Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1014)
14.05.2010
НОВОСТИ
Культура
Экономика
Обратная связь
Юбилей
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1014), 14.05.2010

ВСПОМНИМ ОДЕССКИЙ ФУНИКУЛЁР

В газете "Порто-франко" № 15 за 23 апреля в статье "А ведь лето не за горами" я писала о том, что одесский фуникулёр работает неудовлетворительно. Мне показалось интересным и захотелось проследить историю создания фуникулёра. Как всё это начиналось?

Когда сложился замечательный архитектурный ансамбль Приморского бульвара, а в 1842 году была построена 200- ступенчатая грандиозная лестница, в конце XIX века возникла необходимость создания ещё одного новшества - "устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар".

Эта идея начала осуществляться в 1895 году молодым инженером Н. К. Пятницким, подавшим в городскую управу прошение о предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар. С 1900 по 1902 годы спланировали склон под трассу и проложили рельсовый путь длиной около 100 метров с разъездом посредине и переходным мостиком над ним.

Построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с конторой и кассой, перроном и небольшую электростанцию на Приморской улице. Собрали и закрепили на тросах два вагончика (35 мест), доставленных из Парижа.

Вагончики двигались навстречу друг другу на тросах по рельсам. Всё осуществлялось под руководством инженера Я. Раковского. Торжественное открытие фуникулёра произошло 8 июня 1902 года. На следующий день были приняты первые пассажиры: "Желающих испытать это удобство движения нашлось довольно много", - писал "Одесский листок" (9.VI.1902 года).

Всё первое оборудование и тросы были изготовлены на Одесском канатном заводе. В 1919 году фуникулёр был законсервирован. Его запустили в сентябре 1926 года после ликвидации последствий гражданской войны. Затем до 1941 года он исправно работал, перевозя в день тысячи пассажиров. Когда началась война, фуникулёр опять был законсервирован.

В 1948 году газета "Труд" сообщила, что в Одессе началось восстановление фуникулёра. Восстановленный фуникулёр честно служил одесситам еще более десятков лет. В 1969 году фуникулёр по неизвестной причине снесли.

С лица Одессы на 35 лет оказалась стёртой ещё одна милая черта города, о которой с грустью вспоминали одесситы.

В 1970 году стали строить эскалатор, который себя не оправдал, он не прижился в Одессе, часто выходил из строя, был на ремонте. В начале 1990 годов его стали разбирать на детали, в полную негодность он пришёл в 1997 году.

В 1998 году городская власть решила построить новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила необходимые средства, но в связи с переменой власти получился долгострой длиной в восемь лет.

Торжественное открытие возрождённого фуникулёра на два вагончика по 12 человеко-мест состоялось 2 сентября 2005 года, в день рождения города, когда Одессе исполнилось 211 лет.

Жанна МИХАЙЛОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.