+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (1028), 20.08.2010 ДЕВЯТЬ КИНОДНЕЙ ОДНОГО ГОДАПервый Одесский Международный кинофестиваль
в репортажах, зарисовках, слухах и впечатлениях... (Окончание. Начало см. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ Наши постоянные читатели наверняка обратили внимание на то, что больше всего мы рассказываем не о конкурсных фильмах (как и зачем пересказывать визуальное произведение?!), а о том, что происходит в зале "U-Cinema". И это понятно, поскольку тут, на наш взгляд, происходят едва ли не самые значимые события фестиваля - с точки зрения перспективы. А именно, в этом зале, рожденном усилиями известного киноведа и киноорганизатора Яна Юсима, делились своим опытом с начинающими выдающиеся мастера кино. В описываемый нами день мастер-класс проводил не кто иной, как польский режиссер Кшиштоф Занусси, при жизни признанный великим. Несмотря на свою всемирную славу, К. Занусси отличается редкостным доброжелательством, готовностью помочь и поддержать любого мало-мальски способного человека. Хотя, сожалеет мастер, молодым людям, которые хотя связать свою жизнь с кинематографом, часто просто нечего сказать людям. Он советует активнее использовать личный опыт общения, брать истории из жизни, находить в них нечто уникальное. И тогда зритель благодарно откликнется. Мэтр привел довольно-таки неожиданный пример. "У меня проблемы, за мной следят... - о чем ты? - ты все понимаешь без слов. - Ну, послушай, мы уже пять лет вместе, я подобрала тебя, когда ты погибал. - Помню, благодарен, значит, ты мне не веришь... - нет...", - звучит диалог одного из фильмов. Вроде бы, стандартный сюжет. Но можно, слушая его, догадаться, что это разговор песика со своей хозяйкой? Такой ход, конечно же, привлечет внимание публики, что и было продемонстрировано присутствующими в зале. Очень важным считает К. Занусси умение искать и создавать конфликты. Опять-таки пример из практики. Когда-то компания BBC предложила режиссеру снять короткий фильм о его любимом произведении искусства. Он выбрал знаменитую картину Леонардо да Винчи "Дама с горностаем", которая хранится в Краковском музее, но не просто снял фильм об этом шедевре, а придумал некий конфликт между "Джокондой" и "Дамой с горностаем". "Бесспорно, Лувр - это лучший адрес, нежели Краков", - шутил автор, но зато у "Дамы..." есть преимущество - горностай, в то время, как Мона Лиза вынуждена коротать вечность в одиночестве". А на прощание мастер сделал фотоснимок всех присутствующих в зале и пригласил к себе в Польшу, учиться профессии. Заманчивое предложение! А перед этим в том же зале выступал украинский писатель Kюбко Дереш, выбрав волнующую всех творцов тему - "О вдохновении". Но как раз об этом состоянии речь шла меньше всего. Писатель считает, что творчество - для тех, кто не ленится над собой работать. Что ж, весьма справедливо - ведь, даже чтобы написать рассказ, нужна, как минимум, усидчивость.
Одесса не была бы Одессой, если бы не случались в ней
всякого рода забавные истории. Хотя поначалу режиссеру Хью
Родсу, постановщику картины "Святой Джон из Лас-Вегаса", было
не до шуток. Мало того, что во время просмотра его фильма в
зале отключилась электроэнергия, так на следующий день Хью
потерял кошелек и по этому поводу два часа провел в милиции.
Впрочем, как раз о последнем режиссер нисколько не жалеет,
более того, по его утверждению, именно там он нашел сюжет для
своей будущей картины.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ В этот день ждали знаменитого Сергея Соловьева, который собирался прилететь на одесскую премьеру своей картины "Асса- 2". Увы, но по объективным причинам С. Соловьев не смог выехать из Москвы, хотя очень стремился снова побывать в городе, где без малого тридцать лет назад снимал "Наследницу по прямой". Впрочем, встреча с участниками фестиваля и журналистами все- таки состоялась на следующий день, правда, носила виртуальный характер. Зато вживую можно было пообщаться с двумя другими знаменитостями - Кирой Муратовой и Юрием Маминым. Как бы перекликаясь с предыдущим выступлением Л. Дереша, К. Муратова ответила на вопрос, откуда она берет вдохновение: - Знаете, в моем фильме "Мелодия для шарманки" есть такой момент, когда дети обращаются за помощью, а в ответ получают непонятные размышления о том, что они не такие, как надо, что нужно работать над собой. "Поглядите наверх", - говорят им. И вот камера перемещается наверх. А там - всего лишь люстра, а вовсе не небеса. Так вот я беру вдохновение от люстры... При этом все причины происходящего К. Муратова находит внутри себя. "Вот то, что из меня прет, то я и есть, - говорит она. И я не вижу смысла препятствовать этому". Что ж, широчайшая известность дает режиссеру право так считать и действовать. А вот российский режиссер Юрий Мамин утверждает, что самое важное в фильме - это история, рассказанная в нем. "Если есть история, которая дает пищу для ума и для сердца, то прощаются все технические огрехи. Если же этого нет, тогда приходится делать упор на технику. "Зато как снято!" - говорят в таких случаях. Но это не оставляет глубокого следа в душе зрителей, оно не меняет их внутренний мир". Трудно возразить против такого тезиса. И тут режиссер советует побольше... читать. - Литература развивает мускулы воображения, - говорит Ю. Мамин. - Вы учитесь понимать окружающий мир, подспудные причины поступков людей. Теперешний же кинематограф, будучи наиболее доступным средством получения информации, рассказывает истории, не заставляя углубляться, думать, сопереживать. Увы, утверждает режиссер, нынешнее нечитающее поколение воспринимает профессию режиссера исключительно как статусную. - Когда я спрашиваю своих студентов: что они будут снимать, как они представляют себе свою профессию, - они на этот вопрос не могут ответить. К сожалению, кинематограф для большинства молодых режиссеров - лишь перспектива классно оттянуться. Кого было больше в зале: тех, кто выбрал кино как способ поделиться с окружающим миром своими мыслями и чувствами или же тусовщиков - покажет время. ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ Накануне закрытия фестиваля вновь возникли слухи о возможном приезде неких суперзвезд. Хотя о Сталлоне, так резво обещанном на первых пресс-конференциях, никто уже не вспоминал, зато внезапно возникли имена Натали Портман и Клода Ван Дама. Правда, кандидатура израильской красавицы испарилась так же быстро и непонятно, как и возникла, а вот по поводу Ван Дама нашей коллеге Инне Ищук в оргкомитете фестиваля сообщили, будто артист проспал свой рейс и добраться уже никак не сможет. Что ж, хотя бы пошутили напоследок. Отсутствие вышеперечисленных звезд вынужден был компенсировать наш земляк Юрий Стоянов, который сыграл главную роль в фильме "Человек у окна", показанном на церемонии закрытия, а также вице-премьер Сергей Тигипко (заодно и супруг президента фестиваля). Однако мы вернемся ближе к полудню, когда прошли два
"круглых стола". Один был посвящен проблеме освещения темы кино
в украинских СМИ, а второй - перспективам кинопроизводства в
Одессе. К сожалению, в выступлениях было слишком много обид и
непонимания и слишком мало конструктивных предложений.
По поводу одесских киноперспектив приятно было узнать, что уже в сентябре в нашем городе должны начаться съемки фильма "Самвей" - совместное производство Украины, Сербии и Германии. Создатели картины хотят пригласить на главную роль знаменитого боксера Виталия Кличко. Средства на съемку фильма пообещала выделить Германия. А вот французы от участия в проекте отказались, поскольку Франция еще не подписала с Украиной документы о сотрудничестве в сфере кино по программе "Евроимидж". Что ж, мировая популярность украинского боксера, возможно, привлечет внимание зрителей многих стран. А теперь снова вернемся в Оперный театр, где проходила церемония закрытия фестиваля. Его результаты были опубликованы в номере нашей газеты от 30 июля, потому отметим только, что Виктория Тигипко пригласила всех на Второй Международный одесский фестиваль, который пройдет в Одессе с 15 по 23 июля 2011 года. Что говорят о Первом Одесском кинофестивале... Кшиштоф Занусси - польский киноклассик: - Самое важное - набор картин хороший и публика есть. Значит, хороший фестиваль. У меня есть с чем сравнить. Удача всегда там, где есть интерес публики. Если его нет, то никакие приемы не помогут Леонид Павловский - одесский кинорежиссер: - Безусловно, хорошо, что кинофестиваль прошел в Одессе. Есть свои плюсы и минусы. В конкурсной программе могли быть фильмы и посильнее. Но все это зависит от международных положений и норм. Кинокартина, которую заявят на Одесский фестиваль, не сможет участвовать в Каннском. Когда дорастем до определенного уровня, тогда и будем говорить. Лариса Удовиченко - актриса: - Я рада, что кинофестиваль состоялся на моей родине, в Одессе. Хотелось, чтобы он удивил меня. Все было замечательно. И надеюсь, что будет продолжение в следующем году. Андрей Кавун - победитель кинофестиваля: - Я хотел бы поблагодарить за внимание к моей картине. В Одессе очень живой зритель. И непредвзятое, объективное жюри. И вообще город замечательный. Особенно люди - душевные, добрые и естественные. Йос Стеллинг - голландский кинорежиссер, председатель жюри: - Все было сделано очень хорошо для первого кинофестиваля. Надеюсь, что я приеду в Одессу еще раз на следующий кинофестиваль. Понравились и прием, и организация, и город, и люди. Рутгер Хауэр - голливудский актер: - Я первый раз в Одессе. И мне этот город понравился. Это как окно в Европу. Несмотря на многие технические неудачи, неприятности, мне все равно фестиваль понравился. Джамала - украинская певица: - Одесский фестиваль - это здорово. Хорошая конкурсная программа. Я люблю фильмы, которые рассказывают о жизненных перипетиях. Эммануил Виторган - актер: - На этой прекрасной земле кинофестиваль состоялся. Все прошло очень хорошо и на уровне для первого раза. И будем надеяться, что эта традиция будет продолжаться. Материал подготовили На Фото с сайта фестиваля: - Польский режиссер Кшиштоф Занусси. - Американский режиссер Хью Родс, - Российский режиссер Юрий Мамин. - Актер Юрий Стоянов, - Один из организаторов фестиваля Ян Юсим,
|
|
|||||||||||||||
|