+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 39 (784), 07.10.2005 К 130-летию со дня смерти Алексея Константиновича Толстого. "Я ВЕРЮ В ЧИСТУЮ ЛЮБОВЬ..."
Известный своими историческими драмами в стихах и сатирическими произведениями, один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, А.К. Толстой был и проникновенным лириком. Народными стали песни на его слова "Кабы знала я, кабы ведала", "Колокольчики мои, цветики степные". Любовная лирика А.К. Толстого всецело связана с именем его жены Софьи Андреевны Бахметевой (в первом замужестве Миллер). Глубокая и многолетняя любовь предстает в этой лирике в романтически-возвышенном колорите. Любимая изображена как предмет восторга и поклонения, как высокий идеал. Поэтому в стихах, посвященных ей, почти вовсе нет бытовых деталей, эпизодов, по которым можно было бы восстановить подлинную историю их взаимоотношений, как это можно сделать по стихам Некрасова, Тютчева, Огарева. Нет в них и психологических коллизий. В них предстает высокое, поэтическое, но почти не меняющееся чувство самого поэта. Вместе с тем любопытно, что это чувство уже испытало влияние общественного настроения, сформированного во многом демократизацией духовной жизни русского общества. Вот почему и героиня любовной лирики А.К. Толстого, несмотря на то, что была она женщиной вполне независимой, обладавшей достаточно сильным характером и волей, предстает в стихах человеком, много претерпевшем, нуждающемся в сочувствии и поддержке. Это отразилось не только в стихах, но и в письмах поэта. Так, он пишет С.А. Миллер в 1851 году: "Мне бы так хотелось освежить твое бедное сердце, так бы хотелось дать отдохнуть тебе от всей твоей жизни! Бедное дитя, с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы (имеется в виду роман Софьи Андреевны с кн. Вяземским, из-за которого был убит на дуэли один из ее братьев, затем неудачное замужество). Даже в самые лучшие минуты, те, когда мы находились вместе, тебя волновали какая-нибудь неотвязная забота, какое-нибудь предчувствие, какое-нибудь опасение". * * * Я верю в чистую любовь
* * * Средь шумного бала, случайно,
Одно из самых знаменитых стихотворений А.К. Толстого, положенное на музыку П. Чайковским. Встреча поэта с С.А. Миллер действительно произошла на балу, однако стихотворение не документ и не воспоминание. На это указывают и явственно звучащие в нем переклички с лермонтовским "Из-за таинственной холодной полумаски", с пушкинским "Я помню чудное мгновенье", и те варианты, которые были у стихотворения. Так, начало второй строфы сперва читалось "лишь глазки лукаво блестели", это было точнее и по ситуации, и по характеру Софьи Андреевны. Однако А.К. Толстой предпочел "высокий" вариант печали, подчеркивая сочувствие к героине, жалость к ее страданиям. * * * Не верь мне, друг, когда в избытке горя
Положено на музыку Н. Римским-Корсаковым, П. Чайковским, С. Рахманиновым. * * * Острою секирой ранена береза,
Музыку на это стихотворение написали А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Ребиков, Н. Стрельников. * * * Минула страсть, и пыл ее тревожный
Музыка П. Чайковского. * * * О, если б ты могла хоть на единый миг
Музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. * * * То было раннею весной,
Стихотворение было написано, видимо, под влиянием "Майской песни" Гете. Положено на музыку П. Чайковским и Н. Римским-Корсаковым. Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||||||
|