Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 04 (800)
03.02.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Выборы-2006
Образование
Досуг
Проба пера
Закон и общество
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 04 (800), 03.02.2006

ЗАБЕГ С ИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Январские холода никак не охладили предвыборный пыл той части населения, которая записала себя в политики. Все без исключения средства массовой информации еще с осени наводнила так называемая "политическая реклама". Само это словосочетание, хотя и ставшее привычным, наталкивает на грустные размышления.

В те романтические времена, когда партии только зарождались (имеются в виду Европа и дореволюционная Россия), политики четко обозначали свои программы и пристрастия, пытались предложить свои варианты решений социальных и экономических проблем. Естественно, увлеченные каждый своей идеей, они пытались доказать, что именно их теория более продуктивна и жизнеспособна. Они вели агитацию и пропаганду этих идей среди единомышленников и широких масс. Организовывали кружки, писали статьи и книги, выступали на митингах. И не стеснялись свою бурную деятельность называть агитацией и пропагандой. Кстати, и растоптанный по всем статьям своими бывшими гражданами Советский Союз также откровенно пропагандировал свою деятельность.

В современной Украине стало модно именно рекламировать. Но что? Отнюдь не идеи и политические направления. У нас рекламируют по сути бренды – то есть названия партий, блоков и отдельных их лидеров. Выходит как со жвачкой или пивом: чем чаще попадется вам на глаза тот или иной пивной или жвачечный бренд, тем больше вероятности, что именно этот продукт вы и приобретете в ближайшем супермаркете. Ведь на самом деле мало кто поймет разницу в потребительских свойствах десятков сортов пива, колбас, конфет, печенья и прочей снеди.

Точно так же никто не определит политического различия десятков фигурантов украинской политики. Сами цифры нашего звездно-политического неба поражают. В Минюсте зарегистрированы 127 (!) партий, Центризбирком уже принял заявки на участие в соревновании под названием "выборы в Верховную Раду-2006" от полусотни партий, блоков и объединений. Даже изощренные политологи не назовут вам такого количества реально разнообразных политических идей. Тогда возникает законный вопрос: что же представляют эти силы?

Зачастую вместо конкретного обозначения своего политокраса партии и блоки производят просто подмену понятий. Ну, скажем, та же Партия регионов вызывает вопрос: каких именно регионов эта партия (угольно-металлургическо-олигархических?) и в чем суть ее идеологии. Или та же ныне руководящая "Наша Украина", говорящая со всеми исключительно титульномовно, но присваивающая себе право на представление интересов всего электората. Или, скажем, Блок Тимошенко. Ну, ясно, азартная женщина снова рвется на вершину власти. Но в чем смысл ее политики, если не считать того, что успела продемонстрировать пламенная революционерка в минувшем году?

Если только почитать перечень названий партий, зарегистрированных у нас в стране, можно повеселить публику напыщенным пафосом и туманностью содержания. Приведем для примера небольшой списочек: "Совесть Украины", "Справедливая Украина", "Информационная Украина", "Украина Соборная", "Наша партия", "Могучая Украина", "Партия здоровья", "Европейская столица", "Партия за военных", "Общественный контроль", "Прагматичный выбор", "Солидарность женщин Украины", "Вперед, Украина!", "Держава", "Союз", "Женщины Украины", "Свобода"...

Всю эту компанию любителей политики перечислять долго. Заметим только, что в первые годы независимости появились партии, которые более конкретно даже в самом названии отображали свою идеологию. Нам могут нравиться или не нравиться идеи социалистов или демократов, либералов или "зеленых", националистов или социал-демократов, коммунистов или консерваторов. Но мы, по крайней мере, хоть приблизительно понимаем, в какую сторону дует ветер из этих нагнетателей воздуха. Но когда с десяток партий бравирует тем, что их основная идея – союз с Россией, а другой десяток лепит из той же России образ врага, разве это можно назвать вменяемой политикой?

А можно ли считать полноценными участниками политического процесса партии, в которых миллионные массы электората не знают ни одной персоны, включая их вождей и основателей? А между тем, эти политсилы рвутся в парламент, блокируются с другими, себе подобными, и уверяют нас, что именно наши с вами интересы защищают и будут защищать.

К счастью, большинство этого товара почти не доходит до прилавка. То бишь даже в информпространстве места им нет. Оно и понятно. Корпорации "Кока-кола" куда проще прорекламировать себя на каждом заборе, чем расклеить тысчонку плакатов производителю самопального кваса, разливаемого на пару с соседом в наспех переделанном под мини-цех сарае.

Нас бомбардируют политической рекламой именно те партии и блоки, в рядах и за спинами которых сконцентрированы солидные средства. Сегодня они владеют в Украине многим. Многие из них хотят владеть всем. По сути это те же корпорации, отвоевывающие у конкурентов целые сегменты рынка. Олигархи вкладывают деньги в политическую рекламу с одной целью: привести к власти своих людей и с их помощью вернуть потраченное и заработать в разы больше. Вот, собственно, и вся сегодняшняя политика. Идеями тут и не пахло. Хотя и на этом диком поле все еще пробиваются идейные стебли. Правда, они-то все больше с радикальным окрасом.

Вернемся в нашу лавку. То бишь к предстоящим выборам в Верховную Раду исключительно по партийным спискам. Цинично утверждать, что электорат найдет там собственных представителей. Допустим, из пестрого списка претендентов вы все же отыщете то, что по душе. Но ваши романтические единомышленники дальше митингов не продвинутся. Примерный списочек из 5-8 политгруппок, которые окажутся в новой Раде, мусолят сейчас все комментаторы. Мы тоже представляем, что это будет за коллективчик. Конечно, вы можете не слушать их выступлений в зале парламента. Вы можете их всех скопом откровенно недолюбливать. Вам могут категорически не нравиться законы и решения, которые они примут, могут быть противны должностные лица, которых сей парламент утвердит. Но вы никак не сможете избежать последствий их решений для себя и своих близких.

Представьте, что вы стоите в продуктовом магазине с ломящимися от товара полками, но на них только килька в томате, вчерашний хлеб и пресное печенье. Этого много, а выбора нет.

26 марта нас ждет что-то похожее на такой вот поход в магазин. Впрочем, может быть, что-то из предложенного придется вам по вкусу...

И не забывайте, что, поддавшись рекламе, мы чаще всего остаемся во мнении, что сделали свой выбор сами.

Аркадий РЫБАК.

Рисунок В. СИМИНОГИ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.