Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (827)
11.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Скандалы
Тема номера
Архив
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (827), 11.08.2006

МЫСЛИ ПО ПОВОДУ

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОПАСТЬ В ЕВРОПУ

Однажды мне довелось слышать рассказ одного ученого, которому предложили проанализировать, почему российские компании, работающие в сталелитейном бизнесе, не смогли быть достойно представленными в лондонском бизнес-клубе. В этом направлении была проведена большая работа: компании купили очень хорошую прессу, вышли на восьмую страницу ведущих западных газет, но в конце концов с ними всерьез никто не стал говорить. А причина оказалась весьма простой: члены элитного бизнес-клуба так и не услышали от российских претендентов, какие те реализовали социальные проекты.

— В Соединенных Штатах, – рассказывает доктор исторических наук Александр Логунов, – есть очень жесткий нравственный закон: с вами никто не будет разговаривать, если ваш капитал присутствует исключительно в экономической сфере. Если вы не вкладываете деньги в образование, науку, здравоохранение, поддержку больных, борьбу с противопехотными минами и так далее, вас ни в одно приличное экономическое и светское сообщество никто не пустит.

Нельзя сказать, будто наше бизнес-сообщество не понимает этого. Но, к величайшему сожалению, у значительной части его представителей пока еще преобладает психология временщиков. А временщик никогда не будет вкладывать средства в то, в чем он не видит быстрой отдачи. Эти люди с радостью проспонсируют какой-нибудь конкурс красоты "Мисс Тмутаракань" или, в лучшем случае, построят церковь, но чтобы обязательно все об этом узнали и восхитились. А ведь в развитых странах общепризнанно, что серьезным бизнесменом может считаться только тот, кто заботится о малых сих.

Можно, конечно, сколько угодно говорить, что эта забота лицемерная, вынужденная, но таковы на Западе правила игры. Не самые, прямо скажем, плохие. Кстати, во многом формирование таких правил связано с опытом советского НЭПа. Только тогда социальную политику взяло на себя государство, а в нынешних условиях в этом направлении активно действует бизнес. И если вести речь о НЭПе образца 2000-х годов, то невозможно обойти вниманием его социальную составляющую.

Не так давно мне довелось побывать в Николаеве, знакомиться со здешним Центром социальных программ. Честно должен признаться: я был просто потрясен увиденным. Прежде всего, этот Центр занимает весь первый этаж девятиэтажного дома. Сколько там комнат, я так и не смог сосчитать, все они функциональны и предназначены для реализации разных проектов. Но больше всего меня поразил план работы центра. Расписан каждый день – и это летом, в пору отпусков. Учитывая, что район, в котором находится центр, промышленный, основной упор в работе сделан на молодежные программы, развитие волонтерского движения, сотрудничество с общественными организациями и т.п. Интересно, что, проработав первые несколько месяцев, центр провел опрос жителей, по результатам которого была организована "акция быстрого реагирования", охватившая более 600 человек. Мне рассказывали, что на проведенном накануне поэтическом вечере зал, рассчитанный на 150 человек, не смог вместить всех желающих. Но больше всего поразила и восхитила программа "Десять классных проектов". Суть ее в том, что классы николаевских школ пишут заявки на реализацию какого-нибудь проекта. Делают они это совсем по-взрослому, по определенной грантовой схеме. Экспертный совет отбирает 10 лучших, каждому из которых выделяют по 10000 гривен на реализацию. Вдумайтесь: сто тысяч выделяется только школьникам, не говоря уже о других акциях.

Сотрудники центра постоянно ищут новые идеи, которые привлекли бы внимание молодежи, причем поиск ведется масштабный. Автора этих строк, к примеру, нашли через интернет, на каком-то белорусском (!) сайте. Согласитесь, было от чего прийти в восторг, с одной стороны, и закручиниться, с другой. Почему такого нет у нас? Почему Николаев в последние года два откровенно перехватил у Одессы славу лидера в реализации социальных инициатив? Впрочем, все стало на свои места, когда я узнал, что Центр социальных программ действует при Николаевском глиноземном заводе, который входит в знаменитую российскую компанию "Русал" ("Российский алюминий"). Эта компания давно уже работает по западным стандартам, и один только ее "Социальный отчет" занимает 60 страниц формата А4.

У китайцев есть давняя мудрость: "Если ты смотришь на год вперед – выращивай рис. Если ты смотришь вперед на столетия — выращивай людей". Экономическая политика в современных условиях, новый (извините за тавтологию) нэп невозможен без мощной социальной составляющей. И чем скорее осознают это наши власти и наши бизнесмены, тем лучше для страны и ее жителей, тем скорее мы продвинемся в Европу, от которой все равно Украине никуда не деться.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.