Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 04 (1348), 10.02.2017
ПОРТЫ - ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ
Полноправное вхождение Украины в "семью европейских народов" заявлено стратегической целью развития нашего государства. Но на пути этого движения - масса препятствий.
И одно из основных - коррупция, давно и, увы, небезуспешно разъедающая самые основы украинского государства. На это в очередной раз обратили внимание участники Всемирного экономического форума в Давосе, которые обсуждали ситуацию в Украине.
- Самое главное сейчас - это реальная борьба с коррупцией, - заявил партнер Argentem Creek Партнерс Джон Паттон. - Мы уже инвестируем в Украину, но все-таки каждый день убеждаемся, что коррупция есть. Если ты сидишь в Лондоне или в Нью-Йорке и слышишь об этом, тогда ты не готов вложить больше денег в страну. Война не задевает всей территории Украины, а коррупция касается всей страны.
- Если в Украине поговорить с бизнесменами, то риском номер один остается коррупция,- подтверждает президент Американской торговой палаты Энди Гундер. - Если власть хочет получить инвестиции, то вопрос коррупции просто не должен стоять во время переговоров с инвесторами.
На словах все украинские правительства боролись с нею, но громкие фразы не сопровождались реальными действиями. Соглашение об ассоциации Украины и ЕС заставило украинские власти приступить к реальным шагам в направлении искоренения коррупции в разных сферах. И прежде всего - в сфере экономики.
Экономика одесского региона во многом зависит от морской отрасли. Тут начала действовать комплексная программа борьбы с коррупцией, в которой активно используется европейский опыт. В этой статье мы расскажем, как проходит этот процесс в двух самых крупных портах Украины.
МИНУС "БЮРОКРАТИЗАЦИЯ" ВСЕЙ ОТРАСЛИ
Первым шагом в борьбе с коррупцией в портовой отрасли стало введение электронного документооборота по примеру европейских стран. К сожалению, чрезмерная бюрократизация сводит на нет все усилия портовиков-производственников, делает украинские порты неконкурентоспособными по сравнению с европейскими. Из-за чересчур долгого - по европейским меркам - оформления документов суда в наших портах простаивают лишнее время, и международным транспортным компаниям попросту невыгодно везти грузы через них. Для примера: один только час простоя судна "MSC CARINA" в порту "Южный" обходился в тысячу долларов. Но после введения принципа "свободной практики", который используется после выхода Постановления Кабинета Министров о дерегуляции в украинских портах, контрольные процедуры на границе для судов занимают минимум времени. Что приближается к практике ведущих мировых портов.
Традиционно под свободной практикой понимают разрешение портовых властей на свободное сообщение судна с берегом и производство коммерческих операций. Практически это означает заход судна иностранного плавания в порт и начало грузовых операций без участия комиссии на борту судна по решению органов власти, уполномоченных осуществлять соответствующий контроль. Впервые в Украине этот принцип был апробирован в порту "Южный". Он сработал быстро, показав, насколько эффективны упрощение процедур и экономия времени нахождения судна в порту.
"СВОБОДНАЯ ПРАКТИКА" - НА ПРАКТИКЕ
Чтобы лучше понять, как действует принцип "свободной практики", мы отправились в порт "Южный".
В диспетчерской порта на рабочей панели расположены несколько окон мониторов. Работают спутниковая система отслеживания судов, камеры видеонаблюдения за акваторией порта, с помощью которых можно видеть, как проходят швартовые операции. На экране выведен список судозаходов с обязательным указанием времени ориентировочного подхода.
- Окно информационной системы портового сообщества демонстрирует практическую реализацию Постановления Кабмина, - поясняет главный диспетчер порта "Южный" Александр Ковалюк. - За 24 часа до подхода судна в порт агент вносит документы в систему для рассмотрения их контролирующими органами. Время подачи тоже фиксируется. Не позднее, чем за два часа до подхода судна контролирующий орган должен вынести решение, которое высвечивается в виде значков определенного цвета. Желтый - говорит о том, что служба будет проводить проверку на борту. И обязательно должна быть указана причина вынесения такого решения, чтобы можно было мониторить ситуацию. Синий значок - документ отправляется на доработку с указанием, какую информацию должен предоставить агент. Зеленый - судну предоставлена "свободная практика". То есть контроль на судне проводить не нужно. Следовательно, искоренена коррупция, связанная с оформлением и контролем судов.
С упрощением контроля судов на границе экономятся время и деньги. В 2016 году портовый бизнес сэкономил более 9 млрд гривен. Среди дерегуляционных мер в портах решен вопрос с ручной радиологией, которая также была источником коррупции. Проверка осуществляется с использованием стационарных систем. Кроме того, отменена экологическая декларация на импортные грузы. Упрощение коснулось и процедуры выезда грузов из порта. Экспедитор может заблаговременно подать заявку в электронном виде, приложив все документы на получение грузов. И это есть четкий факт фиксации обращения в контролирующие органы. А прежде экспедитор приходил к сотруднику таможни, подавал документы, и, если ему отказывали в приеме, он не мог доказать, что предоставлял документы. Сейчас все это легко проследить, что позволяет четко формировать очередь по подаче заявок.
Внедрение информационной системы портового сообщества (ИСПС) позволило избавиться от бумажной волокиты и "хождения по кругам" инстанций. Раньше агент готовил 100 экземпляров бумажных документов на приход судна, ездил и развозил их по шести контролирующим службам. Потом собирал ответы от этих служб. А после прихода судна вез участников комиссии на судно и развозил обратно. В общей сложности, ему предстояло совершить как минимум четыре "похода" по всем службам. Сейчас в электронном виде из офиса агент подает один комплект документов. И получает уведомление, что в такое-то время пограничная служба придет проверять документы у моряков пришвартованного судна.
Система ИСПС пока работает только в трех портах - Одесском морском торговом, "Южном" и в Черноморске. В ближайшем времени она распространится на все порты Украины.
ОДЕССКИЙ ПОРТ: БОРЬБА ИДЕТ
В государственном стивидорном предприятии "Одесский морской торговый порт" действует программа по борьбе с коррупцией. Ее инициировал директор предприятия Игорь Ткачук сразу после своего назначения на эту должность.
В беседе с нами он рассказал об основных составляющих этой программы и о том, как она реализуется на практике.
- Мы разработали программу таким образом, чтобы люди понимали: как определять коррупцию, в каких направлениях, закупках топлива, неучтенных работах судостроительного завода, - отметил Игорь Ткачук. - То есть мы должны определить действия, которыми будем бороться с коррупцией, соответствующие мероприятия, систему контроля и отчетности, ответственных.
Действуя по принятой программе антикоррупционных мероприятий, мы ставим задачу снизить уровень коррупции до нуля. И это работа не одного руководителя, а всех сотрудников предприятия. Начинаем с того, что доводим до работников четкий и ясный тезис: нельзя воровать. Украл сегодня на 200 гривен, завтра лишился рабочего места, попал в неприятную ситуацию с уголовным преследованием. Последствия - потерял социальную составляющую стажа работы. Давайте мы вместе организуемся, говорю нашим сотрудникам, будем лучше работать. А я, как руководитель, готов за лучшую работу платить большую зарплату. Вот это и есть первая стадия борьбы с коррупцией - введение социального стандарта в жизнь работников предприятия. Каждый человек, который работает в порту, зарабатывает деньги. Кто больше, кто меньше, в зависимости от должности и эффективности работы. Если человек не просто хорошо выполняет свои обязанности, но при этом находит возможности для экономии ресурсов, времени, делает для этого все от него зависящее, с уважением относится к общему достоянию, материальным средствам, тогда получается общая экономия затрат на производство, снижается себестоимость. За счет экономии у нас появляется возможность повысить заработную плату. Мы это сделали с самого начала. Я проанализировал, какие доходы, вакансии, премии выписаны, были сделаны расчеты, и мы смогли поднять уровень заработной платы в целом по предприятию на 40 %.
Кроме того, мы проанализировали расчеты по бухгалтерии. Предприятие большое, практически тысячу человек. Все получают зарплату на карточку. Предприятие платит за обслуживание этих карточек. В год уходят большие суммы, чтобы начислить и выдать людям деньги. Хотя по всей Украине предприятия уже не платят банкам за обслуживание. Скорее всего, это была чья-то халатность и нежелание вносить коррективы и изменения в сложившуюся ситуацию. Наши специалисты поработали, внесли нужные изменения, подписали новые договоры с банком. Так удалось сэкономить более полмиллиона гривен в год.
Далее мы навели порядок со счетами в банках. Там деньги предприятия лежали на долларовых счетах по 3 % годовых, хотя можно положить эти деньги под 14-16 %. Нами были проведены переговоры. Мы заработали на конвертации в гривну, обмене и положили под высокий процент. Этот "заработок" составил 25 млн гривен. Если бы это было сделано в начале года, то получили бы все 40 млн гривен. Вот, в частности, резервы повышения уровня заработной платы. Мы смогли выдать премию всем сотрудникам предприятия в рамках коллективного договора. Оказали материальную помощь на выплату коммунальных услуг. Был проведен ряд мероприятий с банками по обслуживанию финансов, чтобы увеличить доходную часть предприятия.
Мы разработали новую структуру, поменяли вертикаль производственную и коммерческую, создали тендерные отделы. В том числе обновили структуру по обеспечению безопасности предприятия. Заместитель руководителя отдела отвечает за ведение борьбы по противодействию коррупции. Сегодня модно бороться с коррупцией, но надо вести эту борьбу не на бумаге, а на деле. Поэтому была создана такая вертикаль, утвержденная министерством. Теперь пересмотрим все договоры аренды с компаниями, с которыми мы работаем, проведем инвентаризацию земли, всей недвижимости, которая передана в аренду. Я могу сказать, что во многих договорах плата за аренду просто смешная. Курс доллара растет, налицо инфляция, а изменения в договоры не вносятся. Что это как не признак коррупционных действий?!
Ряд вопросов связан с закупками. Есть ProZorro - электронная система публичных закупок, созданная для борьбы с коррупцией. Но на предприятиях бытует такое явление, когда прописывают тендерные условия под определенных поставщиков. Нам надо сделать так, чтобы тендерные условия на закупки прописывались максимально честно, прозрачно и чтобы в конкурсе могло принимать участие максимальное количество структур. Должны быть гарантии для тех, кто будет поставлять продукцию, оказывать услуги.
Задач перед нами еще стоит много. Важно набрать специалистов с опытом работы в правоохранительных органах, с юридическим образованием, которые могут хорошо разбираться в коррупционных схемах.
Борьба с коррупцией - это также инвентаризация всех земель в порту. На сегодняшний день мы видим недополучение денежных средств из этого источника.
Это также инвентаризация всех помещений, сданных в аренду. Это также инвентаризация всех договоров аренды кранов и других конструкций, что должно отражаться в программе борьбы с коррупцией. Почему одни и те же краны сдаются в аренду по разной цене, причем разница порою в десятикратном размере?! Даже если заключили договор 10 лет назад, значит, надо его изменить. Если на предприятии "не замечают" подобных вещей, значит, тут тоже имеется коррупционная составляющая.
В Одесском порту - коллектив хороший, люди замечательные. Это можно судить по конкретным действиям и по работе предприятия. Оценивать очень легко. Предприятие прибыльное, стабильно работает. И люди дорожат своим рабочим местом. То, что кто-то хорошо или плохо работает, такое есть везде. Наша задача, моя как руководителя, сделать все возможное, чтобы убрать тех, кто халатно относится к своей работе. Лоботрясов и бездельников на предприятии быть не должно. А тех, кто работает, способен развиваться, меняться, совершенствоваться, мы будем стимулировать.
Еще одна программа, которая реализуется в порту, - энергосбережение, чтобы мы контролировали все свое потребление энергии. Это те деньги, которые мы можем экономить и пускать на наше развитие.
Самое главное в развитии Одесского порта - это люди, которые здесь работают, живут портом. Мы стремимся к улучшению условий работы для стивидорных компаний, грузополучателей и отправителей, которые являются соучастниками процесса в порту. Нужно облегчить им работу с документами, разрешениями, которые нужно получить от государства. То есть, развивать порт, чтобы приходили инвесторы, обрабатывали большее количество грузов. И люди получали достойные зарплаты.
Наш приоритет - улучшение экономической ситуации на предприятии, чтобы люди получали зарплату не ниже наших европейских коллег в акватории Черного моря - в портах Румынии, Болгарии, Грузии. И это реально сделать с этими людьми, компаниями, которые здесь работают. Но надо навести порядок. И идти навстречу стивидорам и тем компаниям, которые тут работают много лет, инвестируют миллионы долларов в развитие своей структуры и порта. Нужно сделать так, чтобы честность и законность государственно-частного партнерства была гарантирована, неприкасаема. Чтобы все инвесторы или партнеры честно платили налоги, и заработную плату не в конвертах наличкой, а по Закону. Поэтому моя задача - сделать этот процесс прозрачным и дать людям возможность честно работать.
Не преодолев коррупцию, мы этих задач не решим. Вот почему первым делом была инициирована программа борьбы с коррупцией, и ее выполнению мы в порту уделяем самое серьезное внимание.
Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.
Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid) Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.