Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (912)
8.05.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Архив
Обратная связь
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (912), 8.05.2008

ЭКСЛИБРИСЫ ПОБЕДЫ

Книжный знак, несмотря на его малые размеры, есть ветвь большого искусства графики и одна из глубоко органичных, чутких, восприимчивых к запросам времени, изменениям характера общества, событиям общественной и личной жизни.

Наряду с произведениями живописи, скульптуры, различных видов графики тема Победы советского народа в Великой Отечественной войне не могла не найти отражения в экслибрисе.

Знак с изображением сокола, атакующего злобно оскалившегося волка, выгравировал художник из Винницы И. М. Филиппченко для трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина.

"В небе Покрышкин!" - тревожно звучали в эфире голоса вражеских корректировщиков, предупреждающих своих летчиков об опасности.

600 боевых вылетов, участие в 156 воздушных боях, 59 сбитых самолетов противника - таков счет прославленного аса. А открыт этот счет был в одесском небе.

В начале 80-х годов, находясь в Москве, я спросил у маршала:

- Александр Иванович, вы встретили начало войны под Одессой. Как это было?

- Наш аэродром находился в Маяках. Это был один из тех аэродромов, которые значились лишь на секретных картах. Десятилетиями они использовались колхозниками для сенокосов и выпасов скота. Их было много на степных просторах Украины. Но пришло время, когда военной авиации стало нужным и это поле в Маяках, покрытое молодым клевером. Словно рой пчел, приземлились на нем самолеты нашего полка. Теперь здесь целый день не затихал шум моторов.

- На каких машинах вы тогда летали?

- Я летал на "МиГе", которыми лишь стала оснащаться наша авиация. "МиГ-3" легко пикировал, набирал скорость до 500 километров и после этого делал горку до 700 метров, на что не был способен "И-16". И это очень важно. Большая вертикаль обеспечивает высоту, а высота - запас скорости. Одним словом, в "МиГе" все отвечало главному предназначению истребителя: атаке.

Как-то оставшись один на стоянке, я узнал, что к плавучему доку летит группа "юнкерсов". Не ожидая приказа, сел в самолет и поднялся в воздух.

С берега по вражеским бомбардировщикам открыли огонь зенитки. Я тоже атаковал их. Трассы моих пулеметных очередей смешались с разрывом зенитных снарядов. Один "юнкерс" загорелся. Остальные самолеты поспешно освободились от бомб и повернули назад...

Из книги А. И. Покрышкина "Небо войны": "...В Маяки уже сообщили по телефону, что эскадрилья готовится к вылету. Через полчаса мы будем за Днестром. За Бельцами увидели поредевшую колонну немцев. Скорее всего, это та самая, по которой мы били сегодня. Она двигалась на восток.

Сумерки мешают отыскать то, что больше всего хотелось бы атаковать: вражеские машины. В небе - ни одной цели.

Но вот сбоку, чуть выше нас, кажется, летит "хейнкель- 126". Он сливается с землей и потому не сразу заметен. Разворачиваюсь и иду на сближение, но экипаж, целиком увлеченный корректировкой огня своей артиллерии, не реагирует. Нажимаю на гашетку. Огненные трассы промывают фюзеляж и мотор.

Взлетаю вверх, кладу машину на крыло и смотрю вниз. "Хейнкель", оставляя шлейф дыма, падает крутой спиралью. Кажется, сбит. Нет, это всего-навсего хитрость. Возле самой земли вражеский разведчик переходит в горизонтальный полет и направляется к Пруту. Бросаюсь за "хейнкелем". Впереди недобитый враг, нужно его доконать, и я даже не заметил, как пуля опалила подбородок. Вот он - в прицеле. Теперь ему не выкрутиться. На этот раз он падает без обмана. Возвращаемся в Маяки".

- Аэродром постоянно находился в Маяках?

- Нет. Позднее наш полк перебазировался на другое место.

Вызывают на КП. Задание: уточнить направления, по которым немецкие войска двинутся на Одессу. В небе появляется "хейнкель". Он идет без прикрытия. Обнаглели фашисты, ведут себя, как хозяева положения. Надо показать им, что они не в гостях. Длинной очередью с короткой дистанции бью по "хэйнкелю". Он переворачивается и падает...

- Война только начиналась. Впереди были сотни вылетов. До сих пор помню каждый воздушный бой...", - сказал в завершение маршал.

Войну А. И. Покрышкин закончил командиром истребительной дивизии. Участвовал в Параде Победы.

Советские воины прошли торжественным маршем по Красной площади и бросили под стены Кремля гитлеровские знамена и штандарты. Этот эпизод изобразил киевский художник А. Мистецкий на книжном знаке участника Великой Отечественной войны, крупнейшего коллекционера экслибрисов, проживающего в нашем городе, М. Б. Гительмахера.

Из знаков, посвященных Победе, в собрании одесского библиофила, инвалида войны Б. Я. Левых, воспроизведены выполненные для него экслибрисы Е. Кузнецовой из Пятигорска и А. Буренко из украинского города Прилуки.

Последние дни войны. Уже близка Победа, сжимается кольцо вокруг Берлина. Но враг упорно сопротивляется. О боях среди развалин маленького городка повествует книжный знак Ю. Дяченко "Фюрстенвальде-24 апреля 1945 года".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.