останавливается на использовании железнодорожной артиллерии, рассказывает о широком применении бронепоездов в период гражданской войны и военной интервенции. Значительная часть повествования посвящена боевым действиям советских бронепоездов в период Великой Отечественной войны. В книге приводятся описания различных боев, мы узнаем о легендарных командирах и комиссарах, интересны технические данные о бронепоездах, тактике ведения войны на рельсах. Прочитал я эту книгу, и особенно заинтересовали меня следующие факты. В трудные дни 1941 года бронированные крепости на колесах успешно защищали многие города нашей Родины. Так, в обороне Одессы участвовали бронепоезда № 21, "За Родину" и "Черноморец", построенные рабочими завода им. Январского восстания (ныне ОАО ХК "Краян"). На вопрос члена военного совета Одесского оборонительного района о том, как ведут себя в бою краснофлотцы, члены команды, комиссар бронепоезда Петр Агафонович Дудко ответил: "Бесстрашно!" И, немного помолчав, добавил: "Живы традиции героев гражданской войны". Один из бронепоездов, построенных в Одессе в период героической обороны города, установлен на мемориале 411-й батареи. Интересно было узнать: почему вернулись к бронепоездам в эпоху бензиновых и дизельных моторов? Что обусловило их появление на раскаленных рельсах Великой Отечественной? А быть может, есть еще на заводе люди, принимавшие участие в строительстве крепостей на колесах? С этими мыслями я поехал на завод Январского восстания (было это в начале 80-х годов ушедшего века). Ветеран завода Василий Терентьевич Мишин, в войну мастер электроцеха, представил тогдашнего главного конструктора завода Николая Евгеньевича Корбу. Знаменателен жизненный путь 85-летнего ветерана. Он был одним из первых орденоносцев и лауреатов Государственной премии в Одессе. В 1939 году М.И. Калинин вручил Н.Е. Корбе орден "Знак Почета", а в 1952-м за создание новых видов кранов он был удостоен Государственной премии. Начал Николай Евгеньевич свою трудовую жизнь рабочим службы пути в 1917 году, в 1929-м пришел на "Январку". В суровое военное время вступил в ряды Коммунистической партии. Первые бронепоезда стали строить на нашем предприятии, рассказывал Николай Евгеньевич, в 1918 году для борьбы против гайдамаков. Но лучше об этом расскажет член Совета ветеранов объединения Александр Кузьмич Егурнов. Он ведает нашим заводским музеем. Я хорошо помню то далекое время, говорил Александр Кузьмич, мальчишкой бегал к работавшему на заводе старшему брату. Собственно, заводом имени Январского восстания предприятие стало называться с 1922 года, а тогда это были Главные одесские железнодорожные мастерские. В январскую ночь 1918 года из заводских ворот выходили отряды вооружённых рабочих. Их сопровождал бронепоезд. Удар был направлен на вокзал Одесса-Главная, где укреплялись гайдамацкие курени. Орудия бронепоезда громили район вокзала. В 1941 году надо было усилить оборону, продолжил Н.Е. Корба, на заводе вспомнили январские дни 1918 года, когда рабочие своими руками построили бронепоезда. Не мешкая, приступили к делу. И хотя многим ветеранам было уже за 60 лет, все они выполняли ежедневно по две-три нормы выработки, им усердно помогали молодые девушки-сварщицы. Когда бронепоезд был готов, его команду укомплектовали в основном из добровольцев рабочих "Январки". 11 августа 1941 года директор завода А.Н. Лагутин и секретарь партбюро В.И. Головин передали защитникам города бронепоезд, сооруженный коллективом предприятия. Первый одесский бронепоезд (№ 21) стал подвижным резервом штаба Приморской армии. 29 августа передали военному командованию еще один бронепоезд, получивший название "За Родину". Третий бронепоезд назвали "Черноморец". Работы производили под артиллерийским огнем. Специальных чертежей не было. Паровоз, тендер, вагоны и платформы обшивали корабельной сталью. На платформы и вагоны ставили пулеметы "максим" и орудия. Появление бронепоезда было для противника полной неожиданностью. Стальная крепость на колесах расстреливала пулеметным огнем колонны врага, выводила из строя его боевую технику. Пространство вдоль железной дороги было усеяно трупами вражеских солдат. Теперь, сказал в заключение Николай Евгеньевич, продукция нашего завода самая мирная, но январцы не забывают грохочущие версты гражданской войны и огненные километры Отечественной. Помните, как поется в песне: Под солнцем горячим,
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||||||
|