Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1063)
29.04.2011
НОВОСТИ
Культура
Юбилей
Истории
Детская страничка
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1063), 29.04.2011

МОЁ ОДЕССКОЕ ДЕТСТВО

Эти заметки передал нашей газете известный композитор, режиссер и организатор международного фестиваля юных талантов "Звездочка" Александр Степанов. Наверняка многие одесситы найдут в них что-то созвучное своим детским воспоминаниям.

Май

Мой самый любимый месяц - май. Я родился в мае. В это время Одесса не просто красива. В мае природа вдруг внезапно вскипает, взрывается. Она обрушивает на нас такой шквалистый коктейль запахов, цветов и желаний, что хочется сочинять стихи, музыку, мчаться в неизведанные дали или, в крайнем случае, влюбиться без памяти. Наверно, это и произошло с моими папой и мамой в конце 1950-х годов. Весёлый кудрявый моряк по имени Юрий с белоснежного двухтрубного парохода "Крым" встретил озорную одесситку с романтическим именем Агнесса... А остальное довольно прозаично, хотя и колоритно: коммунальная квартира на двадцать пять человек, где я увидел свет, находилась в самом центре Одессы - на Екатерининской площади у знаменитого Приморского бульвара. Дюк и Потёмкинская лестница, дворец Воронцова и порт - мои первые детские впечатления. И ещё солнце, встающее над морем и совершенным, как античная архитектура, Воронцовским маяком. В туманную погоду маяк монотонно гудел, предупреждая корабли об опасности, и эти загадочные звуки в утренних детских снах навевали жюльверновские мечты о дальних странах и приключениях. Наверно, если бы не музыка, моя профессия была бы связана с морем, как у многих в нашем городе и в нашей семье.

Бабушка

Вера Дмитриевна Левичева, или просто бабушка Вера - мой самый дорогой человек. Бабушка трудилась на судоремонтном заводе № 1. В корабельных доках, где женщинам "доверяли" нелёгкую работу в переборках, потому что туда не каждый мужчина мог проникнуть, она отчищала ржавчину. Здесь от грохота стала терять слух. Бабушка пережила румынскую оккупацию, а затем немецкую. Перенесла голод и бедность. В 1944 году получила извещение о том, что ее муж Александр в боях за Севастополь пропал без вести... Замуж больше не вышла. Посвятила себя дочери и внуку. А когда родились мои дети, до 90 лет варила каши и воспитывала правнуков. Спасибо тебе, бабушка!

Музыка

В годы моего детства Одесса была одержима музыкой. Как собственными родственниками, мы гордились Ойстрахом, Гилельсом, Рихтером и Фихтенгольцем. А как же: ведь они из Одессы! В нашем дворе, например, соседи всерьёз обсуждали: "Интересно, что это сейчас разучивает дочка мадам Глушкиной?" - скрипачка, уже поступившая в московскую аспирантуру. "Скажите, то, что играет ваша Галя, - это соната или партита Баха?" - спрашивали они у стоявшего на балконе отца дарования. "Это партита соль минор", - отвечал он не без гордости. "Ну, конечно, мы так и думали! Я же вам говорил!" - завершали свой спор соседи.

Или вот бедный соседский мальчик целый день занимается на скрипке. Соседи не выдерживают и кричат через весь двор: "Рома, Рома! Твой Зорик уже замучил всех концертом Ридинга!". "Какой Ридинг, дилетанты?! - отвечает шофёр Рома. - Мы уже целый месяц учим концерт Комаровского! Не мешайте!" И с треском захлопывает окно. Мне в наследство от соседей по коммунальной квартире досталось старое трофейное пианино. Оно пережило оккупацию и плохо держало строй. Но для меня это пианино было настоящим счастьем! Я сам подтягивал строй ключом, прилагавшимся к этому "счастью", и с упоением подбирал по слуху всё, что звучало во дворе. Особенно мне удавалась фортепианная классика, которую разучивала мадам Куклинская, концертмейстер из музыкального училища, со своими студентами. Она жила на первом этаже, а мы на третьем. Пока нерадивые студенты, сбиваясь, по несколько раз проходили какой-нибудь сложный фрагмент из сонаты Бетховена, семилетний вундеркинд, то есть я, успевал подобрать его по слуху и с победным фортиссимо исполнял этот отрывок во всю мощь трофейного пианино. Моё музыкальное хулиганство не осталось незамеченным. "Какой у вас талантливый мальчик! - сказала мадам Куклинская моей маме. - Я замечаю у него прекрасный слух. Он обязательно должен заниматься музыкой. Это я вам говорю!". В те годы детей отдавали учиться "на Ойстраха" или "на Гилельса". Говорили так: "Если одесский ребёнок идёт без скрипки, значит, он играет на фортепиано". И вот в один прекрасный день моя мама, поддавшись этой моде и разговорам соседей, отвела меня в величественный, как древнегреческий храм, Воронцовский дворец на Приморском бульваре - Дворец пионеров, как его тогда называли. Надо сказать, что нас, одесских мальчишек, этот дворец с детства манил таинственностью и был овеян разными легендами. Мы обшарили все склоны высокого холма, на котором когда-то стояла турецкая крепость Хаджибей. Нашли пещеру и потайной выход из дворца. Особенно нас впечатляли чугунные ядра, застрявшие в толстых стенах из ракушечника ещё при обстреле англо-французской эскадрой в 1854 году. История, которую можно было попробовать руками! Позже мы услышали легенду о том, что Михаил Семёнович Воронцов установил в одном из залов мраморный камин, вывезенный им из Санкт-Петербурга. Этот камин будто бы раньше находился в "инженерном" замке, а отбитый от него кусочек мрамора - след покушения на императора Павла Первого. В ту ночь, когда заговорщики с факелами ворвались к нему и потребовали отречения от престола, завязалась борьба. В этой схватке Павел ударился об угол камина...

И вот мама ведёт меня в этот величественный и загадочный дворец. И (о радость!) я зачислен в знаменитый тогда на весь город хор мальчиков. А ещё я учусь играть на виолончели - божественном инструменте, который удивительно звучит в огромном зале с мраморным камином (быть может, тем самым, Павловским?!) Руководитель хора, Татьяна Азарьевна Кагель, сумела создать из простых одесских мальчишек яркий сильный коллектив. "Стабат Матер", "Лунная соната", "Щедрик" и другие сложнейшие произведения она терпеливо разучивала с нами, непоседами и шалопаями с Приморского бульвара. Всему хору (около ста человек) были пошиты белые костюмы, с каждого сняли мерки и на заказ изготовили модные модельные туфли. И вот всех нас на белом теплоходе везут на концерт в Николаев. Сегодня такое себе трудно представить. Скажу по секрету, что в пути мы, запершись в каюте, с упоением дубасили друг друга подушками. А на следующий день, как ни в чём не бывало, ангельскими голосами покоряли зрительский зал. А ещё нам, мальчишкам из хора, посчастливилось выступать в спектаклях нашего знаменитого оперного театра. Оперы "Кармен", "Жорстокiсть", балет "Щелкунчик" - вот репертуар, который мы ждали с нетерпением. Те дни, когда шли эти спектакли, были для нас самыми счастливыми, потому что нас ждал Театральный переулок (переулок Чайковского). Там через служебный вход мы попадали в сказочный мир закулисья. Мы приходили за час до спектакля, распевались. Нам выдавали костюмы, гримировали, и мы под звуки музыки, транслируемой во всех помещениях и на всех этажах, направлялись к сцене. Знали наизусть все реплики. Но оперу мы всё-таки любили больше, чем балет, потому что зарплата, которую получали 9-10-летние артисты, начислялась так: выступление в опере - 1 рубль, в балете - 50 копеек. Дело в том, что в балете "Щелкунчик" хор поёт не на сцене, а в оркестровой яме, что оценивалось вдвое дешевле. Заработанные 10-11 рублей в месяц, за вычетом мороженого, я, конечно, с гордостью отдавал маме и бабушке. А потом я поступил в школу имени профессора Столярского. Сказка закончилась, началась "взрослая" жизнь...

Александр СТЕПАНОВ.

На фото:
с разницей в 20 лет.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.