Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 34 (1030), 3.09.2010
НАЙДЕННЫЙ КАРАВАДЖО И ОДЕССКИЕ МУЗЕЙНЫЕ ТАЙНЫ
Директор Одесского музея западного и восточного искусства
Владимир Островский недавно рассказал журналистам о новостях,
связанных с найденной в Германии картиной Караваджо "Взятие
Христа под стражу, или Поцелуй Иуды". Напомним, что картина
была похищена из одесского музея в конце июля 2008 года.
НАМ МОГУТ ПОМОЧЬ НЕМЦЫ
Если ещё недавно Владимир Иванович говорил о необходимости
того, чтобы картину реставрировали специалисты одной из
российских столиц, то сейчас он ни о Москве, ни о Петербурге
даже не упомянул. На это были основания. Очень может быть, что
картину отреставрируют немцы.
- Люди, на квартире которых был произведен обыск, несколько
граждан СНГ - подозревались в краже совсем другого, хотя тоже
произведений искусства, - рассказывает Владимир Островский. - И
тогда на квартире был найден этот сложенный в гармошку холст.
(Так "в гармошку" или "как пододеяльник? - о чем господин
Островский тоже говорит. - Б. Ш. ). Картина находится в
Берлине, у директора государственного музея. Собрав комиссию,
реставраторы этого музея пришли к выводу, что холст пребывает в
чрезвычайно критическом состоянии. На стыках в некоторых местах
краска утрачена полностью. Во многих других местах краска
утратила на 60-80 процентов связь с холстом. При любом
разворачивании и сворачивании происходит утрата красочного
слоя. Картина категорически нетранспортабельна на сегодняшний
день. Коллеги из этого музея предложили первое: зафиксировать
красочный слой, чтобы он перестал осыпаться при малейшем
движении. А потом - как вариант - предложили провести
реставрацию в этом знаменитом музее.
Мы написали соответствующий запрос в Министерство
культуры и туризма Украины, и сейчас находимся в стадии
договорного процесса. То, что красочный слой должен
фиксироваться там, это не подлежит никакому обсуждению. А потом -
посмотрим. Если удастся найти необходимые материальные
средства, картина будет отправлена в Украину. Специалисты в
Украине имеются - реставраторы высшей категории. А вот
материально-техническая база, увы, не на уровне...
В какую сумму обойдется реставрация, директор не готов
сказать, так как он искусствовед, а не реставратор. Впрочем,
если удастся договориться с немцами, то платить за реставрацию
не придётся вовсе.
- Существует проект. Мы составляем договор с берлинским
музеем, по которому его специалисты сделают полную реставрацию,
после чего этот музей получит эксклюзивное право первым
выставить отреставрированный шедевр у себя и, возможно, сделать
тур картины Караваджо по крупным музеям Германии. Думаю, что
это наиболее реальное решение. В Украине реставрация может
затянуться на несколько лет.
Для того, чтобы начать успешную реставрацию, нужно иметь
мраморный стол с идеально отполированной поверхностью на десять
сантиметров больше картины. Такого стола в реставрационном
центре в Киеве пока нет, это дорогое удовольствие. Когда
немецкие специалисты развернули картину, и у нас с ними
состоялся разговор, никакого сомнения в среде специалистов не
возникло по поводу оригинальности произведения, украденного 31
июля 2008 года. Убеждён, что картина не была украдена в
результате тщательно продуманной операции серьёзной
группировки, которая давно занимается криминальным бизнесом.
Она была украдена вором-одиночкой. По некоторым данным, которые
я не буду вам разглашать, я убежден в правильности этой версии.
С одной стороны, нам повезло, что у нас украли картину
непрофессионалы, а не организованная преступная группировка.
Потому что, когда они крадут произведение, то думают не только
о том, как украсть, но и как его реализовать. А поскольку украл
одиночка, он не понимал, что украсть - намного легче, чем
реализовать. Если бы её украли профессионалы, она бы осела
намного дольше. Да, она бы всплыла лет через пять-семь, десять.
В гораздо лучшем состоянии, возможно. Есть предположение, что
через несколько месяцев вора-одиночку убили. Картина попала
опять же к ворам, а не к профи, умеющим продавать произведения
искусства. Иначе нельзя объяснить, каким образом они довели
картину до такого ужасающего состояния. Она фактически
непродаваема в таком виде. Там очень серьёзные повреждения.
МОЛЧАТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО?
- У нас было такое тайное заседание давних сотрудников
музея, и каждый, кто помнит эту картину, по моей просьбе,
вполголоса рассказывал о тех моментах, тех тонкостях, на
которые нужно смотреть в связи с нашим холстом. Мы помним, что,
например, пять лет назад во время пакования картины в ящик для
того, чтобы её везти на выставку, увы, неосторожным движением
одного из рабочих был чуть-чуть продавлен холст с обратной
стороны. Вот такого рода приметы, о которых не знает ни один
преступник, и которые невозможно копировать, были учтены и
внимательно рассмотрены. Сегодня сомнений у нас никаких.
- Вы сообщили следствию об этих приметах?
- Нет, конечно.
- Но почему? Это ваша обязанность - гражданская и
профессиональная: сообщить следствию об этих приметах.
- Во-первых, следствие ко мне не обращалось. А во-вторых, о
каком следствии вы говорите?
- По уголовному делу.
- Картина найдена.
- А виновные наказаны?
- Нет, это не моя компетенция.
- То есть вы отказались сообщать следствию об этих
приметах?
- Вы некорректно задаёте вопрос. Ничего подобного, никаких
вопросов, ничего с выходом на музей со стороны следствия не
было.
- А проявить инициативу самим?
- Проявляли. У вас очень некорректные вопросы. Вы хотите
что, дезавуировать музей? Мы обращались в СБУ. СБУ, к
сожалению, не ответила. Мы обращались несколько раз в
следствие. Мы постоянно туда обращались и получали ответы:
тайна следствия, ничем помочь не можем. Поделиться информацией
не можем. Когда вы обжигаетесь на молоке, вы дуете на воду.
Конечно, мы будем сотрудничать с официальными следственными
органами. Но только в таком случае.
- А за эти годы вы давали показания по уголовному делу
как свидетель или не давали вообще?
- Нет, Бог миловал.
- Сложно поверить в то, что в первые дни после похищения
картины с вами под протокол не беседовали.
- Вы некорректно задали предыдущий вопрос. По поводу картины
я давал показания. Каждый из нас провёл по шесть-восемь часов в
разговорах со следователем. Фактически все сотрудники музея.
- Вы указали приметы картины, особые приметы?
- О них разговора не было.
- Почему?
- Следователь не спрашивал.
- Но они не специалисты, а вы - специалист. Что он
спросить должен был? Это вы должны показать.
- Следователь не ставил таких вопросов. Давайте будем
корректными. С инстанциями, со следователем я научился очень
корректно себя вести. Я отвечаю только на тот вопрос, который
вы задаёте. Если вы не задаёте никакой вопрос, никакую
добавочную информацию вы от меня не получите. Потому что
свойство человека - искажать её.
Другое дело - картина найдена. Вот теперь - новый этап. До
этого шла речь, чтобы схватить картину на территории страны,
чего, увы, не произошло.
- А может такое быть, что сейчас найдена подделка или
специально созданная подделка?
Нет, Владимир Иванович убеждён, что обнаружена именно
одесская картина.
"ХАЛАТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ" ИЛИ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО?
- В течение 2009 года благодаря поддержке и пониманию
начальницы областного управления культуры Бабич удалось многое
сделать - ей удалось найти деньги на сигнализацию. Фактически
были израсходованы триста тысяч гривен. За счёт этого мы
сделали новые решётки, которых никогда не было. У нас полностью
обновленная сигнализация, и мы думаем о новых видах
сигнализации, в частности, о точечной сигнализационной системе
по принципу лазера, которая будет незаметно крепиться на самые
ценные произведения.
Кстати, в том же зале искусства XX века, куда, я считаю, по
какой-то халатной преступности предшествующий главный хранитель
нашего музея, исполняющая обязанности главного хранителя
Букатар решила поместить картину, откуда её благополучно
украли. Зная, что там плохо работала сигнализация, что там не
было решёток и туда было легко добраться по карнизу второго
этажа. Я не знаю, о чём тогда думала наша бывшая и. о. главного
хранителя. Сейчас у нас с ней судебное разбирательство идёт и,
кстати, по этому поводу тоже.
- Ваше отношение к копии художницы Лоевой и к тому, чтобы
те несколько лет, пока Караваджо не вернётся, копия пробыла в
вашем музее.
- Я считаю, что это нормальный процесс, когда общество
будоражит такое событие. И художники дают свой адекватный
ответ. Это довольно интересное явление. Выставлять в нашем
музее? Не думаю. Если даже мы и надумаем что-то выставить, то
это будет просто качественная фотография нашей картины, а не
кем-то сделанная копия. Думаю, что это будет более корректно по
отношению к нашей картине.
Борис ШТЕЙНБЕРГ.
P. S. Поскольку директор музея фактически обвинил
Елену Филипповну Букатар в "халатной преступности",
подразумевая, очевидно, преступную халатность, из-за чего, как
он чётко намекнул, была похищена картина, мы обратились за
комментариями к бывшей главной хранительнице.
- Чушь! - сказала госпожа Букатар о "тайной вечере" с
перечислением вполголоса особых примет картины. - Тут можно
говорить о явном непрофессионализме нынешнего директора. Я
готова рассказать о кое-каких наших музейных тайнах, за
исключением некоторых особенностей охраны произведений
искусства, о чём, я полагаю, говорить публично не имею права.
Вообще, Владимир Иванович излишне много публично болтает,
ляпает языком.
Между прочим, после полуторагодичных баталий суд в июне
восстановил меня в должности, но директор музея, грубо попирая
закон, не пускает меня на рабочее место.
С откровениями Елены Филипповны Букатар и некоторыми
нравами, царящими в Одесском музее западного и восточного
искусства, наши читатели смогут ознакомиться в ближайшее время.