Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 8 (1004), 5.03.2010
УХОДЯЩЕМУ - ПОКЛОН, ОСТАЮЩЕМУСЯ - БРАТСТВО
Великая актриса... Гениальная певица...
Для давних поклонников Елены Камбуровой подобные
характеристики не в новинку и удивления не вызывают. Те
же, кто с ее творчеством не знаком, тоже вряд ли станут
возражать, ибо кого только сегодня не именуют "гением"?!
(Самый близкий пример - Константин Меладзе, которого
нынешняя поп-тусовка дружно величает "гениальным
композитором". Правда, возникает вопрос: кто же, в таком
случае, Дунаевский с Тухмановым?!). Но Камбурова - из ряда
тех мастеров, применительно к которым оправданы самые
высокие слова...
Для справки. Елена Камбурова - из того поколения,
которое пришло на советскую эстраду в 1960 гг. Но
принадлежность ее к эстрадному цеху сугубо формальная.
Более того, на советской эстраде она всегда была "как
беззаконная комета в кругу расчисленных светил". Потому
что никогда не пела "попсу".
Репертуар Камбуровой - уникален. Берусь
утверждать: по уровню текстов и разноплановости репертуара
стихов такой певицы нет во всем мире. Она поёт баллады и
монологи на стихи Пушкина, Маяковского, Цветаевой,
Мандельштама, Гумилева, песни Вертинского, Окуджавы, Кима,
Высоцкого, ее голосом озвучены десятки фильмов (из
наиболее известных - "Раба любви", "Гардемарины, вперёд!",
"Дульсинея Тобосская", "Приключения Электроника"). И даже
тем, кто понятия не имеет о Камбуровой, ее голос знаком,
как говорится, с пеленок: ведь именно она записала
заставки к "Спокойной ночи, малыши" ("Спят усталые
игрушки...") и "Ералашу" ("Мальчишки и девчонки, а также
их родители...."). По стилю Камбурова близка к французским
шансонье, чьи песни она исполняет "на уровне оригинала".
Впрочем, ее надо хотя бы слышать, а лучше всего -
увидеть... Желающие могут сделать это на сайте "Красная
книга российской эстрады" - Видео".
В принципе, недавний концерт в зале филармонии
(отдельное спасибо ее директору Галине Зицер за то, что
Камбурова в Одессе - нередкий гастролер) ничего нового в
нашем знании об актрисе и любви к ней не прибавил, ничего
старого не убавил. Камбурова, как всегда, пела-играла
виртуозно и темпераментно, и если чему-то и можно
поразиться, то разве что ее не иссякающей с возрастом
энергетике. Особенно, когда знаешь год рождения актрисы -
1940-й! (Для тех, кто упрекнет меня, что, дескать, о
возрасте женщины, тем более, актрисы, говорить не
пристало, скажу в оправдание, что эта дата указана в
нескольких энциклопедиях и справочниках). Маленькой
сенсацией стало разве что исполнение ею песни Градского "В
полях под снегом и дождем" да обилие Высоцкого.
Но я взялся за этот текст вовсе не для рецензии
(адекватно отобразить словами впечатление от ТАКОГО
концерта может разве что Лев Аннинский, да и тот вряд ли
возьмется), меня в тот вечер поразило другое.
У Камбуровой изначально был свой слушатель.
Немногочисленный по сравнению с поклонниками, скажем,
Пугачевой или Гребенщикова, но вполне достаточный для
того, чтобы в той же Одессе в 1980-х она могла давать
несколько аншлаговых концертов. По моему убеждению, те,
кто заполнял залы на этих концертах, как раз и
презентовали НАСТОЯЩУЮ Одессу. Не ту легенду, которую
гениально выдумал Бабель, и которая с разной степенью
таланта до сих пор эксплуатируется "деятелями культуры и
искусства", а город, в котором жили и живут люди
интеллигентные, думающие и рефлексирующие. Если говорить
конкретнее, то основу публики составляла "служивая
интеллигенция" (инженеры, педагоги) - советский аналог
"среднего класса".
Образно говоря, на встречу с Камбуровой приходила не
Одесса Мишки Япончика и Рабиновича - героя анекдотов, а
Одесса, которая дала миру Гамова и Ойстраха...
Верные поклонники певицы и сейчас при ней (зал
филармонии был практически полон), но именно в этот раз,
как никогда прежде, я ощутил, что такое "уходящая натура"
Одессы. Они приходили, отряхиваясь от дождевых капель, в
большинстве своем пожилые и очень пожилые, небогато
одетые, те, для кого в нынешних условиях поход на концерт -
редкое событие... Поневоле вспомнилась фраза из старой
пьесы Арбузова: "Что с тобой стало, гордое поколение
Политехнического?!"
А что стало? Время. Годы. Разлом эпох. Крушение
иллюзий. "Камбуровская" публика в значительной своей части
"слиняла" еще 20 лет назад; когда начало разрушаться
производство, а с ним исчез и наш "средний класс". В
Одессе это особенно было ощутимо в начале 1990-х, когда
буквально за два-три года резко обновился состав
завсегдатаев театральных премьер. Я не собираюсь давать
оценки - "хуже" или "лучше", просто публика стала
"другой", как во многом другим стал и весь наш город. Лишь
в очень редких случаях (один из которых - как раз концерты
Камбуровой) можно увидеть, что ТА Одесса еще не вся
переселилась на Брайтон или туда, откуда вообще не
возвращаются.
Хотя процесс этот, увы, неостановим, и некоторых из
старых поклонников певицы, не пропускавших ее выступлений,
я на этот раз так и не увидел. Но хорошо, что есть
Камбурова, и мы можем (хоть изредка) перекликаться ее
именем. Печально только, что на концерте почти не видно
было молодых лиц...