Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

ТАК БЫЛО 30 ЛЕТ НАЗАД
Фото Михаила РЫБАКА

Номер 15 (605)
29.03.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (605), 29.03.2002

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ...

(Окончание. Начало в №№ 11, 12.)

Когда Раиса Недашковская говорит, что, играя убийцу Марата, она почувствовала, что притягивает, как проводник, страшные кровавые времена французской революции, ей веришь. Рождаются, видимо, люди с душевной структурой медиумов. И, возможно, права актриса, утверждая, что смерти нет, а есть только перевоплощение. И если раньше большинство людей рождалось со стертым в момент появления на свет знанием о прежней жизни, то сейчас все больше людей, которым при определенных обстоятельствах их прежняя жизнь напоминает о себе. Так было с самой актрисой в Испании, когда в Барселоне, в музее Пикассо, среди его ранних работ, в которых не было еще кубизма и прочего, что отличало его позднее творчество, она увидела портрет молодой женщины. Вначале ей казалось, что портрет привлек ее тем, что напоминал портреты Эль Греко – любимого испанского художника Недашковской. Но вдруг что-то пронзило сердце актрисы, и она разрыдалась. И всю долгую дорогу по равнинам Андалузии, где веером – совсем как в стихах Лорки – открывались перед ней масличные аллеи, она рыдала. Читала Лорку и рыдала. Ни природа Мурсии, ни красоты Альгамбры, ничто не могло ее успокоить. И лишь когда из Гренады группа приехала в Толедо, все прошло. Что это было? Память о прошлом воплощении? Сходства с портретом не было, но кто знает?

Чудеса нередко сопровождают Недашковскую. Иначе как чудом не назовешь случай на съемках у Наталии Бондарчук в Фильме о Пушкине. Должен был сниматься эпизод, в котором у стен монастыря актриса читает поэту "Плач Ярославны". Погода не заладилась. Пропадал съемочный день. И вдруг с затянутого тучами неба на облюбованную режиссером и оператором площадку упал яркий луч солнца. Он освещал съемочную площадку пока актриса читала свой монолог, а затем исчез, погас...

Раз речь зашла о кино, я не могла не спросить актрису о двух ее ролях: о Лялечке в "Гадюке" (потому что этот фильм Ивченко снял по сценарию моего отца – Григория Колтунова) и о героине фильма Аскольдова "Комиссар" (эта картина почти 20 лет пролежала "на полке" и принесла немало неприятностей ее создателям).

Оказалось, что и с "Гадюкой" не обошлось без чудес. Молодая актриса мечтала о роли героини, Ольги Зотовой, мечтала сниматься у своего любимого педагога (в Киевском институте театра и кино Недашковская училась на курсе В. Ивченко), но знала уже, что Ольгу будет играть Нинель Мышкова. И вдруг кузина, гадая на картах, предсказывает ей, что она будет играть в "Гадюке". Надо сказатъ, что Недашковская – противница гадания. Слово – материально, считает она. Не следует вопрошать судьбу, бывает, даже нелепое гадание искажает, деформирует под себя чью-то жизнь. В уже упомянутой поэме "Причинна" Тарас Шевченко предостерегает от гаданий.

Словом, отмахнулась Раиса от предсказания сестры, да вдруг случилось чудо – ее пригласили на роль Лялечки. "Жаль только, что не дали "развернуться" в этой роли, в последнем эпизоде", – вздыхает актриса.

В "Комиссаре" Недашковская играет молодую еврейку из заштатного городка (съемки шли в Каменец-Подольском), на руках которой шестеро маленьких детей и нелепый лысый уродец-муж (Ролан Быков). Недашковская не старалась картавить, говорить с акцентом, хотя сама мелодика построения фраз была по шолом-алейхемовски красочно еврейской: "Красная кавалерия нашла время и место рожать" – говорила она, пряча у себя в домишке роженицу-комиссаршу (Нонна Мордюкова). Недашковская хотела войти не просто в образ, а в душу своей героини, которая изо дня в день, от зари до зари обхаживает шестерых проказников, стирает, моет, чистит, варит, успокаивает ревнивца мужа, и все это делает с бесконечной любовью и терпением...

Детей собирали по всем одесским школам. Искали похожих на "родителей". Обид и слез (детей и мам), было много. Наконец отобрали шестерку картавых и шепелявых (из-за отсутствия передних зубов) еврейских детей. Трое были похожи на Раису, трое – на Ролана. Дети оказались очень способными. Свои роли они озвучивали сами. И каждое утро они говорили: "Мама Г-гая, здгавствуйте!"

— Эта картина тяжелая, но светлая, – говорит Недашковская. А вот в фильмах по Гоголю я отказалась сниматься (в роли ведьмы). И вообще их нельзя ставить. Особенно "Вий". Что-то ведь Гоголь такое знал. Что-то открылось ему перед смертью. Ведь недаром он сжег вторую часть своих "Мертвых душ" – не хотел, чтобы написанное им материализовалось. Пришли к нему какие-то откровения о будущем России. И умер он в муках, и после смерти не было ему покоя. Страшно сказать, но известно, что он перевернулся в гробу. А ведь просил не хоронить его сразу. Да, это все очень страшно...

— А Гарсиа Лорка писал: "Если умру, не закрывайте балкона..." (читает стихи), или "Если умру я, схороните меня с гитарой..."

Свой театр в планетарии Раиса Недашковская называет Духовным театром. И когда, выходя под звездный купол, она произносит: "Начинается плач гитары, разбивается чаша утра...", в сердцах слушателей разбиваются льдинки, и в душе расцветает заря.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.