Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1318)
1.07.2016
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Детектив
Проблемы
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Память

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1318), 1.07.2016

ЛЮДИ ДЕРЖАТСЯ ПОМОЩЬЮ

Снаряд, попавший в дом, где жили Анна и Сергей с тремя маленькими детьми, заставил их отбросить колебания.

Собрав самое необходимое, с немалыми трудностями они добрались до Одессы. А тут начались проблемы: куда идти, где снять жилье, как жить дальше? Но уже на вокзале вынужденные переселенцы узнали, что проблемами таких, как они, занимаются в Одесском городском Центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Туда они и направились с нехитрым скарбом и детьми...


Перестройка на ходу

До того, как начался конфликт на востоке, Центр опекал преимущественно малоимущих, социально незащищенных людей и семьи. Перестраиваться на работу с вынужденными переселенцами (ВПЛ) пришлось буквально на ходу.

- Первым делом мы на железнодорожном вокзале открыли пункт приема переселенцев, где можно было получить самую первую помощь и консультации, - вспоминает начальник отдела социальной работы Центра Елена Азаркина, секретарь городского штаба по оказанию помощи ВПЛ. - Люди приезжали к нам растерянные, в ужасном психологическом состоянии. Многие просто не знали, как себя вести, куда податься: кушать нечего, денег нет. Человек приходил, садился, и мы видели его глаза, полные ужаса. Сердце сжималось, когда видишь маму, к которой детки с двух сторон прижимаются...

Но чувства чувствами, а действовать надо было с холодной головой и ясным расчетом. И сотрудники Центра скоординировали усилия. Они обратились к волонтерам общественных организаций, которые помогали в расселении беженцев, направляли вновь прибывших в центры выдачи гуманитарной помощи. Да и сами делились, чем могли, с людьми, не по своей вине попавшими в беду. Приносили из дома вещи, продукты, а для детей - игрушки, альбомы, карандаши...

- Каждый из наших сотрудников пересмотрел свой гардероб и принес в пункт на вокзале вещи, - рассказывает Елена Азаркина. - До сих не могу спокойно вспоминать о том, как мужчина-беженец надел пальто и - заплакал. Мы прошли серьезные испытания, прежде чем выработали правила помощи.

Звоните в "Ла Страда" - подскажут, как надо

Первым делом вынужденным переселенцам следует помочь психологически, вывести их из шокового состояния, убедить, что нельзя впадать в депрессию, что жизнь продолжается, просто на новом месте она будет иной, чем прежде. Но для этого требовалось намного большее количество профессионалов, чем располагал Одесский центр. И тут большую помощь оказала Всеукраинская общественная организация "Ла Страда", которая в 2014 году первой начала подготовку психологов, работающих с вынужденными переселенцами.

Сейчас национальная тренерская сеть действует в 21 области, проводя тренинги для психологов и педагогических работников, оказывающих помощь ВПЛ. Только в Одессе за прошлый год психологи "Ла Страда" провели около 50 консультаций и бесед. Особое внимание при этом уделялось родителям и педагогам: для них проводили беседы и тренинги, как лучше адаптироваться на новом месте, как помочь ребенку войти в атмосферу новой школы, детского сада и т. п. Кроме того, к консультациям по горячей линии, которые прежде касались проблем по предотвращению насилия в семье, торговли людьми, защите прав детей и т. п. (такая линия действует с 1997 года, без малого два десятилетия!), прибавилось и консультирование ВПЛ. Позвонив бесплатно по номеру 0-800-500335 с мобильного или домашнего телефона, или на короткий номер 386 с мобильника, можно задать любой вопрос по данной теме и получить квалифицированный совет.

Как-то, к примеру, на горячую линию позвонил семиклассник, в чей класс поступил новенький, переехавший с родителями из Донецка.

- У нас в классе есть двое, которые постоянно издеваются над новичком, потому что в его городе идет война, - рассказал мальчик. - А новенький - хороший парень, С ним интересно поговорить. Но как с ним подружиться и прекратить издевательства?

Психолог "Ла Страда" помогла разобраться с ситуацией. Паренек потом перезвонил, сказал спасибо. Рекомендации психолога пришлись кстати, атмосфера в классе наладилась.

- Нередко люди звонят и просто не знают, что им делать, - рассказывает сотрудник "Ла Страда" Алена Зубченко. - Наши консультанты разъясняют, куда нужно обратиться по решению социальных вопросов, правовых, медицинских. У нас есть большие базы по всей Украине. И благодаря одному звонку можно получить комплексную услугу.

Помощь - в "кейсе"

Комплексный подход, практикуемый "Ла Страда", взяли на вооружение и специалисты Одесского городского центра.

- В едином реестре переселенцев на каждого заведена карточка, - рассказывает юрисконсульт Анна Монастырлий, - где указано, в каких услугах человек нуждается. Ориентируясь на эти данные, мы организуем для ВПЛ специальные тренинги. Особым спросом пользуются юридические и психологические тренинги.

Чтобы помогать переселенцам решать их проблемы в комплексе, в Центре создано новое направление - кейс-менеджмент. В переводе на понятный язык, речь идет о помощи семье или человеку в решении какой-либо проблемы от начала и до конца. Этот проект финансируется программой развития ООН, и первыми его участниками стали пять семей ВПЛ.

- Одна из них - многодетная семья из Донецка, - рассказывает кейс-менеджер по работе с переселенцами Ирина Гниличенко. - У отца семейства был бизнес в Донецке, но при спешном переезде потерялись многие нужные документы. Помощь в их восстановлении оказала общественная организация "10 апреля", куда мы порекомендовали обратиться, написав соответствующее ходатайство и отослав запросы. Наш юрист дала семье бесплатные консультации. Со старшим ребенком, который перенес острый стресс во время бомбежки, психолог провела 10 занятий, что привело к положительному результату. Семья получила гуманитарную помощь, одежду, материальные средства.

У переселенки из Донецка возникли проблемы с трудоустройством. В Центре помогли ей получить одноразовую помощь в размере пяти тысяч гривен, предложили несколько вариантов трудоустройства, сейчас женщина работает на почте оператором...

Этот проект оказался востребованным настолько, что продолжен еще на пять месяцев. И теперь в нем принимают участие уже восемь семей.

Одна из них состоит из 11 человек.

- Работа с этой семьей ведется комплексно и координированно, - рассказывает Ирина Гниличенко. - Начали со здоровья. Направили на консультации к хирургу, окулисту, эндокринологу. Психолог помогает справиться с детской травмой. А юрист - с оформлением утраченных документов. Также мы предложили семье варианты поиска съемной квартиры. И надеемся, что постепенно проблемы удастся решить.

Консультации для адаптации

В психосоциальной помощи нуждается практический каждый, кто прошел через горнило конфликта.

- С психологической точки зрения, вынужденное переселение, это, конечно, стресс, - отмечает многоопытный психолог Елена Азаркина. - Самая большая проблема - процесс адаптации на новом месте. Ведь все вокруг незнакомое, кажется чужим. Люди переживают, как отнесутся к ним одесситы, опасаются вражды с их стороны. Многим переселенцам присуща излишняя эмоциональность, ранимость. У некоторых сразу понижается самооценка, они считают себя никому не нужными, обижены на все на свете. Психологи стараются эту самооценку повысить. Тут проводят строго индивидуальные консультации. Перед опытными и чуткими знатоками души человеческой люди раскрываются, откровенно рассказывают о личных проблемах.

На групповых же занятиях отрабатываются навыки коллективной сплоченности. Тут дают понять, что неважно, откуда человек приехал. И на новом месте можно найти новых друзей, коллег по работе. Для этого проводятся коллективные посещения театров, кино, различных праздников, которых в Одессе более чем достаточно. К таким мероприятиям привлекают также одесситов. И общий язык находится быстро.

И уходит детский страх...

Дети - одни из самых уязвимых категорий ВПЛ. Им требуется особая помощь.

Денис, переехав в Одессу с семьей, первое время при звуках салюта прятался под кровать. Стоило в соседней квартире раздаться стуку, за окном зареветь мотору машины, мальчик тут же ложился на пол. Мама обратилась в Центр за помощью. Несколько сеансов психолога помогли снять стресс, уравновесить состояние, повысить самооценку ребенка.

- Нам часто приходилось сталкиваться со случаями повышенной тревожности у ребят, - отмечают психологи Центра. - Дети просыпаются ночью, плачут. Глаза расширенные, в них ужас, страх. Беспокойство, агрессивность - основные психологические проблемы детей, из-за пережитых испытаний они становятся колючими, замкнутыми. Мы стараемся разговорить их, вывести из этого состояния.

В семье переселенцев из Донецкой области возникли серьезные проблемы с десятилетним Ромой. Мальчик ни в какую не хотел идти в школу. Его пугало новое место. Психолог провела с ним несколько бесед, объяснив ребенку, что в одесских школах его будут рады видеть.

- В школе, - объясняла она, - ты можешь завести новых друзей, получить новые знания, встретить интересных преподавателей. Есть возможность увидеть наш красивый город, посещать кружки, секции, которых, может быть, не было в твоем родном городе.

Родители Ромы также получили рекомендации, как себя вести с ребенком, чтобы у него не было страха быть отвергнутым в новом коллективе.

- Ребят с такими проблемами мы привлекаем в группы, чтобы они видели, что даже незнакомые детки их принимают, дружат, общаются, и никто не демонстрирует, что они - другие, - объясняет Елена Азаркина. - Для снижения страха и повышения доверия к окружающим мы используем различные упражнения. Например, ребенку завязывают глаза и предлагают упасть. А сосед должен подхватить его. И ребенок перестает бояться, зная, что его поддержат. Также мы направляем детей на оздоровление в лагерь "Виктория", где они обретают друзей.

От "Кризиса..." к "Горизонтам... "

Первые тренинги и конференции для ВПЛ проходили под слоганом: "Кризис как ресурс".

Вынужденным переселенцам объясняли, какие у них есть возможности для самореализации в новых условиях. Но советы - только часть дела. Помогали еще и конкретикой.

- В комплексе проблем, которые мы помогаем решать переселенцам, - рассказывает Елена Азаркина, - одна из самых острых - восстановление документов. Особенно это касается трудовых книжек. Поскольку трудно установить связь с предприятиями на оккупированной территории, тем более, что многих из них уже просто не существует, мы помогаем оформить справки с места работы. Также подсказываем, что согласно КЗОТу есть возможность устроиться на работу по совместительству.

Так поступил Алексей, программист из Донецка. С началом боевых действий его предприятие закрылось, и никаких документов не сохранилось. Но в городском Центре Алексей узнал о возможности работать по совместительству и сейчас трудится в частной компании по специальности.

Без документов оказалась в Одессе и Анна. В Центре ей помогли восстановить паспорт, зарегистрироваться по месту жительства и устроиться продавцом в магазин.

Алина работала горным инженером. Таких вакансий в Одессе нет, и ей посоветовали пройти переобучение в Центре занятости. Сейчас Алина работает в парикмахерской, говорит, что новая профессия ей по душе.

Подопечные городского Центра при помощи его сотрудников устраиваются на работу в частные компании, магазины, школы, детские сады. Недавно коммунальное предприятие "Горэлектротранс" прислало заявку с вакансиями, причем, кроме заработной платы выше средней, гарантируют обеспечение жильем в общежитии и горячими обедами.

- Сейчас наши конференции проходят под слоганом: "Горизонты возможностей". Чувствуете разницу? - говорит Ирина Гниличенко.- У переселенцев есть возможности переквалифицироваться, получить востребованную специальность, найти работу. Также проводится много тренингов, как открыть свой бизнес. В общем, стать своим в Одессе - не проблема. Главное, чтобы было желание, а мы всегда поможем.

Действуйте - и все получится

Есть такая пословица: "Птицы держатся крыльями, а люди - помощью". Если вы помните, то Сергея и Анну мы оставили в тот момент, когда после прибытия в Одессу они обратились в городской Центр. С тех пор прошло без малого два года. Жизнь у этой семьи вошла в размеренную колею уже на одесской земле: родители работают, один ребенок - в садике, другой - в школе...

И таких примеров - множество. В Одессе семьи ВПЛ уже в большей степени адаптировались. Но в то же время еще есть немало проблем, где нужна квалифицированная помощь.

Вот одна из довольно-таки типичных историй.

Александр долго не мог найти работу. Где-то не хотели брать работодатели, где-то его не устраивала зарплата. Жена же адаптировалась намного быстрее. И от сознания того, что фактически стал обузой для семьи, мужчина начал пить. Отчаявшись отвадить мужа от вредной привычки, супруга обратилась в городской Центр, получила консультацию психолога. Вместо того, чтобы устраивать скандалы, начала помогать мужу в поисках работы. Совместными усилиями нашли подходящее место, и в семье снова воцарился мир.

- Супруги должны держаться вместе, особенно в таких ситуациях, - подытоживает Елена Азаркина. - Общая беда сближает, объединяет и чувства, и отношения. Надо сгруппироваться в кулак и действовать. И тогда все получится.

Комментарий директора Одесского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодёжи Юлии Гайдаржи:

- К нам может обратиться любой гражданин Украины и получить полный спектр услуг. Все переселенцы, кто приезжает из Крыма, Луганской и Донецкой областей, и проживаЮт на территории Одессы, регистрируются в управлении соцзащиты. Помощь в расселении оказывают общественные организации и благотворительные фонды, они предлагают жилье на поселке Котовского, в Маяках, в селах Одесской области, санаториях и общежитиях. Сейчас основными проблемами переселенцев является трудоустройство, жилье, восстановление документов. Государство оказывает материальную помощь. Но, поселившись в другом городе, нужно еще адаптироваться социально. Только вовлечение этих людей в активную общественную жизнь может помочь решению проблемы. Наши сотрудники всегда открыты для помощи. При необходимости следует обращаться по адресу: улица И. Рабина, 7. Тел. 784-92-65,784-92-66, 784-92-67.

Подготовили
Александр ГАЛЯС
и Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.