Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (776)
12.08.2005
НОВОСТИ
Город
Мужчина и женщина
Вопрос - ответ
В мире животных
Криминал
Культура
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (776), 12.08.2005

АВТОМОБИЛИ НА УЛИЦАХ ОДЕССЫ

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что бензиновый автомобиль впервые в России появился в нашем городе? Это было в 1891 году. В машине могли разместиться два человека, из которых один был шофер – всегда в кожаной куртке и кепке. Вот автомобиль подъехал к площади и остановился. По просьбе толпы (а она, конечно, мгновенно возникала!) водитель сделал несколько кругов и через некоторое время скрылся за поворотом. Автомобиль был одним из опытных образцов "Фиата", приобретенный редактором "Одесского листка" Навроцким.

Спустя десятилетие Одесса, как и другие города Европы, начинает быстро насыщаться автомобилями. В основном на одесских улицах можно было увидеть омнибусы-автомобили (многоместные автомобили), которые поставлялись из Англии, Германии, Франции.

Первым человеком, который приобрел такой омнимбус в Одессе, как свидетельствуют документы облархива, стал П. Широцкий, проживавший тогда на улице КоблевскоЙ, 36. Приобретя омнибус, Широцкий 2 сентября 1911 года подает заявление в городскую думу с просьбой разрешить движение по одесским улицам. Получив прошение и подумав, одесский градоначальник дает разрешение на право вождения. Но до этого Широцкому пришлось пройти техническую, медицинскую и другие комиссии, а также показать свою способность к вождению "лихого мустанга". И лишь затем ему была выдана доверенность, в которой перечислялось довольно большое количество улиц с разрешенным движением.

Последовавших примеру Широцкого было немало. Через год частных автомобилей в Одессе было уже около тридцати. А в 1908 году Городской думой был принят специальный Закон о правилах езды. 26 мая 1906 года в одной из одесских газет можно было прочитать:

"Желающие получить разрешение на право пользования автоматическим экипажем подают о том заявление в городскую управу, причем должны указать в заявлении: а) для чего намечается автомобиль; б) главные размеры и вес автомобиля; в) характеристика автомобиля. Должны быть приложены к заявлению точные чертежи, снимки автомобиля и лиц, предпринимающихся управлять им. После подачи заявления автомобиль проходит проверку у техн.комиссии Городской думы, после чего проверяется опытность вождения у лица...

Автомобилем имеют право управлять лица, достигшие 20 лет, на автомобиле езда разрешатся в городе со скоростью, не более 12 верст, за городом не более 20 верст в час".

Перелистывая странички архивных материалов, можно найти фотографии омнибусов того времени и их краткие характеристики. В основном тогда на наших улицах можно было встретить двухъярусные омнибусы "Коммер", "Лондон", "Сехворзволд", "Норддеутскхиенд", "Берлин". Последние два выпускались южногерманской автомобильной фабрикой, представитель которой жил в Одессе. Все эти омнибусы имели цепную передачу, около 20 мест внутри, несколько стоячих на площадке, около 15 на империале (верхняя часть омнибуса) и одно сидячее рядом с шофером. Корпуса омнибуса были красиво оформлены, колеса были маленькие, с гнущимися тонкими спицами, а также разноцветными ободками, а окна – в солидных медных рамах. С такими же колесами и рамами были легковые автомобили "Даймлер", "Пежо", "Санбим", "Опель", которые также поставлялись из Англии, Франции, Германии и США.

С появлением бензиновых автомобилей в Одессе возникает веломоторный двор Фердинанда Цорна, находившийся тогда на Ришельевской, 38. Здесь ремонтировали, собирали самокаты (мотоциклы) и давали их напрокат (вместе с механиками!) гражданам Одессы. Главным механиком веломоторного двора являлся Д.В. Тюхтяев. Член веломоторного двора Ф.З. Казекин был до революции еще и личным шофером графа Никелича, возил этого господина на "Роллс-ройсе", Начиная с 1924 года Федор Захарович работал шофером в первой одесской пожарной охране, только организовавшейся.

Лихим водителем считался и авиатор Михаил Ефимов, его автотрюки на улицах были предтечей современных автородео. Еще один летчик, активный член веломоторного двора, Сергей Уточкин поднимал весь этот "автомобильный задор и энтузиазм". Уточкин, был вторым человеком в Одессе, который приобрел автомобиль. Брат Николай, уехавший в Монте-Карло, выиграл там большую сумму и купил в подарок Сергею трицикл-автомобиль на трех колесах, а позже Уточкин приобрел настоящий "ольтемобиль". "Правда, – рассказывал один из сторожилов нашего города, – он был громоздок, неуклюж по форме, дымил и гремел во время хода, но для нас, гимназистов, был диковинной машиной. Мы гурьбой гонялись за автомобилем, когда на нем ехал Уточкин. Скорость его была небольшая, и мы долгое время могли не отставать от машины. Гараж Уточкина находился в Воронцовском переулке, и когда Уточкин ремонтировал машину, около него всегда собиралась толпа ребятишек"...

Постепенно автотранспорт прочно вошел в жизнь города. Наряду с конкой, трамкаретами, извозчичьими биржами для фаэтонов на резиновых шинах, дрожек, карет и ландо стали появляться первые автомобильные биржи.

В 1910 году путеводители по Одессе предлагали приезжим биржу, расположенную возле дома Ведде на Дерибасовской улице (ныне – Дерибасовокая, 27) в виде следующего объявления: "Автомобили с таксометрами, вполне удобные и изящные, можно иметь по цене 30 коп. за 1 версту с уплатой по 10 коп. сверх того за каждое занятое в автомобиле место (всего там 4 места); за простой взимается по 10 коп. за каждые 4 мин..." Тут же, правда, следовало предостережение: "Покуда удовольствие это еще слишком дорогое".

Большинство автомобилей в городе составляли частную собственность. До двадцати представительств и отделений всевозможных иностранных автомобильных фирм обосновались тогда в Одессе. И самой лучшей рекламой им послужил открытый 15 апреля 1912 года автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом в помещении скетинг-ринга по улице Греческой, 48.

Салон вмещал в себя несколько отделов, В общем отделе – истории автомобилизма в Одессе – девятнадцать фирм экспонировали в хронологическом порядке все типы автомобилей (в том числе и грузовики), существовавшие в то время в нашем городе. Шины, масла, непромокаемые плащи и костюмы были выставлены в другом отделе. И наконец, в третьем отделе салона была представлена литература: книги, брошюры и другие издания по автомобилизму и автомобильному спорту.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.