Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 2 (947)
23.01.2009
НОВОСТИ
Культура
Юбилей
Проблема
Обратная связь
16-я полоса
Криминал
Футбол
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 2 (947), 23.01.2009

ПОКА НЕ ГРЯНУЛ (ПО)ГРОМ

15 января на сайте "Ревизор" появилась заметка под выразительным заголовком: "Газета "Свободная Одесса" обвиняется в разжигании межнациональной розни". Приводим фрагменты из этой статьи.

"Одесский фельетонист Алексей Казатинский в своей статье, целиком посвященной уничтожительной критике одесского финансиста Андрея Азарова, недвусмысленно призывает к еврейским погромам.

А. Казатинский: "В средневековой Украине деньги под проценты давали лишь люди определенного вероисповедания, ни у кого не возникало мысли о том, что этим может заниматься православный человек. Еврейские погромы, которыми сопровождались народные восстания, были направлены не против самих евреев, а против ростовщического капитала. Каждый такой погром приводил к финансовой амнистии - все долги отменялись вместе с долговыми расписками, а иногда и с самим "банкиром". Такой общественный механизм решал любые финансовые кризисы..."

"Ревизор" обратился за комментариями к пресс-секретарю одесской еврейской общины Берлу Капулкину.

Б. Капулкин: "Заявления и выводы молодого человека абсолютно неправильны. Долг платежом красен - это не еврейская, а славянская народная мудрость. Молодой человек призывает к грабежу и бандитским методам решения проблем. Такие заявления вредны и такие заявления опасны.

Как реагировать на подобные статьи, особенно в условиях финансового кризиса, предстоит решить одесской общественности".

На следующий день тот же сайт поместил такую информацию:

"Депутат Одесского городского совета и активный представитель еврейской общины Борис Пеколок отказался комментировать данную публикацию Алексея Казатинского, не желая вступать в какую-либо дискуссию с автором статьи "Анафема ростовщикам".

Б. Пеколок: "Я не хочу комментировать это заявление. Комментировать это заявление - значит вступить в диалог с автором. Мне бы не хотелось".

Другой же депутат Одесского городского совета Михаил Шмушкович, также высказался по данному поводу.

М. Шмушкович: "Мне абсолютно всё равно, что обо мне пишет газета (даже когда коверкает мою фамилию), которая никогда не согласна с мнениями своих корреспондентов. Но в данном случае они перешли все разумные грани. Я готов подписать обращение в прокуратуру или направить его самостоятельно".

Но пока суд да дело, "одесская общественность" начала реагировать практически тут же - в интернете.

"kompra. Кошмар какой-то. "Свободная Одесса" наступила на собственные грабли";

"true. У "Свободной Одессы" же еврей - главный хозяин! Куда катится этот мир!"

Нашлись, впрочем, у Казатинского и защитники:"ЯЯЯЯ. Вы сначала всю статью прочитайте, а потом выводы делайте!... Не вижу в статье, посвященной истории ростовщичества, призывов, очередная "ревизорская" утка".

В самом деле, текст на сайте "Свободной Одессы" несколько отличается от приведенного "Ревизором". Там написано следующее: "В средневековой Украине ни у кого не возникало мысли о том, что ростовщичеством может заниматься православный человек. Погромы ростовщиков, которыми сопровождались народные восстания, были направлены исключительно против ростовщического капитала...".

Правда, как утверждает один из дискутантов под ником "Jony": "Свободная Одесса" испугалась и статью переписала, немного подправила. Если кому интересно - могу выложить оригинал, который там был вчера...".

Тем временем появилась еще одна новость.

"Приморский районный суд Одессы приговорил редактора печатного издания "Наше дело" Игоря Волина-Данилова к условному лишению свободы сроком на полтора года за разжигание национальной вражды.

В ходе судебного заседания Игорь Волин-Данилов признал себя виновным в совершении преступления, а также заявил, что отказывается от использования в дальнейшем печатного издания "Наше дело" в интересах любых политических сил, а также для распространения любых провокационных материалов.

В январе 2008 года прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело по фактам разжигания межнациональной розни и ксенофобии, которые усмотрела в публикации газеты "Наше дело" под названием "Лучшего из гоев убей", автор которой подписался псевдонимом Юлий Штрайхер. Статья вышла в свет весной 2007 года и вызвала широкий резонанс среди одесситов.

Как отметил пресс-секретарь еврейской общины Одессы, вывод, к которому приходил автор и к которому он подталкивал читателей, таков: "иудейская религия, с общечеловеческой точки зрения, преступна и аморальна, и следовать ей могут только законченные негодяи и преступники. Естественно, подобная публикация, разжигающая межнациональную рознь, вызвала возмущение и негодование еврейской общины".

По материалам Управления СБУ в Одесской области, прокуратурой 22 ноября 2007 года возбуждено уголовное дело. 15 января 2008 года автору статьи было предъявлено обвинение.

Основателем газеты "Наше дело" является региональный благотворительный фонд "Восток-Запад", руководит которым гражданин Украины Игорь Волин-Данилов, который и является главным редактором газеты. Газета зарегистрирована как региональная и распространяется только в пределах Одесской области.

Статья "Лучшего из гоев убей" опубликована в №  38 "Нашего дела". Согласно религиоведческому выводу специалистов Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий от 14.11.2007 года, данная публикация содержит ряд положений, которые "продуцируют негативное отношение к определенному этносу представителей других взглядов и верующих другой религии. Подобные ксенофобские материалы нарушают стабильность многонационального украинского общества, составляют значительную опасность для междунационального согласия в государстве и фактически провоцируют экстремистские действия. Таким образом, публикация "Лучшего из гоев убей" направлена на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или образа чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями".

Интернет отреагировал мгновенно:

"Jony. Надо этот прецедент использовать для осуждения Казатинского... за его статью "Анафема ростовщикам".

Вскоре отозвался и сам автор статьи.

"Наша публикация "Анафема ростовщикам" вызвала резонанс среди читателей. И не только среди ростовщиков. По поводу статьи высказались уже многие...

Так, пресс-секретарь еврейской общины Берл Капулкин назвал ее вредной и опасной, восприняв, почему-то как призыв к еврейским погромам (видимо, потому, что ростовщиками в средние века зачастую были евреи).

Ничего подобного в статье нет, и в этом можно убедиться, прочитав именно ее, а не растиражированные в интернете интерпретации ее содержания, сочиненные злопыхателями. В статье осуждается ростовщичество как явление, сказанное устами таких известных мыслителей разных эпох, как Аристотель, Фома Аквинский, святой Бернардин Сиенский, Антонин Флорентийский, Еразм Роттердамский и Мартин Лютер; поддается критике одесский ростовщик, председатель правления кредитного союза "Первое кредитное общество" Андрей Азаров, который является фигурантом нескольких уголовных дел, в т. ч. и по фактам хищения денег вкладчиков; приводится, как пример, печальный финал кредитных союзов "Украина", "Южная Пальмира" и "Афина". И нет ни слова о евреях...".

Действительно, в том тексте, который висит сейчас на сайте "Свободной Одессы", о евреях речи не идет. Однако давайте внимательно вчитаемся в пассаж, вызвавший столь бурную реакцию одесситов:

"В средневековой Украине ни у кого не возникало мысли о том, что ростовщичеством может заниматься православный человек. Погромы ростовщиков, которыми сопровождались народные восстания, были направлены исключительно против ростовщического капитала. Каждый такой погром приводил к финансовой амнистии - все долги отменялись вместе с долговыми расписками, а иногда и с самим "банкиром". Такой общественный механизм решал любые финансовые кризисы. Сегодня ростовщичество интернационально, но также презираемо в обществе, как и в древности. Так, может, обманутым вкладчикам кредитных союзов "Первое кредитное общество", "Украина", "Южная Пальмира" и "Афина" стоит перенять методику общения с ростовщиками у своих предков?"

Вопрос "на засыпку": какую "методику общения с ростовщиками" автор имеет в виду? Если исходить из текста, то ответ один - это погром. Я не знаю, кто такой г-н Казатинский, откуда он родом, каков его возраст, уровень образования и проч., но явно перед сочинением своего опуса он не потрудился заглянуть в словари. Ибо там понятие "погром" расшифровывается совершенно недвусмысленно.

"Шовинистическое выступление против какой-н. национальной или иной группы населения, сопровождающееся грабежом и убийствами" (Словарь Ожегова).

"... реакционно-шовинистическое выступление, массовое избиение толпой какой-нибудь группы населения, сопровождающееся убийствами, разорением и грабежом имущества. Еврейские погромы в царской России, в панской Польше, в боярской Румынии, в фашистской Германии. Армянские погромы в султанской Турции". (Словарь Ушакова).

"Это понятие возникло в России в конце XIX в., когда в еврейских кварталах некоторых городов устраивались П., сопровождавшиеся убийствами, насилием и грабежом (массовые избиения евреев в Европе известны с XI в.). Подобные П. происходили в Турции против армян (1915 г.), в Германии против евреев (1938-1945 гг.), в бывшем СССР против некоторых народов на Кавказе и в Средней Азии (1988-1989 гг.)... под П. понимается уничтожение или разрушение имущества, транспорта, средств связи, которые нередко сопровождаются насилием, издевательством над людьми, совершением убийств, изнасилованиями, разбойными нападениями, хищениями и т.п." (Большой юридический словарь).

"Массовый эмоциональный взрыв..., направлен против тех групп населения, которые рассматриваются погромщиками в качестве оборотней, носителей зла, агентов кривды, мирового зла, вредителей жизни, виновных в разрушении привычного порядка, в росте хаоса. П. может перейти в бунт, создает почву для терроризма. П. пытается упростить общество, преодолеть социокультурное противоречие на основе архаичных представлений". (Философский словарь).

Думается, этого вполне достаточно для того, чтобы понимать, насколько опасны любые подстрекательства к погрому. Даже если они имеют под собою самые что ни на есть "благородные основания". Тем более, нельзя этого делать в Одессе, где громили исключительно евреев, почему в восприятии горожан к самому этому понятию едва ли не автоматически прилагается - "еврейский". Так что негативная реакция еврейской общественности на текст г-на Казатинского вполне понятна.

Газета "Свободная Одесса", судя по ее публикациям, целиком и полностью стоит на стороне действующей в городе власти, активно "прессингуя" ее противников. Порою в этом своем рвении авторы переходят всякие границы приличия и здравого смысла. Текст А. Казатинского "Анафема ростовщикам" - яркая тому иллюстрация. Однако хотелось бы рекомендовать автору задуматься над следующей цитатой из " Философского словаря":"Погром всегда опасен для власти, даже в том случае, если погромщики полагают, что они ее защищают. Власть, поскольку она, в конечном итоге, встает на защиту порядка, тем самым превращается в объект Погрома, дает повод рассматривать себя как подкупленную оборотнями, как явно или скрыто стоящую на их стороне. Отсюда меньше шага до ее рассмотрения как власти антихриста, масонов, захребетников и т. д.".

Не знаю, знаком ли с подобными определениями погрома поэт Игорь Губерман, но суть этого явления он сформулировал замечательно верно:

Тонко и точно продумана этика
всякого крупного кровопролития:
чистые руки - у теоретика,
чистая совесть - у исполнителя.

И дай нам Господь, чтобы на смену "теоретикам" с "чистыми руками" не пришли "исполнители" с "чистой совестью".

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.