Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 08 (855)
02.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Женский клуб
Актуальная проблема
Женщины
Компетентный собеседник
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 08 (855), 02.03.2007

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ЗОЯ СУББОТИНА

Несколько лет тому назад в средствах массовой информации Нью-Йорка появилось новое имя. Впрочем, и лицо, и голос.

Лично я Зою Субботину впервые увидела на телеэкране одного из русских телеканалов Америки. Спустя время, услышав ее по радио, сразу узнала по неподражаемым, особенным, каким-то веселым интонациям. Такой жизнерадостный, чистый голос – большая ценность на радио, подумала я, ведь он запоминается сразу и создает настроение на день вперед.

С некоторых пор Зоин голос звучит в эфире радио "Дэвидзон", где она ведет и развлекательные программы, и выпуски новостей. И что интересно – даже самые малоприятные из них в ее подаче кажутся не такими уж безнадежными. Зоя Субботина словно убеждает нас: "Да, жизнь не всегда преподносит одни лишь приятные сюрпризы, но все-таки она прекрасна".

— Зоя, надеюсь, ты со мною согласишься, что радиоведущий – самая загадочная фигура в СМИ. Его не видят, его домысливают, представляя каждый по-своему. А уж знают о нем и того меньше. Расскажи, откуда ты, из каких весей приехала в Америку?

— Ты удивишься, но я не знаю, как ответить на этот вопрос точно. Скорее всего, наверное, из Санкт-Петербурга. Почему – скорее всего? Потому что практически все, кто со мной знакомится, абсолютно уверены, что я именно оттуда. И ни один человек еще не определил точно место моего рождения. Однако, несмотря на то, что я очень люблю этот город, на самом деле я из Одессы. Там родилась, выросла и жила до самого отъезда, который случился пять лет тому назад.

— Почему, как ты думаешь, у москвичей, питерцев есть некоторое предубеждение по отношению к Одессе и одесситам?

— Я думала над этим и поняла, почему. Прежде всего потому, что существует в природе тот самый, неповторимый одесский акцент, который, если ты живешь в этом городе, для тебя не более чем очаровательный местный колорит. И ухо одессита всегда отличит настоящий "одесский язык" от подделки. А здесь, к сожалению, люди, воспринимающие Одессу лишь со стороны Привоза, то есть базара, воспринимают этот язык как прямое нарушение норм русского языка, отсутствие культуры. Вот здесь и кроются истоки этого несправедливого отношения к моему городу. Но ведь я не исключение. В моем кругу в Одессе все точно так же говорили по-русски, то есть правильно.

— Скучаешь по Одессе?

— Очень скучаю. К сожалению, там практически не осталось родственников; мы, как говорят у нас в Одессе, уезжая, "тушили свет" в аэропорту; но остались друзья, коллеги, и остался мой прекрасный город как физическая субстанция, по которому я тоскую. Скучаю по морю, по его запаху, никак не могу привыкнуть к океану и не могу в нем купаться. И, конечно, как все южные люди, скучаю по тамошним фруктам и овощам.

— И чем же ты занималась в этом славном городе Одессе? На чем оттачивала дикцию?

— Наверное, все началось с семьи, где со мной изначально разговаривали, как со взрослым человеком. Такая же дикция у папы и у мамы, хотя мама – инженер, а папа – профессиональный музыкант. Мне очень много читали вслух, а потом и я очень много читала вслух. А потом я попала в знаменитый экспериментальный театральный класс, каких было всего четыре на весь Советский Союз: в Москве, Ленинграде, Риге и в Одессе. Театральные дисциплины у нас были вместо производственной практики. Мы вели очень интересную жизнь, смотрели все спектакли, сами ставили.

— В этот класс наверняка был какой-то творческий конкурс?

— Да, конечно. Нужно было сдавать экзамены, и никто, кстати, не верил, что меня примут, ведь там, чего скрывать, прежде всего, работали связи и деньги. Не блатных, вроде меня, были единицы, но, тем не менее, я поступила. Из нашего класса вышли несколько известных актеров, например, Ира Апексимова. Но она в школе ничем особенным не выделялась...

— Почему же после школы ты не поступала в театральный институт?

— Знаешь, меня отговорили родители, которым я сейчас очень благодарна. Затея была на самом деле достаточно безнадежная, и они не хотели, чтобы я съездила и разочаровалась. Сейчас я рада, что не стала актрисой, потому что в силу определенных личностных качеств я не могла бы ею быть. Хотя мои отношения с театром продолжались, долгие годы я посещала разные театральные студии, где мне говорили, что способности у меня есть. Но...

— Надеюсь, ты все же пошла по гуманитарной линии?

— Конечно, закончила я филологический факультет, поскольку с таблицей умножения явно не дружила. И мне было очень интересно учиться. Хотела поступать в аспирантуру, но тут уже вмешалась "пятая графа". Диплом я защищала по "Горю от ума", и мама моя говорила, что это очень символично. Одно время я мечтала о преподавании, но волею судьбы попала туда, куда, наверное, и суждено было мне попасть. В журналистику, а, точнее, в газету, которая тогда только открылась. Это было начало 90-х, приток свежего воздуха, свобода слова. Я пришла в отдел, где работали шесть мужиков. Стоял сигаретный дым, писались статьи на уголовные темы, но, к сожалению, никто мною не занимался и работать не учил. На следующий же день меня послали брать интервью у архитектора области, но никто не объяснил, как это делается. Так продолжалось до тех пор, пока не открылся отдел новостей, куда я пришла третьей по счету, и где мне все наконец-то объяснили.

— Твоя любовь к новостям началась с тех пор?

— Совершенно верно. Одесская часть моего новостного опыта была чрезвычайно увлекательной, поскольку параллельно появилось еще и телевидение, а потом и радио с выпусками новостей. Время было интересное, шла политическая борьба. В Одессе появилась первая коммерческая радиостанция "Глас", куда меня взяли на работу. И даже не прослушивали, а отправили сразу в эфир. Многому пришлось учиться, в том числе и работе звукорежиссера. Работать приходилось с раннего утра до позднего вечера. Еще я какое-то время вела первую в городе еврейскую программу на Одесском телевидении. И мужчины, которые меня окружали, всегда задавали один вопрос: "Как муж все это терпит?"

— Интересно, как?

— Поначалу мой муж терпел совмещение нескольких работ. Но в один прекрасный день сказал: "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок" и ...пришлось выбирать, хотя далось это и нелегко. Сразу скажу, что выбрала я радио.

— Что ты можешь сказать о своих коллегах?

— У нас был великолепный журналистский коллектив, чего почти не бывает в жизни. Не было зависти, подлости. А были люди, которые учили, терпеливо относились к промахам. Мы вместе росли и выросли от одного бутерброда, который делили поровну до целого здания, оснащенного по последнему слову техники.

— Как при такой занятости и увлеченности работой ты все-таки решилась на столь ответственный шаг, как материнство?

— Я этого очень хотела. И родились мои двойняшки – мальчик и девочка. Артем и Саша. Сейчас им по семь лет.

— Непросто, наверное, пришлось...

— Да уж. Нагрузка двойная была. И все это, конечно, выбило меня из работы абсолютно и окунуло в такой беспросветный быт... Кормила детей я девять месяцев, а вышла на работу, когда им было пять. А когда исполнилось два года, мы переехали в Америку. И еще два года, уже здесь, я оставалась дома, с детьми.

— Ты серьезный человек, Зоя. Вот и материнство у тебя абсолютно осознанное...

— Абсолютно осознанное. Я не ленюсь подвинуть все свои дела, чтобы провести время с детьми. Не ленюсь каждые выходные, повесив на спину рюкзак с едой и термосом, поехать с ними по музеям. Но, несмотря на всю радость общения с детьми, мне всегда не хватает работы.

— Она в Америке началась с телевидения RTVI?

— Нет, с радио. С одной маленькой нью-джерсийской станции, которая просуществовала совсем недолго. Вообще, знаешь, почти всегда меня в жизни ведет случай, который находит меня сам.

— Но ведь случайностей не бывает. Чтобы случай тебя нашел, по моему глубокому убеждению, ты должен быть готов к этому.

— Таких готовых, думаю, очень много. Хотя, наверное, я неплохо делаю свое дело и точно занимаю свое место. Хотя в работе я, кстати, иду параллельными линиями. Наряду с новостями, я ведь еще и диджей. Но любовью сердца по-прежнему остаются новости. Меня этому учили, и я это умею. У меня достаточно высокая планка, поэтому, может быть, я себя иногда недооцениваю. Но за работу свою отвечаю абсолютно.

"Метро"

Фото Михаила ФИШБЕЙНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.