+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 30 (1026), 6.08.2010 ДЕВЯТЬ КИНОДНЕЙ ОДНОГО ГОДАПервый
Одесский Международный кинофестиваль в репортажах, зарисовках, слухах и впечатлениях (Продолжение. ДЕНЬ ВТОРОЙ Главным событием дня (а может, и всего фестиваля) стал показ на Потемкинской лестнице знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин". Эта акция стала уникальной по ряду причин. Практически впервые одесситы смогли увидеть оригинальную версию легендарной картины в сопровождении симфонического оркестра. Предысторию показа рассказал на пресс-конференции выдающийся киновед Наум Клейман, считающийся лучшим в мире знатоком творчества Сергея Эйзенштейна. Оказывается, в свое время негатив картины был продан для показа в Германии, где местные прокатчики изрядно его порезали. Впрочем, постарались и советские цензоры. Взять такой факт. В оригинальной версии в качестве эпиграфа были использованы слова Льва Троцкого, но их, по понятным причинам, заменили на цитату из Ленина. Чтобы воссоздать задуманное Эйзенштейном, киноведам России и Германии пришлось приложить массу усилий, собирая фильм буквально по кадрам. Определенные сложности были и с музыкальным сопровождением. Считается, что лучшую музыку к картине создал немецкий композитор Э. Майзель, и оригинал этого сочинения также пришлось разыскивать в архивах. Но в результате, по мнению Н. Клеймана, "тот вариант фильма, который увидели одесситы, 99,9 % восстановленная от немецко- советских правок первоначальная версия 1925 года. В Германии воссоздана по нашему заказу и удивительная музыка, написанная к картине. Все это - результат сотрудничества многих стран. Впервые итог наших стараний десять лет назад увидел Берлин, теперь пришла очередь Одессы". Символичен был выбор места показа. Ведь центральная сцена картины снята именно на той самой лестнице, где расположились тысячи зрителей. К слову, именно после "Броненосца..." лестницу, которую обычно именовали "Большой Одесской", стали называть "Потемкинской". Судя по реакции, показ произвел большое впечатление. Председатель Национального Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач признался, что к финалу у него навернулись слезы. - "Броненосец "Потемкин" - это экранная симфония, выстроенная очень четко. Музыка делает ее более выразительной и структурированной, что поднимает в зрителях великие человеческие чувства и эмоции, - сказал он после просмотра. Высокую оценку показу дал и председатель жюри фестиваля, известный голландский режиссер Йос Стеллинг. - Несмотря на то, что "Броненосец "Потемкин" является классикой кинематографа, и впервые я его посмотрел еще в детстве, меня поразило музыкальное сопровождение фильма - оно просто волшебно, - поделился мастер своими впечатлениями. А вот что вынесли после просмотра наши коллеги: "История восстания на военном корабле, ответ на вопрос "кто прав, кто виноват" по-разному (зачастую кардинально противоположно) трактовались в дореволюционные времена, в советские, в нынешние. Но зрителям, которые собрались накануне на Потемкинской лестнице, устроители просмотра предложили не урок из истории российской революции 1905 года и не дискуссию, в которой каждая сторона отстаивает свою правду. Здесь, под горячим и темным летним небом, можно было в полную силу ощутить гениальную правду искусства, которая нередко выше просто фактов, цифр и цитат. А себя - частью города, наделенного особым талантом - вдохновлять тех, кто способен творить эту правду". Кстати говоря, утром этого дня любители старого кино могли увидеть два немых фильма Одесской студии: первую работу Александра Довженко "Ягодка любви" и очень популярный в 1920-х "боевик" "Беня Крик" по рассказам Бабеля. Этим показом открылась в зале "U-cinema" ретроспектива картин Одесской киностудии. А следом за этим фильмом "Короткие встречи" начался другой ретропоказ, где можно было увидеть лучшие работы Киры Муратовой. В кинотеатре же "Маски" главной приманкой фестивальной программы стал показ шести работ великого итальянского режиссера Федерико Феллини. А вот многие из тех, кто решил посетить мастер-класс знаменитого артиста Рутгера Хауэра, были слегка шокированы манерой его ведения занятий. - Я никогда никого не учу, - пояснил артист. - Вы сами должны чувствовать героя, его энергию. И тогда у вас все получится. Я люблю свободу. И не понимаю того, что происходит в Украине. Вы делаете то, что вам приказывают, а не ищете сами. Звезда был явно не в настроении. Когда одна девушка попыталась выяснить у него некоторые технологические особенности работы, актер не нашел ничего лучшего, как запустить в нее салфеткой. Впрочем, неважное настроение звезды могло быть вызвано жарой и техническими неполадками. Устав сражаться с техникой, которая то ничего не показывала, то хрипела, он на вопросы отвечал предельно кратко. А девушке, которая рискнула его перебить, актер просто сказал: "Заткнись!". Правда, на английском, так что не все сразу поняли. ДЕНЬ ТРЕТИЙ Своеобразным продолжением предыдущего дня стал мастер-класс Наума Клеймана "Парадоксальный авангардизм "Броненосца "Потемкина". Встреча проходила в кинотеатре "U-cinema" на киностудии. Основную часть слушателей составляли участники проекта "Летняя киношкола" - кинолюбители, делающие первые шаги в искусстве. Поскольку большую часть зала составляли люди подкованные, то и разговор шел серьезный, профессиональный. Наум Клейман попытался развеять мифы, сложившиеся вокруг картины. В частности, по его мнению, главным мотивом фильма является призыв не к революции, а к единению. Необыкновенно интересными были мысли киноведа о языке этой киноленты, который напоминает, как ни парадоксально это прозвучит, японскую поэзию - хокку и танка. Кроме лекции, Н. Клейман подарил киностудии четыре тома трудов Сергея Эйзенштейна. В свою очередь Ян Юсим, координатор фестивальной кинопрограммы, презентовал гостю книги Киры Муратовой и Вадима Костроменко. Финальным аккордом дня стал "Счастливый конец" - фильм, который участвовал в программе "Новое российское кино". Сюжет картины в чем-то схож с гоголевским "Носом", только сбежавший орган находится несколько ниже. Дело в том, что знаменитого стриптизера оригинально проклинает одна из бывших любовниц, в результате чего детородный орган главного героя начинает жить своей жизнью и даже соперничать за девушку со своим бывшим обладателем. Исполнитель главной роли, известный московский артист Юрий Колокольников признался на встрече с журналистами, что тема фильма "достаточно сложная и щекотливая. В то же время в фильме необходимо было называть вещи своими именами. Нашей задачей было сделать это красиво, мне кажется, мы с задачей справились". Тем не менее компания, финансировавшая съемки, пока что не рискнула выпустить картину в широкий прокат, но авторы надеются, что фильм разойдется на DVD. Занятно, это уже не первая картина данной команды, которую постигла такая участь. Тем не менее авторы не теряют присутствия духа и намерены снять фильм под названием "Маменькин сынок", где главная роль предложена прекрасной питерской актрисе Ксении Раппопорт, которая сейчас с успехом снимается и за границей. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ В кинотеатре "Родина" тем временем шли показы конкурсных фильмов и встречи с их создателями. С особым интересом ждали премьеру работы одесского режиссера Алексея Луканева "Пистолет Страдивари". Тем более, что картина снималась в Одессе. И дело не только в происхождении постановщика. Просто авторы убеждены, что только в нашем городе возможно было снять авантюрное жанровое кино. Кроме того, название фильма также ассоциируется с Одессой, ибо "пистолет Страдивари" - цитата известного местного анекдота. Мастер-класс в этот день давал Вадим Перельман - американский режиссер киевского происхождения. Его дебютный фильм "Дом из песка и тумана" был номинирован сразу на три премии "Оскар", так что советы режиссера были весьма и весьма полезными для начинающих кинематографистов. В первую очередь В. Перельман подчеркнул значение сценария. Хороший сценарий, по его мнению, это то, что написано от души. "У всех из нас есть история, которая дорога нам, - это и есть хороший сценарий. Он даст вам актеров, финансы, даст вам себя проявить. Сценарий - это самое главное для режиссера". Впрочем, чтобы даже очень хороший сценарий не затерялся в Голливуде среди массы других, там тоже требуются связи. Не исключено, что поэтому мастер рекомендовал неофитам не стремиться в Голливуд, а снимать картины на своей родине. "У вас очень плодовитое поле - украинская земля. И я вижу энтузиазм в ваших лицах. Вы сможете", - подбодрил он своих будущих (возможно) коллег и соперников. А вот те, кто пришел на встречу с представительницей Французского Культурного центра в Украине Эммануэль Фассийон, хотели узнать, каким образом можно получить поддержку для реализации своих проектов. По словам г-жи Фассийон, во Франции существует много программ и фондов, которые поддерживают совместные с представителями других стран творческие проекты, в том числе и кинематографические. Во Франции считают важным способствовать появлению совместных работ с молодыми украинскими режиссерами, потому у них есть шансы получить гранты для реализации своих замыслов. Правда, режиссеры из Украины почему-то редко подает заявки на участие в подобных программах, по всей видимости, по незнанию. Чтобы узнать всю информацию о доступных фондах и грантах, следует обращаться во Французский культурный центр. Кроме рассказа о сопродюсировании украинских фильмов французской стороной, гостья фестиваля дала ряд советов по созданию киносценариев. Остается верить, что французский опыт окажется полезным для наших кандидатов в Эйзенштейны. В том же зале "U-cinema", где проходили мастер-классы, в этот день журналисты имели уникальный шанс лицезреть на экране своего коллегу - известного фотомастера Олега Владимирского. Дело в том, что 30 лет назад Олег снимался в главной роли в легендарном фильме Киры Муратовой "Долгие проводы". Правда, сам герой в зале отсутствовал: он был занят съемками фестивальных будней. (Продолжение следует.) Материал подготовил На Фото с сайта фестиваля: Президент ОМКФ Виктория Тигипко Режиссер Кира Муратова Режиссер фильма "Пистолет Страдивари" Мастер-класс На вопросы отвечает
|
|
|||||||||||||||
|