Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Номер 12 (859)
06.04.2007
НОВОСТИ
Культура
Эхо дня смеха
Скандалы
Образование
Компетентный собеседник
Кримиал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (859), 06.04.2007

НАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ

В Одессе многие храмы построены на пожертвования меценатов, предпринимателей, купцов и других благотворителей – богатых граждан. И это естественно. Пример Маразли и Санценбахера был заразителен.

Но есть в Южной Пальмире церкви, построенные на пожертвования простолюдинов, – копеечные, полтинниковые, рублевые. Как, к примеру, храм Казанской иконы Божьей Матери на Пересыпи.

Церковь скромная по архитектуре. На пожертвования прихожан, запечатленных в памяти потомков Костей-моряком да рыбачкой Соней. Может, потому называлась церковь ласково "нашей Казанской", "храмом Пересыпи и Молдаванки", "храмом людей рабочих".

И хотя она освящена была в 1846-м, отделочные работы продолжались еще и в начале 1847-го, после рождественских праздников и новых пожертвований...

— Наша паства изначально, со времен постройки храма – рабочий люд Пересыпи да Молдаванки. Со всеми его бедами – безработицей, безотцовщиной, постоянными затоплениями жилищ после дождей да талыми водами при безучастии властей. – Рассказывает настоятель церкви протоиерей о. Григорий (Каюн): "Первые испытания приходятся на русско-турецкие войны, Крымскую кампанию.

Во время последней архипастырь, архиепископ Иннокентий (впоследствии провозглашенный Святителем) перед угрозой нападения на Одессу франко-английской эскадры решился на отчаянный шаг – перенести из кафедрального собора, находившегося в Херсоне, в Южную Пальмиру чудотворный образ Касперовской Божией Матери.

Первой остановкой паломников в Одессе был наш храм.

Службу Божию возглавил сам архипастырь вместе с пятью служителями церкви.

При пении хора Владыка трижды обращался к образу Богоматери: "Пресвятая Богородица, помоги нам!"

Как помните из истории, вражеская эскадра вдруг, отказавшись от наступательных действий, оставила одесский рейд. А ведь защитников было недостаточно для их отпора. Икона считается заступницей Одессы, каждую пятницу с ней совершаются богослужения в мужском монастыре, в резиденции митрополита.

В храме Казанской иконы Божией Матери сохраняется месточтимый образ Богоматери – "Живоносный Источник" (на камне), с которым паломники с молитвами объезжают-обходят Одессу.

Народную церковь не минули гонения. Несколько раз ее закрывали, используя помещение под склад, магазин...

Во время оккупации румынские поработители открыли службу со своими священниками, имеющими установку врага об использовании тайны исповеди для борьбы с патриотами.

Под единодушным давлением рабочей Пересыпи народная церковь была вновь открыта (чуть не первой из недействующих храмов в Одессе) еще в 1989 году. И снова восстанавливали, ремонтировали помещение на народные пожертвования.

В 1990-м открылись двери, возобновились богослужения в храме. Особый состав паствы (простолюдины, рабочие, мелкие торговцы) определил с первых годов духовно-благотворительной деятельности церкви помощь бедствующим старикам, сиротам, инвалидам.

До октября 1917 года при храме работала лучшая в Одессе церковно-приходская школа, где учили письму и счету одновременно с духовными науками.

И сейчас здесь действует такая школа, где учатся более 30 девушек и подростков (от 7 до 16 лет) библейской истории, истории христианства, церковному уставу. И, конечно же, хоровому пению. Кстати, церковь имеет свой хор, участвующий в воскресных богослужениях по праздничным дням".

Скажете, не все владеют музыкальным слухом, но с этим настоятель храма не согласен:

— Необходимо с детства "поставить голос". Нам в большинстве случаев это удается.

Отцу Григорию это известно и на личном примере – своем участии в хоре церкви заштатной Лозоватки под Кривым Рогом, где он родился и с младенчества посещал церковь. Ее священник о. Иоанн и дал ему впоследствии рекомендацию и благословение на поступление в Одесскую семинарию. За что и по сей день он высказывает ему огромную благодарность, как и своим старшим братьям, которые не только не отговаривали его от православной стези, но и помогали в учебе – сперва в семинарии, потом в академии, не убоявшись репрессий местных властей.

Сейчас кандидат богословия не только возглавляет службу в храме, но еще и преподает в духовной семинарии.

Храм Казанской иконы Божией Матери (его священнослужители вместе с паствой) по существу принял на себя заботы о помощи сиротам и одиноким малоимущим старикам, инвалидам района. И не только. Он – надежный партнер благотворительного фонда "Ветеран", возглавляемого истым православным мирянином Виктором Станкевичем, инженером-ядерщиком по специальности, кормильцем неимущих бесплатными обедами в четырех столовых Одессы.

О. Григорий направляет нуждающихся из своего прихода на обеды в столовую "Ветеран-2", он стал духовником кормящихся в "Ветеране-1".

Заботой паствы храма окружены оставленные, подкинутые, брошенные дети и дети-сироты в Доме малютки, милицейских приемниках-распределителях, детдомах и интернатах, больницах на Богатого и Пастера, 25...

Продукты, одежонку собирают среди паствы. Важно организовать, направить, помочь преодолеть трудности. Ведь под лежачий камень вода не течет...

За пределами города, в Овидиопольском районе в селе Барабой, размещен интернат для детей и взрослых с психическими расстройствами. Узнали в храме, что с питанием в интернате более-менее благополучно, – имеет интернат свою землю, хозяйство, что то выращивает, что-то производит. Но вот с одеждой-обувкой вообще худо.

И начали православные храма собирать её между собой.

Кто конкретно это организует и исполняет?

— Сбором вещей и обуви занимается наша профирница Евдокия Федоровна Плахотина, шофер Сергей Вакарчук отвозит в интернат, – подкрепляет информацию фамилиями настоятель храма, но тут же смолкает, мне, пожалуй, пришлось бы назвать десятки и сотни прихожан, которые помогают. Но они не требуют благодарности, ведь милосердие не предполагает вознаграждения, суеты.

Можешь помочь – помоги. Это ведь еще в притчах Соломоновых сказано. Весь вопрос в том, чтобы помощь дошла до нуждающегося. Для себя о. Григорий эту задачу решил еще в 1998-м, когда именно его митрополит Одесский и Измаильский Агафангел назвал своим первым представителем в Попечительском совете Одесского городского управления социальной защиты населения, занимающегося распределением помощи нуждающимся.

...Что сегодня, в свое 160-летие, волнует, чем живет храм Казанской иконы Божией Матери?

Ежедневных забот невпроворот. Это и реставрация помещения церкви, и улучшения ее росписей, и изучение истории церкви. Особенно в трудные для неё годы гонений, интервенции Антанты, оккупации. Очень важный период – участие паствы в защите города от фашистов, в подпольном сопротивлении.

Настоятель не забывает о подготовке молодых прихожан к учебе в духовных заведениях, интересуется успеваемостью, оказывает поддержку своему посланцу в семинарии Андрею Терзи. По себе знает, что на первом курсе особенно непросто проходит адаптация.

Труды 70-летнего настоятеля храма по защите и укреплению православия, по милосердию и утверждению духовности отмечены рядом наград наших и зарубежных православных церквей.

Григорий ЯРМУЛЬСКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.