Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Михаила РЫБАКА

Номер 22 (612)
24.05.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт
Наш вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (612), 24.05.2002

ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

Один из острых диалектических вопросов, на котором свернули шею многие из советских деятелей искусств – это связь между формой и содержанием. Безусловно, нет и быть не может никакой регламентированности в этой искусственно созданной проблеме. Все решается и определяется мерой таланта творцов. И никого не должно смущать, что такая вечная тема, как история чистой и трагической любви юных Ромео и Джульетты, нашла новое воплощение в рок-опере. И при этом талантливое воплощение.

В Одесском театре музыкальной комедии состоялась премьера рок-оперы "Ромео и Джульетта". Музыку и либретто спектакля написал известный одесский композитор, рок-музыкант и телеведущий Евгений Лапейко.

Постановку осуществил заслуженный деятель искусств России, режиссер и хореограф, лауреат международных конкурсов Георгий Ковтун, приехавший в свою родную Одессу из Санкт-Петербурга, где он работает в Малом оперном театре.

Говорят, чужие дети быстро растут. И чужие спектакли быстро ставятся. Действительно, Г. Ковтун в общей сложности работал с труппой 4 недели (правда, все четыре недели – до седьмого пота) и создал сложнейший спектакль, неординарный, продуманный, выстроенный, с массовыми сценами (в спектакле заняты 70 человек), со сложными акробатическими номерами, со световыми и спецэффектами... Юных героев в спектакле играют фактически дети, непосредственность которых нужно скоординировать с профессионализмом взрослых. Подготовлены 4 Джульетты, 3 Ромео, в массовых сценах принимают участие учащиеся театрального класса 37-й школы.

Но это ведь лишь надводная часть айсберга. Если Е. Лапейко вынашивал свою рок-оперу 10 лет, то у Г. Ковтуна за спиной уже три постановки бессмертной трагедии Шекспира: балет на музыку Прокофьева в Киеве и два спектакля (в Улан-Уде и в Баку) на музыку Берлиоза (драматическая симфония "Ромео и Джульетта") и Чайковского (фантазия-увертюра на ту же тему). Словом, все выстрадано.

Многие постановки классических сюжетов, в том числе и "Ромео и Джульетты", часто, чтобы подчеркнуть их всевременность, переносятся в наше время. Авторы спектакля пошли по другому пути: раз покушение на любовь есть варварство, то действие шекспировской пьесы переносится во времена варваров, в эпоху, когда христианство лишь проповедовалось, когда в истинную веру обращали народ воинствующие монахи. В спектакле таким воином-монахом представлен Патер Лоренцо, в уста которого вложена философия произведения. (Его убедительно исполняет засл. артист Украины С. Ковалевский, эту же партию в других спектаклях исполняют С. Богаченко и В. Донцов).

Чем темнее ночь, тем ярче звезды. Чем темнее силы, окружающие юных влюбленных, тем светлее и чище сами герои и их чувства. Недаром на балу-маскараде в доме Капулетти героев окружает толпа в звериных масках, недаром громкая (к сожалению, чересчур) рок-музыка, сопровождающая действие всех персонажей, сменяется прелестными нежными мелодиями, отданными Ромео и Джульетте.

Чистоту героев подчеркивает и оформление программки, на двух половинках которой, разделенные мечом, предстают перед глазами зрителей в своей целомудренной наготе Ромео и Джульетта.

В спектакле технически интересно решена сценография (художник-постановщик С. Зайцев). Свою игровую функцию несут и костюмы, в которых использованы такие материалы, как дерюга, кожа, замша и металл. Художник по костюмам Нина Гуцу разделила враждующие семьи, одев семью Капулетти в темные одежды, а семью Монтекки – в одежды холодных тонов. Освещение сцены тоже работает на общую концепцию: сцена почти все время затенена.

Очень здорово (не могу да и не хочу подбирать более литературные эпитеты) поставлены все сцены поединков и драк (постановщик Мосик Заславский) чувствуется твердая рука хореографа, предпочитающего пластическое решение большиства сцен. Особенно сильное впечатление производят поединки Тибальда и Меркуцио, Тибальда и Ромео. Кстати, об этих двух персонажах: обаятельный, пластичный, дерзкий Меркуцио (его талантливо играют лауреат конкурсов артист оперетты П. Коломийчук и молодой артист и танцор театра В. Кутуев – он же Ромео в других спектаклях).

Что касается Тибальда (Сергей Мильков), то до поединка с Меркуцио он мало обозначен в толпе родичей Капулетти. Тот же упрек можно отнести и к еще двум мужским персонажам: синьорам Монтекки и Капулетти (последнего на фоне его яркой супруги – заслуженной артистки Украины Т. Тищенко и кормилицы – заслуженной артистки Украины В. Фроловой практически не видно и не слышно). Что здесь сыграло роль: слабо выписанные образы, не уделенное им внимание режиссера либо неудача самих артистов в поисках своего лица???

Теперь о самих героях. Из 4-х Джульетт: О. Кононцевой (11 кл. сш № 82, участница школьного ансамбля), Марины Терентьевой (ст. III курса консерватории, пианистка), Саши Цимбалюк (10 кл. сш 0; 27, окончила музыкальную школу № 2, занималась у В. Басселя в театре "Суета сует") и Юлии Коровко (2 курс училища искусства и культуры. Как участница шоу-группы "Звездный час" была приглашена на роль в театр музкомедии в постановку "Волшебная лампа Аладдина") – мне довелось увидеть только Ю. Коровко. Миниатюрная Джульетта с юным, но крепким голосом (спектакль идет под фонограмму-"минус"), непосредственная, чистая, искренняя, трогательная, даже с какой-то детской косолапостью.

Из троих Ромео (о В. Кутуеве уже упоминалось выше) мне довелось познакомиться только с одним – Кириллом Туриченко (студент I курса музыкального факультета педагогического университета. Вместе с Ю. Коровко как участник "Звездного часа" играл в "Лампе Аладдина"). Третий Ромео – 11-классник Дмитрий Богаченко (сын актера С. Богаченко. Поет с 3-х лет, считает себя учеником своего отца).

Но вернемся к Туриченко. Абсолютно свободное сценическое поведение при благодарной сценической внешности. Приятный голос, точность интонаций, пластика, акробатичность, подчеркивающая мальчишескую браваду героя, или, по терминологии Марка Твена, "козыряние" перед юной Джульеттой.

В заключение хотелось бы отметить три момента. Прекрасно поставленные массовые танцы, в которых центральной фигурой вдруг оказывается скрипач оркестра Александр Марьясин, обладающий колоритной внешностью и удививший всех изяществом и легкостью прыжков.

Отличная находка – самоубийство Джульетты (кстати, все убийства в спектакле решены очень изящно). Джульетта зажимает под мышкой у мертвого Ромео его кинжал острием к себе и с силой прижимается к возлюбленному. Ее ария прерывается на неоконченной ноте...

И финал. Полет корабля, на котором лежат тела Ромео и Джульетты, в звездное небо. Этот эффект трудно описать словами – это надо видеть.

Словом, новая постановка в театре Музкомедии – это большое неординарное событие в театральном мире не только Одессы. И дело не только в том, что это первая рок-опера на сцене независимой Украины, да еще написанная одесским композитором. Дело в несомненной удаче авторов и исполнителей.

Елена КОЛТУНОВА.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.