Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1562)
7.10.2021
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Тема
Книжная полка
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1562), 7.10.2021

И СНОВА — МУЗЫКА НОВАЯ

Приятно, когда продолжения любимого фестиваля не приходится ожидать целый год. Совершенно бесплатно можно было посетить в филармонии и Литературном музее концерты-постлюдии Двадцать седьмого Международного фестиваля современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки". В Золотом зале Литературного музея состоялось сольное выступление известной скрипачки, заслуженной артистки Украины Мирославы Которович. А в формате мастер-класса пани Мирослава рассказала об особенностях творческого стиля "украинского Паганини", выдающегося скрипача Богодара Которовича (1941–2009), своего отца, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Без памяти об истоках, предшественниках, новое искусство в принципе не возникает, и данный мастер-класс сопровождался особым интересом.


— Папа мой отличался тем, что он вообще ничего не писал, — призналась скрипачка. — Невозможно найти какие-то руководства по игре на скрипке его авторства, он просто жил, и свое творчество проживал очень ярко, эмоционально, будучи чрезвычайно харизматичным человеком. Я готовлюсь написать о нем монографию, и встречаюсь с его одноклассниками, друзьями, коллегами, композиторами, чьи произведения он исполнял, собираю их воспоминания, фотографии.

Однокашник Которовича, Олег Крыса, поехал в Москву и стал учеником Давида Ойстраха. А надо знать, что дружба между Которовичем и Крысой была такова, что Богодар настоял на том, чтобы его младшего брата назвали Олегом, ну а Олег уговорил родителей назвать своего братика Богданом.

— Когда на втором курсе Львовской консерватории папа сыграл Паганини, это было первое серьезное прослушивание на конкурс, к нему подошел в консерватории сам Юрий Исаевич Янкелевич: "Молодой человек, а не хотели бы вы учиться у меня?". На что папа ответил: "Хорошо, я подумаю". Юрий Исаевич ему такой ответ, конечно, простил, и папа с огромным счастьем оказался в его классе... В футляре скрипки у папы всегда находилась фотография его учителя, и это уважение, такой пиетет сохранялись до конца жизни. Когда папа приехал в Москву и поступил в класс Янкелевича, тот его посадил на открытые струны, упражнения, технические приемы и полностью поменял ему постановку рук. Но это не значит, что папа был плохо обучен. Благодаря тому, что папа воспринял школу Янкелевича в сознательном возрасте (это уже был второй курс консерватории, девятнадцать лет), он ее пропустил через мозг. Впоследствии сам Юрий Исаевич говорил: "Мою школу могут преподавать только Григорий Жислин и Богодар Которович". В классе Янкелевича был такой обязательный набор: все должны были играть этюды Крейцера, "Сицилиану" и "Ригодон" Крейслера, концерты Шпора и "Арию" Александрова, в конце учебы — концерт Эрнста. Делили смычок (это секретная информация!) не на три, а на пять частей, и прорабатывали каждую отметочку, каждый "пятачок", отвечавший за определенную часть руки. В этом была уникальность данной школы. И Янкелевича упрекали за то, что папа в его классе "потерял харизму". Но харизма "включилась" в аспирантуре... Что касается меня, то главный свой совет папа сформулировал так: "Мирося, не стремись сказать все истины в одном концерте", — вспоминает Мирослава.

Также в Литературном музее прозвучали нашумевшая на фестивале мини-моноопера "Требник трех" Людмилы Самодаевой и концертный сет одесского ансамбля Senza Sforzando под управлением Александра Перепелицы. Два вечера в зале филармонии тоже проходили с гостеприимно распахнутой перед зрителем дверью. Напомним, что в этом году музыкальный форум состоялся в июле вместо апреля, а в прошлом году проходит в конце августа, такую корректировку внесла пандемия — весна оказалась не самым благоприятным временем для массовых мероприятий. И вот организаторы подали заявку в Украинский культурный фонд, который и поддержал проект "Концерты-постлюдии" в рамках программы "Знаковые события". И снова ударила в гонг, объявляя начало концертов, арт-директор "2Д2Н", одесский композитор Кармелла Цепколенко, чьи произведения также вошли в программу.

Посвящение 30-й годовщине Независимости Украины закономерно сконцентрировало внимание на исполнении украинской музыки, а также обсуждению новых веяний в русле мировых тенденций в рамках научно-творческой конференции "Украинское современное музыкальное искусство за 30 лет Независимости Украины: итоги, достижения, перспективы".

Львовский пианист и композитор Александр Козаренко всегда участвует в концертах-прелюдиях, а на сей раз и в постлюдиях себя прекрасно проявил — вместе с одесским ансамблем Senza Sforzando исполнил свой Concerto Rutheno ("Русинский концерт"). Облаченный в праздничный русинский костюм, музыкант играл на препарированном, то есть, дополненном специальной накладкой на струны рояле — получилась полная иллюзия игры на цимбалах! Молодая киевская пианистка Алина Хряпко в венке из цветов исполнила пьесу Геннадия Сасько "Весенние краски".

Платья в фольклорном стиле (кое-где даже нашиты вязаные салфеточки, обычно украшающие сельские буфеты) из коллекции дизайнера Владимира Уманенко демонстрировали консерваторские девушки, а живое музыкальное сопровождение помогало им показывать текстильные чудеса со всех сторон.

Как всегда, порадовал студенческий хор Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой под управлением Галины Шпак и чистотой звучания, и чистотой эмоций.

Электроника? Ее было не так уж много, вот разве что "Энтропия: следы снов" киевского композитора Андрея Мерхеля для голоса, чтеца, камерного оркестра, дирижера, электроники и видео в наибольшей степени соответствовала модной мультимедийной тенденции. Как рассказала на конференции кандидат искусствоведения Татьяна Тучинская, новые измерения отечественной электроакустики уже приобрели такой масштаб, что возникла необходимость изучать и выделять электронную музыку как отдельную дисциплину. В такой музыке нет случайных нот, все скрупулезно выверено, каждый звон, каждый шорох. Так что не будем удивляться, если со временем фестивали электронной музыки объединят поклонников этого направления. А на одесских "Ночах" всегда найдется место и электронике, и старой доброй домре, и кларнету, и роялю, и, конечно, скрипке.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО: Мирослава Которович.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.