Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (820)
23.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Земляки
Вопрос - ответ
Пережитое
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (820), 23.06.2006

К 65-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны

КОРОЛЬ ТАНКОВ – ВЫПУСКНИК ОДЕССКОГО ПОЛИТЕХА

Трудно представить, что до 22 июня 1941 года уральские заводы не выпустили ни одного танка, что до нападения гитлеровской армии на Страну Советов ни инженеры, ни рядовые работники просто не знали, как подступиться к производству этого вида вооружения. Потому что каждый танкист-фронтовик знает: танки в годы войны шли с Урала.

Решение задачи по созданию в кратчайшие сроки на Востоке СССР обновленной военной промышленности Сталин возложил на еврея – Бориса Ванникова. Ему предстояло, прежде всего, подобрать кадры, способные выполнить задание. Надо сказать, что после репрессий 30-х годов талантливых руководителей и специалистов осталось немного. Но Борису Львовичу все же удалось создать группу, на которую он мог положиться.

В статье, опубликованной в журнале "Алеф", профессор И. Коган писал: "То, что сделала небольшая группа евреев в суровую зиму 1941-1942 годов на Урале, в Сибири и на Волге, была чудом, которое спасло Советский Союз от гибели".

11 октября 1941 года в Челябинск прилетели 16 человек. Эту группу возглавлял Исаак Зальцман. Он стал новым директором ЧТЗ и заместителем наркома танковой промышленности СССР. Через месяц Исаак Моисеевич разрезал алую ленту, и с территории завода вышел первый челябинский танк. История не знает таких примеров, чтобы в течение месяца все предприятие перестроили на производство новых машин. Считается, что это технически невозможно...

Через год советская танковая промышленность под руководством Зальцмана уже была готова к масштабным сражениям. Танки производства ЧТЗ участвовали в исторической битве на Курском дуге.

Кто же он, этот неординарный человек, сумевший осуществить неосуществимое?

И. Зальцман родился 5 декабря 1905 года в местечке Томашполь под Винницей. Отец был портным, работал, не покладая рук. Но в семье было много детей, и заработанных денег не хватало даже на необходимое. С раннего детства Исааку пришлось подрабатывать на уборке сахарной свеклы.

Но учебу от не бросал. Окончил школу и поступил в Одесский политехнический институт.

Защитив диплом, молодой специалист получил направление на Путиловский завод в Ленинграде. Там за неполные 5 лет Исаак Зальцман сделал головокружительную карьеру: от мастера смены – до директора этого крупнейшего тогда в СССР оборонного предприятия, выпускавшего танки, турбины, моторы... Зальцмана назначили директором Путиловского завода в 1938 году. Тогда специалисту не было и 33 лет! Столь стремительный рост объяснялся, конечно, незаурядными организаторскими способностями молодого инженера.

...Сентябрь 1941-го. К середине месяца линия фронта вплотную приблизилась к Ленинграду. Возникла реальная опасность того, что противник, преследуя отступавшие советские войска, захватит окраины города. Но завод, невзирая на артобстрелы и налеты вражеской авиации, продолжал выпускать столь необходимое для защиты блокадного Ленинграда вооружение.

В октябре 1941 года 35-летний директор к тому времени уже Кировского завода (переименован после смерти С.М. Кирова) стал Героем Социалистического Труда.

Те, кто работал под началом Исаака Зальцмана, вспоминают, что он был вспыльчив и резок. Приняв то или иное решение, не допускал возражений. Имея в годы войны практически неограниченные полномочия, данные Государственным комитетом обороны, не всегда пользовался ими с должной мудростью и дальновидностью. Но ведь и время было тяжелое – не только на фронте, но и в тылу действовали законы военного времени. Сказывалось постоянно накапливавшееся напряжение, работать приходилась круглые сутки.

Зальцман, как говорили на заводе, "был крут". Но в трудные минуты проявлял доброжелательность, чуткость, особую душевную деликатность.

В январе того же 41-го, не успев завершить организацию выпуска тяжелых танков "КВ", а под начало Зальцмана прибыл еще один завод, эвакуированный в Нижний Тагил.

Танк "КВ" остался в производстве. Но фронту требовались танки нового образца – "Т-34". Именно на них военное командование СССР возлагало большие надежды. Поставленная задача, казалось, не имела технического решения. "Так мне и сказали, – рассказывал потом Исаак Зальцман. – Технически это сделать невозможно. Но стране нужны такие танки. И кировцы должны справиться с этой задачей".

Чтобы на новом месте наладить выпуск танков "Т-34" на конвейере, понадобилось полгода. К концу этого срока смонтированный заново завод уже производил по 30 танков в день.

После Второй мировой войны и до 1949 года Зальцман возглавлял танковую промышленность. Не оправившуюся от разрухи страну захлестнула война антисемитизма. Борьба "против космополитизма и буржуазного национализма" приобрела общегосударственный размах. В прессе публиковались статьи, фельетоны, карикатуры на евреев – деятелей науки, культуры и искусства. Началось массовое увольнение евреев с руководящих постов.

За 6 лет (1947-1953) из армии и военных научных лабораторий были уволены более 50 еврее – генералов и адмиралов. В их числе оказались начальник Военно-инженерной академии генерал-полковник Леонтий Котляр, директор Института танковой промышленности генерал-майор Семен Давидович, министр танковой промышленности Исаак Зальцман, заместитель министра авиационной промышленности Соломон Сандлер... Зальцман остался работать директором завода.

Советский государственный антисемитизм достиг апогея в январе 1953 года. В средствах массовой информации появилось сообщение ТАСС о том, что органы безопасности СССР обезвредили "шайку врачей во главе с профессорами-медиками Вовси, Этингером, Фельдманом и другими".

И. Зальцману предложили "дать показания" по ленинградскому "делу", пообещав вернуть министерское кресло. За отказ он был смещен и с директорского поста. Что ж, честь все равно дороже любой должности... Бывший министр танковой промышленности уехал в районный городок Муром во Владимирской области. Устроился на работу на маленький заводик – рядовым мастером.

В 1955-м его реабилитировали. Вернувшись в Ленинград, Зальцман работал главным инженером "Ленгорлеса", потом – ведущим конструктором опытно-механического завода. Выйдя на пенсию, долгие годы оставался консультантом. Умер в 1988 году.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.