+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 47 (1043), 3.12.2010 КИНОФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ИНТРИГИ(Окончание. Начало в № № 45-46.) В предыдущих рассказах о МКФ "МОЛОДОСТЬ" в основном речь шла о победителях конкурса и конкурсных фильмах. Но программа фестиваля - особенно в нынешний, юбилейный год - включает в себя, помимо конкурса еще множество событий. В первую очередь в рамках фестиваля было продемонстрировано, не считая лент, вошедших в конкурсную программу, более трехсот фильмов. Это уже упомянутая панорама украинского кино 2009-2010 годов и программа "Украинские премьеры". Это французское кино сегодня. Это новое российское кино, немецкий бульвар, фестиваль фестивалей (то есть фильмы, получившие призы на международных фестивалях - Е. К.), скандинавская панорама и др. Это четыре программы "Долгие ночи короткого метра" - Скандинавии, Испании, Германии и Франции. Это две программы киношкол - Польской национальной школы кино, телевидения и театра в Лодзи и Немецкой академии кино и телевидения в Берлине. Это документальный шоукейс США. И, наконец, ретроспективы, о которых поговорим отдельно. Во-первых, это восемь фильмов гениального французского режиссера и актера Пьера Эте и девять удивительных картин француза Эрика Ромера. Во-вторых, но прежде, чем написать, какие ретроспективы прошли "во-вторых", я сделаю небольшое отступление. Напоминаю, Киевский МКФ "МОЛОДОСТЬ" - это фестиваль дебютных фильмов. И многие ставшие впоследствии знаменитыми режиссеры дебютировали в Киеве. Так, на "МОЛОДОСТИ" начинали свой путь в кино Владимир Бортко ("Канал"), Иван Миколайчук ("Вавилон ХХ"), Бруно Дюмон ("Жизнь Иисуса"), Лукас Мудиссон ("Покажи мне любовь"), Алексей Балабанов ("Счастливые дни"), Валерий Тодоровский ("Катафалк"), Алексей Герман-мл. ("Последний поезд")... А также Владимир Меньшов, Франсуа Озон, Нана Джорджадзе, Денис Евстигнеев, Вадим Абдрашитов, Ираклий Квирикидзе, Эльдар Шенгелая... И среди них лауреат Гран-при за фильм "Неглубокая могила" британец Денни Бойл (1991 г.), который в 2008 году получил "Оскара" за нашумевший фильм "Миллионер из трущоб". Так что, если бы на юбилейный XL Международный кинофестиваль "МОЛОДОСТЬ" съехались все его "дети", то получился бы грандиозный кинофорум. Но собрать всех "детей" "МОЛОДОСТИ" - задача трудная. Генеральному директору фестиваля Андрею Халпахчи удалось осуществить другую свою идею - во внеконкурсной программе были показаны тридцать полнометражных фильма, в свое время участвовавших в конкурсной программе фестиваля - среди них ленты, получившие Гран-при, и ленты отмеченные наградами жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). В свою очередь, французы предоставили семь короткометражных фильмов французских режиссеров, победителей разных лет на "МОЛОДОСТИ", в том числе фильм Франсуа Озона "Виктор". Вот эти программы и составили те ретроспективы, о которых я хотела сказать "во-вторых". Я перечислила не все внеконкурсные кинопрограммы - их было двадцать семь. А вообще, внеконкурсных событий было намного больше. Был уже упомянутый в первой части обзора "МОЛОДОСТИ" "круглый стол", посвященный перспективам развития украинского кинематографа, в котором приняли участие россияне, поляки, деятели кинематографии Грузии... Были рассмотрены различные пути развития кинематографа, по которым идут разные страны. Работали мастер-классы. Их проводили такие крупные мастера кино, как режиссер и актер Владимир Меньшов, режиссер Роман Балаян, режиссер и генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров, режиссеры Вано Бурдулия и Эрик Бернаскони, режиссеры Оли Симонссон - призер нынешнего фестиваля ("Звуки шума") и Алексей Герман-мл., актриса Юлия Ауг (фильм "Овсянки") и др. Большой интерес вызвал мастер-класс канадского режиссера Брюс Ля Брюса на тему "Зомби и порнография". СПРАВКА. Брюс Ля Брюс (настоящее имя Джастин Стюарт) заработал славу провокатора, снимая фильмы про гомосексуалистов. В его лентах есть место и для порнографии, и для откровенного треша, а нередко находится роль и для самого режиссера. Напоминаю, что на "Молодости-2010" жюри "Sanny Banny" наградило фильм Ля Брюса "Зомби из Лос-Анджелеса" специальным призом. Кроме обязательных ежедневных пресс-конференций с участниками конкурсных программ проводились пресс-конференции с гостями фестиваля. О некоторых встречах я не только расскажу, но даже приведу по-возможности высказывания, прозвучавшие на них. В частности, пресс-конференции дали уже упомянутые Брюс Ля Брюс, Лукас Мудиссон и Карен Шахназаров. Разговор с последним касался в основном положения в российском кинематографе, и, конечно, сегодняшнего состояния "Мосфильма". Рассказывая, как удалось вытащить киностудию из той ямы, в которой "Мосфильм" очутился в 90-х годах, Карен Шахназаров сказал. - Все это делалось шаг за шагом. Наверное, у меня талант менеджера. Хотя профессия режиссера сама по себе подразумевает организаторские способности. Я знал проблему изнутри и знал, чего хочу добиться. Сейчас "Мосфильм" лучшая киностудия в Европе и одна из лучших в мире. Поскольку домов и недвижимости за рубежом у меня нет, то нам хватало денег на все реорганизации. Я действовал по тем принципам, которым меня учила моя мать: "Трать столько, сколько есть, но оставляй про запас". Нужно работать рентабельно. Но рынок - не панацея. Необходима здоровая конкуренция. И нужны люди. В советское время были замечательные режиссеры. Я мог бы назвать не менее 10 фамилий режиссеров экстра-класса и еще человек 20 отличных режиссеров. Сегодня лишь человек 5-6 можно как-то приравнять к тем корифеям. Но главная беда - в среднем звене. Таких профессионалов, как в Голливуде у нас нет. Пиротехник - это уже проблема. Я построил студию, но построить студию - это еще не значит построить кинематограф. И все равно - строить студию было необходимо: придет новое талантливое поколение, а студия, вот она, уже есть... Каждый из прошедших фестивалей "МОЛОДОСТЬ" освещала какая- нибудь ЗВЕЗДА. То приезжала Софи ЛОРЕН, то в прошлом году фестиваль осветила своим кратковременным присутствием Катрин Денев. Я не говорю о Жераре ДЕПАРДЬЕ, который уже просто "прописался" на Киевском фестивале. В этом году он открывал фестиваль вместе с Ренатой Литвиновой. Кто же из звезд мирового класса почтил XL юбилейный кинофестиваль "МОЛОДОСТЬ"? А звезды первой величины слетелись к нам из Франции. Это очаровательная Софи МАРСО, Кристофер ЛАМБЕРТ и великая Фанни АРДАН. В первый же фестивальный день (а точнее, утро) пресс- конференцию дали французские актеры (и супруги) Софи Марсо и Кристофер Ламберт и режиссер Ален Монне, привезшие фильм для церемонии открытия фестиваля "Картахена". Перед началом пресс- конференции журналисты смогли посмотреть этот фильм. Чтобы были понятнее ответы на некоторые вопросы, - несколько слов о содержании картины. Опустившийся пьяница, бывший боксер нанимается сиделкой к молодой парализованной женщине, пострадавшей в автокатастрофе. Между ними возникает любовь. Вот что сказала Софи Марсо о своей роли. - Я привыкла играть телом, а в этой роли я не могла двигаться! Пришлось выражать эмоции, в том числе и любовь другими средствами. Эта роль для меня не случайна: я всегда выбираю героинь внутренне похожих на меня. С этим не согласился партнер и супруг Кристофер Ламберт: - А я считаю, - сказал он, - что надо избавляться от такой привычки. Иначе все роли будут похожи одна на другую. Но со своим персонажем Ламберт согласен: - Отказ от спиртного ради любимой женщины - это требует большого усилия. А усилие доказывает любовь. Во время встречи с актерами произошел небольшой казус: одна из журналисток назвала актрису Софи Лорен. Это позволило вашему корреспонденту задать вопрос: как Софи Марсо относится к творчеству своей тезки и кто для нее был кумиром среди актрис старшего поколения. - Фильмов стало количественно больше, появилось много новых жанров. В этом трудно разобраться. Если раньше была Софи Лорен - настоящая звезда, то сегодня таких сотни. В коммерческих фильмах вообще трудно понять, кто настоящий актер, а кто зарабатывает просто деньги. В том, что современное кино изменилось, соглашается и Кристофер Ламберт: - Когда мне было 16, в кино ходили, как на праздник, главным образом, посмотреть на звезд. Я восхищался Бельмондо, Денев, Делоном, Иствудом, Маккензи... А сейчас в кино идут, чтобы увидеть оригинальную идею и ее реализацию. Вспомните нашумевший "Аватар". Там почти нет известных актеров. Зато - интересная ситуация и синтетические персонажи. Эпоха настоящих Героев и Антигероев ушла. И это плохо. Софи Марсо встречалась с украинскими журналистами за несколько недель до своего 44-летия, хотя и сегодня она еще напоминает девчонку из фильма "Бум". Такая же эмоциональная, любопытная и непосредственная, какой была ее 13-летняя Вик. - Я люблю дни рождения. Они позволяют чувствовать движение времени, наступление зрелости, и буду их праздновать в любом возрасте. Не хочу оставаться в стороне от своей жизни. Любопытство журналистов коснулось и личной жизни актеров, которые показались всем очень нежной парой (во время пения Олега Скрипки на открытии фестиваля взволнованный Ламберт взял Софи Марсо за руку и не отпускал ее уже до конца выступления). - Я нашла мужа... по фотографии, - призналась Марсо. - Искала актера для своего фильма, увидела фото и решила: подходит. Не представляла, что скоро Кристофер станет моим мужем. Сегодня Софи Марсо выступает не только как актриса, но и как режиссер. - Я решила стать режиссером, потому что не люблю, когда мною командуют, предпочитаю командовать сама, - говорит Марсо. На "Молодости-2011", как обещал генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи, планируется ретроспективный показ режиссерских работ Марсо. Софи Марсо, Кристофер Ламберт, Фанни Ардан, Жерар Депардье и Владимир Меньшов получили на церемонии открытия "Скифских оленей" за вклад в мировой кинематограф. (Еще два "оленя" с той же формулировкой были вручены на закрытии фестиваля нар. артистке России Людмиле Гурченко и нар. арт. Украины Ивану Гаврилюку- Е. К. ) Марсо и Ламберт, получив своих "оленей", отправились гулять по вечернему Киеву, чтобы увидеть его "желтый период". Владимир Меньшов расчувствовался, вспомнив, что его карьера пошла вверх после победы на МКФ "Молодость-1971". Жерар Депардье, который после недавнего ДТП ходит с палочкой, что не мешает ему ежеминутно вскакивать, чтобы расцеловать знакомых, искренне удивился награде: - За что? Вы мне льстите. Я знаю, что это за награда и что она значит в вашей стране. Я очень люблю Украину. Мне, конечно, приятно получить такую награду. А Фанни Ардан спела русский романс. - Когда я была маленькой, - сказала актриса, - у нас жила пожилая русская женщина, которая часто пела одну песню. Я не певица, но хочу сейчас спеть ее для вас. И полушепотом спела романс на слова Марины Цветаевой "Не хочу ни любви, ни почестей". На следующий день состоялась пресс-конференция актрисы и режиссера Фанни Ардан (на "Молодости" Ардан представила в рамках программы французская ночь короткого метра свою дебютную в этом формате ленту про права цыган "Химеры, которых нет"). Пресс-конференция, назначенная на 12 часов, была сначала перенесена на 15, затем на 18 часов, но началась еще на час позже. Принося свои извинения, Фанни Ардан сказала: - Сегодня я ездила в село - в гости к бывшему президенту Виктору Ющенко и его жене ("Скифского оленя" актрисе вручала чета Ющенко. Ющенко по-прежнему почетный президент фестиваля "МОЛОДОСТЬ" - Е. К. ). Я была счастлива, наконец, попасть не в отель, а в настоящий дом. Видела там разные традиционные вещи. Во дворе - куры и кони. Мне также показали, как получают мед. Я второй раз приезжаю в Киев (первый раз в 2004 году на "Французскую весну" - Е. К. ), но Киев для меня остается загадкой. По-правде говоря, и сама Фанни Ардан, или "Мисс Элегантность", как зовет ее западная пресса, мне показалась окутанной каким-то загадочным флером, когда она в тот же вечер появилась на вечеринке, устроенной французским посольством, чтобы тут же исчезнуть. Елена КОЛТУНОВА. На фото автора:
|
|
||||||||||||||
|